признание решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учетн уждающихся в улчшении жилищных условий незаконным



Дело № 2-4249/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2011 года                     г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В., с участием представителя истицы Романюк Н.В. - Кочеткова А.Н., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романюк ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности включить в список очередников,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании отказа администрации Ленинского района г. Чебоксары в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности включить в список очередников на получение мер социальной поддержки, указав в нем, что дата она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах», представив необходимый пакет документов. Однако письмом от дата ответчик сообщил ей об отказе в удовлетворении данной просьбы по мотивам умышленного ухудшения жилищных условий. Указанное решение, полагает истица, является незаконным.

В судебном заседании истица не присутствовала, доверила представлять свои интересы, в том числе и без ее участия, ФИО5, наделив его полным объемом полномочий стороны по делу.

Представитель истицы в судебном заседании данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления истицы о постановке на учет неправильно истолкованы нормы ст. 53 ЖК РФ, что привело к нарушению ее жилищных прав. Истица является ------ ей ------ лет и она нуждается в постоянном постороннем уходе. В дата году она переехала на постоянное место жительства в г. Чебоксары к своей дочери, а свой дом в адрес продала в дата году. Истица как член семьи постоянно проживает в адрес, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего ниже установленной по г. Чебоксары учетной нормы.

Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что с момента отчуждения истицей принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по прежнему месту жительства не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении. Если считать указанные действия правомерными, то обеспеченность общей площадью жилого помещения у истицы и членов ее семьи ниже учетной нормы, установленной в г. Чебоксары, что администрацией Ленинского района не оспаривается.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении ( ч. 2 - 3 ст. 49 ЖК РФ).

Из фактических обстоятельств данного спора и избранного способа защиты нарушенного права следует, что свое право на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении истица связывает с наличием у нее статуса вдовы участника Великой Отечественной войны, т.е. отнесением ее нормами специального закона к иным категориям граждан, нуждающимся в жилом помещении. В целях реализации названного права 13 июля 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах».

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Устанавливая меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в части 1 статьи 2 названного закона перечислил категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус ветерана Великой Отечественной войны, разделив их на следующие категории:

1) участники Великой Отечественной войны, в числе которых:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Статья 28 закона "О ветеранах" предусматривает реализацию мер социальной поддержки ветеранов, которая осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, право ФИО8 - умершего супруга истицы на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, подтверждено удостоверением серии , выданным ------ дата. На тот момент категории участников Великой Отечественной войны, обладающие правом на получение соответствующих льгот и преимуществ, были определены в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от дата N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны", согласно п. 2 которого меры социальной поддержки, предусмотренные названным постановлением, предоставлялись военнослужащим, проходившим службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн; военнослужащим, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, проходивших в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.

Пунктом 2.1. Постановления Правительства РФ от 27.04.1995 N 423 (в ред. от 25.04.2011) "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда" установлено, что меры социальной поддержки, предоставленные Федеральным законом "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а","б","г","ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", реализуются на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. № 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122.

В соответствии с названными документами после смерти супруга, истице Управлением по социальной поддержке населения администрации адрес дата было выдано удостоверение серии о правах на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны (л.д. 3). Льготы для данной категории граждан установлены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".

Право истицы на получение мер социальной поддержки на основании ст. 21 Федерального закона от дата № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 09.12.2010 г.) ответчиком не оспаривается и признано представителем ответчика в судебном заседании. Признание стороной (ее представителем) обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

Таким образом, доводы истицы о том, что она подпадает под категорию лиц, имеющих право на обеспечение жильем на основании норм специального закона, подтверждены материалами дела и признаны ответчиком. Названное право, реализуемое в форме предоставления за счет средств федерального бюджета безвозмездной субсидии, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.

Перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, законодатель установил в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Данный перечень сформулирован как исчерпывающий.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истице было отказано в принятии на учет по тем основаниям, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий (п.3 ст. 54 ЖК РФ).

В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает неправомерными.

Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Сторона ответчика, утверждая о недобросовестности действий истицы, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено.

Действительно, отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи, подпунктом «д» пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которые в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии могут применяться к иным сходным правоотношениям, признается действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты.

Между тем, обстоятельства данного спора не свидетельствуют о том, что истица, продав принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в связи с переездом на другое место жительства, действовала с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которое потребует участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.

Так, проверяя доводы сторон, суд установил, что, действительно, до переезда в г. Чебоксары истица проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, дата года постройки, расположенном по адрес адрес адрес. Цена сделки по отчуждению данного дома и земельного участка по договору купли-продажи от дата составила ------ руб. Данные обстоятельства подтверждают доводы стороны истца о невозможности приобретения на вырученные от продажи дома денежные средства иного жилого помещения по новому месту жительства, т.е. в г. Чебоксары.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства: возраст истицы ------ и состояние ее здоровья, она является ------ состояние принадлежащего ей по прежнему месту жительства жилого дома, не дают суду оснований признать, что, переехав к дочери, истица намеренно ухудшила свои жилищные условия и тем самым допустила злоупотребление правом.

С учетом изложенного, сделанные жилищной комиссией администрации Ленинского района г. Чебоксары выводы о намеренном ухудшении истицей своих жилищных условий, не могут быть признаны обоснованными, а оспариваемое решение законным.

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в жилом основании, закреплен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Одним из таких оснований является обеспеченность граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.1).

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Таким образом, в спорной правовой ситуации минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), не должен превышать ------

Общая площадь квартиры адрес, где в настоящее время истица проживает на правах члена семьи собственника, составляет ------ кв. м. и в ней проживает ------ человек и в расчете на одного человека приходится по ------ кв. м. общей площади жилого помещения, что ниже достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары. Доказательств наличия у истицы и членов ее семьи иного жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности или на условиях социального найма (ч.2 ст.51 ЖК РФ) суду ответчиком не представлено. Напротив, нуждаемость истицы в жилом помещении ответчиком не оспаривается.

Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления истицы были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановки в очередь подлежит удовлетворению. Истица подлежит включению в списки очередников «Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» с момента обращения, т.е. с дата

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке Романюк ФИО13 на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары поставить Романюк ФИО12 в очередь нуждающихся в жилом помещении по списку «Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» с момента обращения - с дата

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 05 декабря 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева