о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дороги



Дело №2-3699/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 г.                                                                                                     г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,

с участием помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Хафизова М.С.,

представителя ответчика - Администрации г. Чебоксары Степанова С.А., представившего доверенность от дата ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дороги,

установил:

Прокурор Калининского района г. Чебоксары в порядке ст. 45 ГПК РФ обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары, с требованиями о возложении обязанности по проведению реконструкции дороги. Исковое заявление мотивировано тем, что по вопросу ремонта дороги и некачественной работы ливневой канализации по обращению жителей адрес была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в части осуществления дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования в границах г. Чебоксары. В ходе проверки выявилось, что администрацией г. Чебоксары не в полной мере соблюдаются требования положений п. 9 ст.6, п. 11 ст. 5, ст. 13, ст. 16 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильный дорогах и о дорожной деятельности». Согласно акта комиссионного обследования состояния проезжей части дороги по адрес от дата, проезжая часть на указанной дороге по всей протяженности имеет множественные выбоины, просадки, проломы, неровности, ямы, отсутствует сеть ливневой канализации. В связи с большим продольно-поперечным уклоном происходит размытие оврага и проезжей части дороги. На данном участке требуется реконструкции дороги с разработкой проектно-сметной документации с обустройством сети ливней канализации. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 210 ГК РФ, указывает, что граждане лишены возможности пользоваться обустроенной дорогой общего пользования, являющейся муниципальной собственностью, создается угроза здоровью и жизни граждан, безопасности дорожного движения, имеется угроза причинения вреда имуществу граждан, проживающих на адрес. Неисполнение администрацией г. Чебоксары обязанностей по надлежащему содержанию дороги общего пользования в черте г. Чебоксары нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения. Просит возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести реконструкцию дороги по адрес.

Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление ГИБДД МВД по ЧР.

дата представлено уточненное исковое заявление, согласно которому прокурор просит возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения произвести капитальный ремонт дороги по адрес с обустройством сети ливневой канализации.     

В судебном заседании прокурор Хафизов М.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в уточненном иске основаниям, согласен на рассмотрение дела в заочном производстве.

Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары Степанов С.А. иск не признал, пояснив, что дорога по адрес находится в муниципальной собственности, но провести ее капитальный ремонт не представляется возможным, т.к. она не имеет асфальтового покрытия, других конструктивных элементов, отвечающих требованиям, предъявляемым к дорогам. Кроме того, срок указанный прокурором в иске, шесть месяцев, является неисполнимым, поскольку проведение ремонта возможно только в период с апреля и до октября с учетом климатических условий. Также поддержал свои объяснения, данные ранее. В судебном заседании дата представитель ответчика пояснил, что действительно указанная дорога находиться в собственности муниципального образования, а именно г. Чебоксары. Финансирование строительства определенной дороги производиться как из федерального, республиканского, так и из местного бюджета. Для этого составляются соответствующие республиканские программы. Изыскание денежных средств, для реконструкции данной дороги, крайне обременительно, так как их приодеться изымать из финансирования других программных мероприятий, и они в итоге останутся невыполненными. Срок должен быть привязан не только к факту необходимости изыскания финансовых средств, но и к разработке соответствующей адресной программы, внесению поправок в бюджет республики и города, согласование адресной программы со всеми министерствами. Думает, что разумным и объективным в данном случае будет двухгодичный срок.

Представители третьего лица МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства», третьего лица Управления ГИБДД МВД по ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В судебном заседании дата представитель третьего лица МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары Долгова О.А. пояснила, что МБУ «УЖКХиБ» является организацией ответственной за содержание дорог в г. Чебоксары. Дорога по адрес относиться к дорогам частного сектора и является второстепенной по значимости дорогой. На ремонт дорог составляются муниципальные программы. Туда включаются дороги в зависимости от значимости, нагрузки, степени износа и, конечно, полагаясь на объем финансирования из бюджета. Она согласна, что дорога находиться в ужасном состоянии, но в список дорог, подлежащих ремонту, она не попала. На сегодняшний день не реально исполнить требования прокуратуры. Согласно требованиям СНиПа 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» работа «горячим асфальтом» разрешена при температуре выше +10 градусов. Ремонтные работы могут начаться только в конце апреля - в мае, поэтому указанной прокуратурой срок не реален. У них нет характеристик и параметров данной дороги. Процесс паспортизации дорог в городе только начался и сейчас распространяется только на центральные улицы города. Частный сектор пока не затрагивается. В частном секторе выделяются деньги только на уборку снега. Данная дорога у них находиться на забалансовом счете, но там указана только её остаточная стоимость, параметров там нет.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п. 11 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Соответствующий перечень автомобильных дорог общего пользования по г. Чебоксары не представлен.

Вместе с тем, как следует из справки МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» от дата земли общего пользования по адрес, занятые дорогой, находятся в муниципальной собственности.

Из объяснений представителя ответчика следует, что указанная дорога находиться в собственности муниципального образования, а из объяснений представителя третьего лица МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» - что данная дорога относиться к дорогам частного сектора, дорога находиться в ужасном состоянии, нет характеристик и параметров данной дороги. Процесс паспортизации дорог в городе только начался и сейчас распространяется только на центральные улицы города.

Из материалов дела следует, что дата от жильцов адрес в прокуратуру Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики поступило обращение о принятии мер по обеспечению ремонта автодороги по адресу: адрес.

Из акта комиссионного обследования состояния проезжей части дороги по адрес (------) г. Чебоксары от дата следует, что проезжая часть дороги по адрес по всей протяженности имеет множественные выбоины, просадки, проломы, неровности, ямочность (нарушены п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), отсутствует сеть ливневой канализации. В связи с большим продольно-поперечным уклоном происходит размытие оврага и проезжей части дороги.

Заключение комиссии: требуется реконструкция дороги по адрес с разработкой проектно-сметной документации с обустройством сети ливневой канализации. Акт подписан представителями прокуратуры Калининского района г. Чебоксары, УГИБДД МВД по ЧР, МБУ «Управление ЖКХ и Благоустройства», администрации Калининского района г.Чебоксары. Изложенные в акте сведения подтверждаются фототаблицами.

В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 6 ст. 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г. Чебоксары к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Устава г. Чебоксары администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.

При таких обстоятельствах обязанности по обеспечению надлежащего состоянию дороги по адрес лежит на администрации г. Чебоксары.

Понятие реконструкции дороги дается в п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно которому реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно п. 10 ст. 3 указанного Закона капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Из акта комиссионного обследования дороги следует, что требуется реконструкция дороги по адрес с разработкой проектно-сметной документации с обустройством сети ливневой канализации. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих необходимость изменения класса и (или) категории автомобильной дороги либо границы полосы отвода автомобильной дороги, не представлено. В связи с чем, исходя из имеющихся материалов дела, а также с учетом уточненного искового заявления, требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что на администрации г. Чебоксары лежит обязанность по проведению капитального ремонта дороги.

Согласно ст. 8 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" указанного закона автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления городских округов - автомобильным дорогам местного значения городских округов.

Частью 1 ст. 9 Закона установлено, что протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

Как установлено при рассмотрении дела дорога местного значения по адрес находится в муниципальной собственности, на балансе МБУ «Управление ЖКХ и Благоустройства». При этом сведений о идентификационном номере, технической документации на дорогу не представлено, перечень автомобильных дорог общего пользования по г. Чебоксары отсутствует.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить основанием для неисполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению надлежащего состоянию дороги.

Из составленного представителями администрации Калининского района г. Чебоксары, МБУ «Управление ЖКХиБ» акта от дата следует, что протяженность проезжей части адрес составляет ------ п.м., ширина ------ м., общая площадь ------ кв.м. Устройство новой дорожной одежды проезжей части с водоотводными канавами ориентировочно составит ------ тыс. руб. В настоящее время дорога не имеет покрытия.

Оценив в совокупности представленные доказательства суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по проведению капитального ремонта с обустройством сети ливневой канализации дороги по адрес являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, срок проведения капитального ремонта должен быть разумным и определен с учетом климатических условий в данной местности.

Согласно п. 10.16 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 °С. Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований: толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см; необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками; устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей; верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С). Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ суд признает общеизвестным и не нуждающимся в доказывании тот факт, что условиях зимнего периода времени в данной местности температура окружающего воздуха ниже указанных в СНиП значений, что препятствует началу работ и их проведению в зимний и частично осенний и весенний периоды.

В связи с изложенным суд устанавливает срок для проведения капитального ремонта дороги в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дороги удовлетворить в части.

Обязать Администрацию г. Чебоксары привести капитальный ремонт с обустройством сети ливневой канализации дороги по адрес, протяженностью ------ метров, площадью ------ кв.м., в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в части установления шестимесячного срока приведения капитального ремонта дороги - отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья                                  Е.М. Данилин