о возложении обязанности предоставить жилье



Дело № 2- 3652/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Платоновой Л.А., при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В., с участием представителя истицы Хаертдиновой В.С. - Суркова М.П., представителей: администрации г. Чебоксары - Павловой А.Н., администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаертдиновой В.С. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен уничтоженного пожаром

установил:

Истица Хаертдинова В.С. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию Ленинского района г.Чебоксары обязанности по предоставлению жилого помещения ей в связи с утратой ранее занимаемого жилого помещения. Свои требования истица мотивирует тем, что в мае 2009 года ее отец ФИО1 на основании договора дарения подарил ей квартиру, расположенную по адресу: адрес. До этого истица проживала и была зарегистрирована в адрес, адрес, адрес. Переехав в г.Чебоксары для проживания, она не успела сняться с регистрационного учета в адрес. дата произошел пожар в адрес. В результате пожара дом был уничтожен, в том числе и квартира истицы. После пожара ее отцу была предоставлена для проживания комната по срочному договору найма жилого помещения по адресу: адрес, адрес. В связи с невозможностью проживания в данной комнате истица увезла отца в адрес, где он и умер. В связи с тем, что истица другого жилья для проживания не имеет, просит обязать ответчика предоставить ей жилье во внеочередном порядке.       

В судебном заседании истица Хаертдинова В.С. не присутствовала, доверила представлять свои интересы в суде, в том числе и без своего личного участия, Суркову М.П.

Сурков М.П.. в ходе судебного заседания поддержал требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что истица в настоящее время не обеспечена каким-либо жилым помещением для постоянного проживания и временно проживает у своих родственников. Как лицо, лишившееся единственного жилья, истица имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, т.к. единственное жилище, в результате стихийного бедствия (пожара) стало непригодным для постоянного проживания.

Виноградова Е.Е.., представляющая интересы администрации Ленинского района г.Чебоксары, иск Хаертдиновой В.С. не признала и пояснила суду, что истица имеет право проживания по адресу: адрес, адрес адрес, адрес. Данное жилье ей и ее семье предоставлено по договору социального найма. Квартира, уничтоженная пожаром, являлась ее собственностью, и истица могла застраховать свое имущество от несчастных случаев, в том числе и от пожара.

Представитель администрации г.Чебоксары Павлова А.Н., иск также не признала и дала суду аналогичные пояснения.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, материал проверки - по факту пожара, суд приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).

При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).

Таким образом, конституционное право на жилище, вопреки утверждениям стороны истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по бесплатному предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

Федеральный законодатель в нормах пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истица в данном иске, предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст.14 ЖК РФ.

Так, согласно ст.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» относятся:

1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;

4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 марта 2005 года.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

Из положений ст.17 данного Закона следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждан, указанных в статье 11 данного Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями (статья 17).

Согласно подпункту 1 пункта 4 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями»органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. «а» раздела 4 Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары (с изменениями от 20 ноября 2006 г., 23 апреля 2007 г.), утв. Постановлением Главы города Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2005 г. N 288, гражданам, единственное жилище которых в результате стихийного бедствия или иных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда вне очереди.

Как видно из материалов дела (материал проверки №) действительно, адрес был уничтожен в результате пожара, произошедшего дата. Как установлено следствием - заключение специалиста № по причине пожара, произошедшего дата года, очаг пожара находился в средней части жилого дома в адрес, в месте расположения холодильника, вероятной причиной пожара могла послужить неисправность в работе электрооборудования холодильника. В результате пожара адрес, принадлежащая на праве собственности истице, также была уничтожена.

Истица зарегистрирована и проживает по адресу: адрес, адрес, адрес. Данная квартира состоит из шести комнат и в данной квартире кроме истицы зарегистрированы ее шестеро детей. Данная квартира предоставлена семье истицы по договору социального найма дата, согласно ордеру ------.

Хаертдинова В.С. по адресу: адрес зарегистрированной или проживающей не значится, и, как следует из материалов проверки, в момент пожара также не проживала. В данной квартире проживал ФИО1, которому на основании срочного договора найма жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда от дата администрацией Ленинского района г.Чебоксары было предоставлено в пользование на срок до дата жилое помещение - адрес.

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что адрес принадлежит на праве собственности Хаертдиновой В.С. на основании договора дарения от дата.       

В силу положений ст.56 ГПК РФ обязанность по доказыванию указанных обстоятельств лежит на истце, как на стороне, заявившей данное требование. Стороны имели равные возможности по предоставлению доказательств и, постанавливая решение, суд исходил из имеющихся в деле доказательств. При изложенных обстоятельствах оснований признать, что истицей было утрачено единственное жилье, право на которое она приобрела в установленном законом порядке, не имеется.

В данном споре суд также учитывает то обстоятельство, что истица не подтвердила свой статус малоимущего гражданина. Между тем, наличие данного обстоятельства является одним из условий для реализации права, предусмотренного п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Как указал Конституционный суд в своем определении от 5 марта 2009 г. N 376-О-П «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Отсутствие статуса малоимущего опровергает доводы истицы о том, что она в силу объективных причин не способна самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

Таким образом, истица не может быть отнесена к числу граждан, перед которыми у государства в лице органов государственной и муниципальной власти возникает обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий вследствие отсутствия у них возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, и как следствие этого на орган местного самоуправления в судебном порядке не может быть возложено исполнение обязанности, не предусмотренной действующим законодательством. В противном случае это может привести к нарушению принципа финансовой самостоятельности, гарантированной органам местного самоуправления ст. 12, частью 2 статья 132 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Хаертдиновой В.С. о возложении на администрацию Ленинского района г.Чебоксары обязанности по предоставлению жилого помещения взамен уничтоженного пожаром отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 19 октября 2011 года.

Председательствующий судья      Л.А. Платонова