Дело № 2-3055/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием истицы Ивановой С. М., представителей ответчика ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Шиловой Н. А., Белогуровой Н. Н., Казаковой Т. В., при секретаре судебного заседания Челаукиной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО7 к Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о взыскании заработной платы, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя, У С Т А Н О В И Л : Иванова С. М. обратилась в суд с иском к ГУП ЧР «Чувашавтотранс» о взыскании заработной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами по следующим основаниям. Она работает у ответчика в должности ------ с 2002 года. 6 июня 2011 года ей стало известно о существовании отраслевого тарифного соглашения, с которым ответчик её не ознакомил. В соответствии с п. 4.2 Коллективного договора ГУП ЧР «Чувашавтотанс» минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в предприятиях автомобильного транспорта ГУП ЧР «Чувашавтотранс» устанавливается в соответствии с базовой минимальной тарифной ставкой рабочих 1 разряда, которая установлена Республиканским отраслевым тарифным соглашением между Чувашским Республиканским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Чувашским автотранспортным союзом и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и требованиям п. 4.2.1 Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002-2004 годы (далее Соглашение), по которому минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта устанавливается на 1 января 2002 года в размере прожиточного минимума работоспособного гражданина по РФ - 1658 руб. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе «Единой тарифной сетки» (с изменениями от 6 января 1993 года, 27 февраля 1995 года, 20 декабря 1993 года истице, как контролеру ------ присвоен 5 разряд, которому соответствует коэффициент 2,2 (приложение 1 к отраслевому тарифному соглашению по автомобильному транспорту на 2002-2005 годы). Следовательно, её оклад должен составлять 1658 руб. х 2,2 = 3647 руб. 60 коп. с последующей ежеквартальной индексацией пропорционально росту потребительских цен согласно абзацу 2 и п. 4.2.1 Соглашения и ст. 134 ТК РФ. Согласно ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями. Согласно ст. 11 ТК РФ Трудовой кодекс, законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Однако руководство ответчика в нарушение вышеназванных нормативных актов начисляло ей заработную плату в период с декабря 2002 года по ноябрь 2006 года - исходя из оклада ------ руб., в период с декабря 2006 года по январь 2008 года - исходя из оклада ------ руб.; в период с февраля 2008 года по июнь 2008 года - исходя из оклада ------ руб., в период с июля 2008 года по июль 2010 года - исходя из оклада ------ руб., в период с августа 2010 года по апрель 2011 года - исходя из оклада ------ руб., чем нарушило установленное ст. 37 Конституции РФ право истицы на вознаграждение за труд. Обосновывая свои требования положениями ст. 391 ГК РФ, ст. ст. 395, 151, 1101 ГК РФ истица просила суд взыскать с ответчика в её пользу заработную плату за период с июня 2008 года по май 2011 года в сумме ------ руб. ------ коп. с учетом федерального и республиканского отраслевых тарифных соглашений, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме ------ руб. ------ коп., всего ------ руб. ------ коп. В ходе производства по делу истица неоднократно изменяла, уточняла и дополняла свои исковые требования. Окончательно, полагая, что ей должен быть установлен 4 разряд, которому соответствует коэффициент 1,9 (приложение 1 к отраслевому тарифному соглашению по автомобильному транспорту на 2002-2005 годы), истица просила суд взыскать с ответчика в её пользу сумму долга по заработной плате в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями за период с декабря 2002 года по июнь 2011 года в сумме 254 958 руб. 98 коп. Обосновывая свои требования положениями ст. 236 ТК РФ, истица просила взыскать с ответчика проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме ------ руб. ------ коп., компенсацию морального вреда в размере ------ руб. и расходы по оплате помощи представителя в размере ------ руб. В судебном заседании истица свои требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Возражая против заявления ответчика о применении последствий пропуска срока на обращение в суд, пояснила, что срок на обращение в суд она не пропустила, поскольку о существовании Отраслевых тарифных соглашений и, соответственно, нарушении её прав ответчиком, ей стало известно лишь в июле 2011 года. В этом же месяце она обратилась в суд. Представители ответчика Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Шилова Н. А., Белогурова Н. Н., Казакова Т. В. исковые требования не признали. Шилова Н. А. пояснила, что истица не доказала права на удовлетворение исковых требований и установление ей тарифных разрядов. Представленный истицей тарифно-квалификационный справочник не может регулировать трудовые отношения, поскольку утвержден неуполномоченным органом. В соответствии с Положением о Министерстве труда право на разработку и утверждение тарифно-квалификационных справочников имеет только Минтруд. Постановление Министерства труда от 6 июня 1996 года № 32 и утвержденные им разряды по оплате труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих также не могут являться документами, регулирующими трудовые отношения, поскольку это Постановление не прошло регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В соответствии с Коллективным договором, действующим на предприятии, служащим и ИТР устанавливается оплата труда с применением должностных окладов, размер которых устанавливается согласно штатному расписанию и трудовому договору с работником. Истица сама подписала трудовой договор, в котором был указан размер её оклада. В последующем оклад увеличивался, что закреплялось в дополнительных соглашениях. Квалификационные разряды служащим и ИТР предприятия не присваивались, так это не предусматривалось коллективными договорами и трудовым договором. Казакова Т. В. пояснила, что расчет истицы ответчиком не признается. Обратила внимание суда на арифметическую неправильность расчета - истицей умножаются на коэффициенты и индексируются не только начисления по окладу, но и составляющие части заработной платы, не зависящие от оклада. Третье лицо Чувашский Республиканский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, своевременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленной пояснительной записке и уточненной пояснительной записке указано, что в Чувашской Республике заключалось 2 отраслевых соглашения по автомобильному транспорту - на 2006-2008 годы, на 2009-2011 годы. В отличие от Федерального отраслевого соглашения, в республиканском отраслевом соглашении минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда на 1 квартал 2006 года была установлена в размере 2214 руб., то есть с поправочным коэффициентом, учитывающим уровень жизни в Чувашской Республике. В дальнейшем минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда с учетом поправочного коэффициента и индексации согласно п. 5.2 Республиканского соглашения составляла: В 2006 году поквартально соответственно 2214 руб., 1926 руб., 2024 руб. 70 коп., 2003 руб. 40 коп. В 2007 году - 2187 руб. 80 коп., 2250 руб. 90 коп., 2248 руб. 10 коп., 2282 руб. 60 коп. В 2008 году - 2477 руб. 60 коп., 2555 руб. 10 коп., 2737 руб. 10 коп., 2753 руб. 80 коп. В 2009 году - 2720 руб.60 коп., 2963 руб. 50 коп., 2943 руб. 40 коп., 2912 руб. 90 коп. В 2010 году - 2954 руб. 10 коп., 3168 руб. 90 коп., 3211 руб. 10 коп., 3205 руб. В 2011 году - 3713 руб. 90 коп., 3707 руб. 30 коп., 3691 руб. 30 коп. В пояснительной записке также указывается о том, что после подписания и регистрации отраслевых тарифных соглашений в Федеральной службе по труду и занятости реском профсоюзов доводит информацию до сведения всех предприятий, профсоюзных организаций, которые входят в Чувашский реском работников АТ и ДХ и помещает сообщения в периодической печати. Поэтому заявления истиц о том, что они узнали о существовании федерального и республиканского отраслевых тарифных соглашений в июне 2011 года не может соответствовать действительности. Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства и рассмотрев дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ (по заявленным требованиям), приходит к следующему. Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. В соответствии с положениями ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Материалами гражданского дела установлены следующие фактические обстоятельства дела. Приказом Республиканского государственного унитарного предприятия «Чувашавтотранс» о приеме на работу от дата № истица была принята на работу ------. При этом какой-либо разряд ей не установлен. С истицей был заключен трудовой договор от дата, согласно которому истица принята на должность контролера ------, дата начала работы - дата. В п. 6.1.2 трудового договора ей был установлен должностной оклад в размере ------ руб. В п. 6.1.3 трудового договора установлена тарифная ставка в размере ------ руб. ------ коп. за каждый час работы. Как пояснили суду стороны, тарифная ставка в оплате труда истицы никогда не применялась., а заработная плата выплачивалась в соответствии с должностным окладом. ( л.д. 12). В последующем в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от дата истица была переведена на должность ------, ей был установлен должностной оклад в размере ------ руб. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от дата истица переведена на должность ------ с установлением должностного оклада в ------ руб. Приказом Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 3 - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» № от дата о приеме на работу истица была принята на работу на должность ------ с окладом ------ руб. С ней был заключен трудовой договор № 14943 от 03.06.2008 года, согласно которому истице был установлен должностной оклад, определенный в п. 1.1 трудового договора (------ руб.). В п. 8.2 трудового договора указывается на то, что оплата труда работника производится в соответствии с Положением об оплате труда, штатным расписанием, приказом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» № 294 от 25.07.2007 года. Однако представители ответчика в судебном заседании пояснили, что такого Положения и приказа на предприятии не существует. Истица с этими документами также не была ознакомлена. Поэтому суд п. 8.2 трудового договора истицы не принимает во внимание. Также в трудовом договоре истицы имеется её подпись об ознакомлении с Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором, Положением об оплате труда и премировании, должностной инструкцией. Как следует из карточек сотрудника на л.д. 24 - 44, истице выплачивалась заработная плата за спорный период, исходя из должностного оклада, размер которого с декабря 2002 года по август 2006 года составлял ------ руб., с сентября 2006 года по январь 2008 года - ------ руб., с февраля 2008 года по март 2008 года - ------ руб., с апреля 2008 года по февраль 2010 года - ------ руб., с февраля 2010 года по июль 2011 года - ------ руб. В разделе III действовавшего на предприятии Коллективного договора ГУП «Государственное объединение «Чувашавтотртанс» на 2002-2005 годы предусматривались формы и системы оплаты труда, вознаграждения, доплаты, надбавки. В п. 3.1 Коллективного договора указано, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы и количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. В п. 3.2 Коллективного договора установлено, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливаются федеральным законом. В п. 3.2.1 установлено, что размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. В соответствии с п. 3.3. коллективного договора системы оплаты и стимулирования труда работников устанавливаются законодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В 3.5 коллективного договора указано, что заработная плата работникам выплачивается через каждые полмесяца - 30 числа текущего месяца и 15 числа месяца, следующего за отчетным. В п. 3.9 Коллективного договора предусмотрено, что оплата труда руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих производится на основании должностных окладов. Каждому конкретному работнику размер должностного оклада устанавливается работодателем индивидуально, с учетом квалификации, сложности и качества выполняемой работы. В Коллективном договоре за 2007-2009 годы, который продолжал действовать на предприятии в 2010 году, оплата труда, стимулирующие и компенсационные выплаты, регулирование социальных гарантий, льгот закреплены в разделе 4. Пунктом 4.2. указано, что минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в предприятиях автомобильного транспорта ГУП ЧР «Чувашавтотранс» устанавливается в соответствии с базовой минимальной тарифной ставкой рабочих 1 разряда, которая установлена на 1 квартал 2006 года Республиканским отраслевым тарифным соглашением между Чувашским республиканским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Чувашским автотранспортным союзом и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики при условии утверждения её Республиканским тарифным комитетом при расчете тарифов на проезд в городском, пригородном (междугороднем, межобластном) сообщении. В соответствии с п. 4.3.1 коллективного договора базовая минимальная тарифная ставка изменяется с учетом поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни в Чувашской Республике. Переход на базовую минимальную тарифную ставку возможен при наличии средств у предприятия. В соответствии с п. 4.5 коллективного договора указанный в п. 4.2 размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются коллективным договором. Тарифная сетка по оплате труда работников установлена в приложении № 3. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, но не ниже, чем предусмотрено в п. 4.5. В п. 4.6 коллективного договора указано, что системы оплаты труда работников устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В п. 4.8 коллективного договора указано, что выплата заработной платы работникам производится 25 числа каждого текущего месяца, окончательный расчет 10 числа месяца, следующего за отчетным, а работникам филиалов - 30 числа текущего месяца и 15 числа месяца, следующего за отчетным. В п. 4.11 коллективного договора указано, что тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится в соответствии с требованиями «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», тарифно-квалификационных характеристик (требований) по отраслевым должностям служащих, утвержденных постановлением Министерства труда РФ от 06.06.1996 года № 32, от 21.08.1998 года № 37, от 22.02.199 года № 3. В Положении о присвоении квалификационных разрядов, тарификации работ в ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (приложение к Коллективному договору ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на 2007-2009 годы) предусмотрена тарификация работ, выполняемых работниками рабочих специальностей и присвоение квалификационных разрядов рабочим. Локальный нормативный акт о присвоении квалификационных категорий служащим у работодателя отсутствует. В 2011 году коллективный договор между сторонами не заключался. Нормами Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту 2002-2004 годы предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта устанавливается в размере 1658 рублей в месяц и ежеквартально индексируется пропорционально росту цен на товары и услуги в Российской Федерации за прошедший квартал на основании данных Госкомстата России (п.4.2.1 соглашения). В п. 4.2.2 названного соглашения предусмотрено, что указанный в п. 4.2.1 размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 4.2.1. В п. 4.2.5 соглашения предусмотрено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Постановлениями Министерства труда РФ от 06.06.1996 года № 32, от 21.08.1998 года № 37, от 22.02.1999 года № 3. В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы предусматривалось, что минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда с 1 января 2005 года устанавливалась в размере ------ руб. В региональных отраслевых соглашениях допускается установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к прожиточному минимуму трудоспособного населения Российской Федерации в целом. Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Федерального отраслевого соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов. ( п. 3.1). Пунктом 3.2. соглашения предусматривалось, что минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов. Нормы о самостоятельном утверждении организацией конкретных тарифных ставок и окладов не менее минимальной тарифной ставки, тарификации работ и рабочих и служащих сохранили свое действие (п.п. 3.3, 3.5 соглашения). В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, действующем до 31 декабря 2013 года, предусматривается, что базовая тарифная ставка рабочих первого разряда с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц., а с 1 января 2008 года устанавливалась в размере 3 000 в месяц (п. 3.1 соглашения). В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом. В 3.2 соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка основных рабочих 1 разряда, указанная в пункте 3.1, в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов. Стороны Соглашения уведомляют организации о размерах индекса потребительских цен, базовой тарифной ставки основных рабочих I разряда и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом. Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1. Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 с последующими дополнениями, внесенными Постановлениями Минтруда России от 24.12.1998 № 52, от 22.02.1999 № 3, от 21.01.2000 № 7, от 04.08.2000 № 57, от 20.04.2001 № 35, от 31.05.2002 и от 20.06.2002 № 44, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31, с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (п. 3.5 соглашения). В Чувашской Республике были заключены два отраслевых соглашения по автомобильному транспорту - на 2006-2008 годы и на 2009-2011 годы. В республиканском отраслевом соглашении по автомобильному транспорту на 2006-2008 годы минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда на 1 квартал 2006 года была установлена в размере 2214 руб., то есть, с поправочным коэффициентом, учитывающим уровень жизни в Чувашской Республике, определенном как соотношение прожиточного минимума трудоспособного населения Чувашской Республики в прожиточному минимуму в целом по Российской Федерации. В дальнейшем минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда с учетом поправочного коэффициента и индексации согласно п. 5.2 Республиканских тарифных соглашений составляла: В 2006 году поквартально соответственно 2214 руб., 1926 руб., 2024 руб. 70 коп., 2003 руб. 40 коп. В 2007 году - 2187 руб. 80 коп., 2250 руб. 90 коп., 2248 руб. 10 коп.,2282 руб. 60 коп. В 2008 году - 2477 руб. 60 коп., 2555 руб. 10 коп., 2737 руб. 10 коп., 2753 руб. 80 коп. В 2009 году - 2720 руб.60 коп., 2963 руб. 50 коп., 2943 руб. 40 коп., 2912 руб. 90 коп. В 2010 году - 2954 руб. 10 коп., 3168 руб. 90 коп., 3211 руб. 10 коп., 3205 руб. В 2011 году - 3713 руб. 90 коп., 3707 руб. 30 коп., 3691 руб. 30 коп. Анализируя доводы истицы о необходимости применения в оплате её труда положений Отраслевых тарифных соглашений по автомобильному транспорту на 2002-2004 годы, Федеральных отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы, 2008-2010 годы, и установления ей должностного оклада по 4 разряду с применением повышающего коэффициента 1,9 с последующей ежеквартальной индексацией пропорционально росту потребительских цен, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Оплата труда специалистов и служащих может производиться на основе окладов (должностных окладов). При этой системе оплаты труда заработная плата зависит от занимаемой должности и квалификации работника. Соотношение окладов (должностных окладов) по различным должностям определяется схемой окладов (должностных окладов), представленной в организации в форме штатного расписания, то есть, перечня должностей специалистов и служащих и установленных по каждой должности (или группе равнозначных должностей) окладов (должностных окладов). Как видно из приказа о приеме на работу и трудового договора истицы, ей был установлен должностной оклад, а не тарифная ставка, и заработная плата начислялась исходя из этого должностного оклада с применением доплат и надбавок в соответствии с Положением о премировании (Приложение № 4 к коллективному договору). Как видно из пояснений представителя ответчика Казаковой, тарифная ставка (оклад, разделенный на дневную норму рабочего времени), хоть и указана в трудовом договоре от 9 декабря 2002 года, но фактически при расчете заработной платы не применялась. В последующих документах - дополнительных соглашениях к трудовому договору, трудовом договоре, понятие «тарифная ставка» отсутствует. Истица не оспаривала, что заработная плата ей начислялась из должностного оклада за весь период работы. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что истице при принятии на работу и в последующем система оплаты труда с учетом тарифных ставок, тарифной сетки и тарифных коэффициентов установлена не была, и заработная плата выплачивалась на основании должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, согласованного сторонами в трудовом договоре и дополнительных соглашениях к нему. В представленном суду коллективном договоре на 2002-2005 годы указывается, что оплата труда специалистов и служащих производится на основании должностных окладов. Поэтому установление истице при приеме на работу тарифной системы оплаты с труда с применением должностного оклада и сохранение такой системы оплаты труда в последующем не противоречит нормам локального нормативного акта (коллективного договора). Тарифный разряд, квалификационная категория истице работодателем не присваивались. Истица в уточненном исковом заявлении полагала, что работодателем ей должен быть установлен 4 разряд оплаты труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе «Единой тарифной сетки». Однако указанное Положение неприменимо к спорному правоотношению, поскольку регулирует оплату труда работников бюджетной сферы. Кроме того, указанное Положение утратило силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583. В последующем необходимость установления ей 4 разряда оплаты труда истица обосновала Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 года № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих. Однако указанное Постановление не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, поэтому не может применяться. Постановление Министерства труда от 6 июня 1996 года № 32 и утвержденные им разряды по оплате труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих также не могут являться документами, регулирующими трудовые отношения, поскольку это Постановление не прошло регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не подлежит применению. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 787 и Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 ( п. 5.2.52), таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительство Российской Федерации соответственно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» предусмотрено, что указанные Справочники должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ, в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. При этом Минтруду России поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти отрасли (подотрасли) экономики разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения. В соответствии с Порядком применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным (Приложение к Постановлению Минтруда России от 9 февраля 2004 года № 9 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.10. 2010 года № 921н) ЕТКС для работодателей внебюджетной сферы носит рекомендательный характер. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который должности «------» не содержит. Данная должность отсутствует и в действующих ЕТКС рабочих. Наименование должности «------» присутствует в приложении № 1 «Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих» к не подлежащему применению вышеназванному Постановлению Минтруда РФ от 6 июня 1996 года № 32 с установлением по данной должности 3-4 разряда. В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКДПДТР), принятым и введенным в действие Постановлением Гсстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, являющемся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, и используемом для статистических целей в разделе «должности служащих» имеется указание на код профессии 23557 «------» (разряд 3). Однако данный документ также не может рассматриваться как предписание ответчику на присвоение истице квалификационного разряда (категории), так как не регулирует трудовые отношения. Положения Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту 2002-2004 годы, Федеральных отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы, 2008-2010 годы не содержат норм, обязывающих работодателя установить служащему тарифную систему оплаты труда с применением тарифной ставки, квалификационных разрядов и повышающих коэффициентов. Таким образом, каких-либо норм, обязывающих ответчика установить истице 4 квалификационный разряд не имеется. В соответствии с положениями ст. 143 ТК РФ, положениями Отраслевых тарифных соглашений квалификационные разряды устанавливаются работнику работодателем. По вопросу присвоения ей квалификационного разряда (категории) и применения тарифной системы оплаты труда с применением тарифных коэффициентов истица к ответчику не обращалась. В силу действующего законодательства суд является органом по разрешению индивидуальных трудовых споров и установление квалификационных разрядов работникам не входит в компетенцию суда, поэтому требование истицы об установлении должностного оклада в соответствии с каким-либо квалификационным разрядом не может быть удовлетворено и по этому основанию. Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, суд полагает, что установление истице в трудовом договоре должностного оклада не противоречит действующему законодательству и локальным нормативным актам работодателя, а требование истицы о применении оплаты труда с учетом 4 тарифного разряда, тарифной сетки и тарифных коэффициентов, установленных отраслевыми тарифными соглашениями не подлежит удовлетворению. По иным основаниям исковые требования не заявлены. Оценивая доводы ответчика о применении последствий пропуска истицей срока на обращение в суд, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст. 392 РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом. В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причиной пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. По смыслу указанных норм права, пропущенный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, подлежит восстановлению, только в тех случаях, когда истец не мог по объективным причинам в установленный срок обратиться в суд в связи с тем, что эти причины препятствовали ему в этом. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре. Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Учитывая, что срок выплаты истице заработной платы установлен работодателем 15 числа каждого месяца, следующего за расчетным, истица была осведомлена о размере своей заработной платы 15 числа каждого месяца. Обратившись в суд с иском 28 июня 2011 года, истица пропустила срок на обращение в суд с иском о взыскании заработной платы за период с декабря 2002 года по март 2011 года включительно. То обстоятельство, что истица не знала о наличии Отраслевых тарифных соглашений, не является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, поскольку Отраслевое тарифное соглашение заключено представителями работников и работодателей, является нормативным правовым актом непосредственного действия, неоднократно опубликовано в информационных справочных системах для всеобщего доступа, информация о нем содержится в печатных изданиях. Поэтому юридическая неосведомленность истицы о своих правах не может рассматриваться как уважительная причина пропуска срока на обращение в суд по смыслу ст. 205 ГК РФ. Кроме того, в трудовом договоре истицы имеется её подпись об ознакомлении с коллективным договором, в котором присутствует ссылка на установление минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в соответствии с Республиканским отраслевым тарифным соглашением. Указанное обстоятельство опровергает доводы истицы о её неосведомленности относительно наличия и содержания отраслевых тарифных соглашений. Доказательств наличия каких-либо иных причин пропуска срока для обращения в суд, которые могут быть признаны судом уважительными, истцом суду предоставлено не было. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истицей без уважительных причин был пропущен установленный законом срок обращения в суд с указанным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении её требований о взыскании заработной платы, а также производных от указанного требований об индексации, взыскании процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда в связи с невыплатой заработной платы за период с декабря 2002 года по март 2011 года. Учитывая, что истице отказано в удовлетворении требований о взыскании заработной платы, не подлежат удовлетворению и остальные, производные от первоначального требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав истицы на оплату труда в полном объеме. Требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя также не подлежит удовлетворению в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, в соответствии с которой судебные расходы подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Ивановой ФИО7 к Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о взыскании заработной платы, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя отказать в полном объеме. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики. Мотивированное решение суда изготовлено 1 декабря 2011 года Председательствующий судья Шопина Е. В.