предоставление жилого помещения



Дело № 2- 4273/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01декабря 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В., с участием истицы Политровой Н.М., представителя истицы - Гавриловой О.М., третьих лиц - Политровой Н.Н., Политрова М.В., Гавриловой О.М., представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Политровой ФИО12 к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Политрова Н.М. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что она является ------ ------ Имеющееся у нее заболевание ------ входит в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно. Наличие у нее данного заболевания, подтверждено справкой врачебной комиссии. Она проживает в адрес адрес адрес, общей площадью ------ кв. м. В данной квартире вместе с ней проживают ее родители - Политров М.В., Политрова Н.Н., ее сестра - Гаврилова О.М. вместе со своей малолетней дочерью - ФИО10 С ними также проживает муж сестры - ФИО4 Указанное жилое помещение является предметом общей собственности на основании договора передачи, где ей, ее родителям и сестре принадлежит по ------ доли в праве. Истица также указывает, что она признана малоимущей и состоит в общей и льготной очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары с дата. Однако до настоящего времени свое право на льготное обеспечение жильем, предусмотренное 2 ст. 57 ЖК РФ, она не реализовала. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истица, наделяет ее правом требовать от ответчика принудительного исполнения названного закона.

В судебном заседании истица данный иск поддержала и пояснила суду, что она с родителями занимает спальню, а зал занимает ее сестра с ребенком и мужем.

Гаврилова О.М., представляющая интересы истицы и одновременно участвующая в деле в качестве третьего лица на стороне истца, данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что истица приходится ей сестрою. Имеющееся у ее сестры ------ заболевание, которым она страдает с детства, делает невозможным их совместное проживание: она бывает ------ представляет угрозу безопасности малолетнему ребенку, проживающему вместе с ними в данной квартире. Порядок пользования жилым помещением в квартире по месту их жительства не определен, начисление коммунальных платежей производится на всех вместе.

Политрова Н.Н., Политров М.В. участвующие в данном споре в качестве третьих лиц на стороне истца, иск поддержали, пояснив суду, что их дочь страдает ------ заболеванием с детства. В квартире они занимают разные комнаты: их дочь ------ занимает зал, а они с Наталией спальню. Но питаются они вместе, все расходы по обязательным платежам несут вместе.

Павлова А.Н., представляющая интересы администрации г. Чебоксары, данный иск не признала, пояснив суду, что правовых оснований, предусмотренных п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, для предоставления истцу жилья вне очереди не имеется, т.к. проживающие вместе с истцом лица являются членами одной семьи.

Евдокимова Т.В., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены граждане, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя в нормах части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истец в данном иске, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, предусмотрел, что названное право может быть реализовано только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, действующего применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011г. № 39) относятся:

1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;

4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;

5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.

Действительно, в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, включены ------ ------

Вместе с тем, по смыслу ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, для лиц, вставших в очередь нуждающихся в жилом помещении после 01 марта 2005 года, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая о наличии оснований для льготного обеспечения жильем должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии совокупности указанных в приведенных выше правовых нормах обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств.

Так, судом установлено, что истица проживает в г. Чебоксары в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью ------ кв. м., расположенной по адресу: адрес адрес вместе с родителями, сестрой и малолетней племянницей. В данной квартире истица проживала сначала на условиях договора найма, а с дата она является участником общей долевой собственности на основании договора передачи от дата. В силу положений ст. 69 ЖК РФ указанные лица отнесены к членам одной семьи, и проживали в качестве таковых, что никем не оспаривается. После заключения договора передачи его участники сохранили право пользования всеми жилыми помещениями в данной квартире.

По смыслу действующего жилищного законодательства к членам семьи, являющимся родственниками, относятся лица, между которыми и собственником жилого помещения существуют отношения родства. Степень родства в отличие от отношений, регулируемых семейным правом, по смыслу ст.ст. 31, 69 ЖК РФ значения не имеет. Родство является длящимся юридическим фактом и означает семейно-правовое состояние (свойство) лица, основанное на происхождении одного лица от другого или нескольких лиц от общего предка. В спорной правовой ситуации все проживающие совместно с истцом лица, являются между собой родственниками. Иные лица в квартире не проживают. В связи с чем доводы представителя истицы о том, что квартира заселена несколькими семьями нельзя признать обоснованными.

Суд также считает несостоятельной и ссылку представителя истицы на то, что она со своей дочерью и ее родители с истицей являются отдельными семьями, поскольку по общему правилу в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с муниципальным образованием в установленном порядке, в отношении отдельных помещений в квартире (комнате) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Истица проживает в отдельной благоустроенной квартире, все собственники обладают равными правами по пользованию жилыми помещениями в ней, что подтверждено материалами дела и признано в судебном заседании стороной истца.

Поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение в силу положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. К тому же, в данном споре сторона истца признала ведение ими совместного хозяйства и солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из их права собственности на данную квартиру. Признание стороной (ее представителем) обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

Оценивая совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что лица, проживающие в адрес адрес: истица, признанная ------ и страдающая тяжелой ------ заболевания, ее родители, ухаживающие за ней, и сестра со своей малолетней дочерью, составляют единую с истицей семью. Таким образом, одно из необходимых условий для реализации права на льготное обеспечение жильем - проживание в квартире, занятой несколькими семьями (ч.4 ст. 51 ЖК РФ), отсутствует. При таких обстоятельствах наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ, на положения которой ссылается истица в обоснование заявленных требований.

Сама по себе постановка в очередь на улучшение жилищных условий, при разрешении спора о наличии права на внеочередное обеспечение жильем, не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку не имеет заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Как уже было отмечено судом, при разрешении данного спора необходимо установление совокупности обстоятельств, указанных в ст. 51 ЖК РФ.

Судом также проверялось и право истицы на льготное обеспечение жильем на основании норм Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из положений ст. 28.2 названного закона следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно п. 4 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в частности граждан, установленных статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года), являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены в ст. 11. 1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», согласно части 2 которой жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо социальные выплаты на приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Из положений ч. 2. ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики. Таким же правом обладают и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2.2. Порядка предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 16 ноября 2007 г. № 289, на внеочередное улучшение жилищных условий имеют право инвалиды войны I группы; инвалиды войны, имевшие на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий II либо III группу инвалидности, в случае установления им на дату получения субсидии I группы инвалидности. Истица к числу названных лиц не отнесена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Политровой ФИО13 к администрации города Чебоксары о предоставлении благоустроенного жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 02 декабря 2011 года