обеспечение техническими средствами реабилитации



Гр.дело № 2-4123/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года                                                                                         г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Калининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ------ в интересах Емеровой ФИО5 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

у с т а н о в и л:

Прокурор ------ в интересах Емеровой А.П. обратился в суд с иском с учетом внесенных уточнений к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, указав в обоснование заявленных требований следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Заявление о предоставлении технического средства реабилитации уполномоченный орган рассматривает в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

В нарушение указанных требований законодательства Емеровой А.П.,                     ------ согласно индивидуальной программе реабилитации не предоставлено техническое средство реабилитации в виде телефона с текстовым выходом. Таким образом, нарушены права истицы на получение мер социальной защиты.

Ссылаясь на изложенные в иске с учетом внесенных уточнений обстоятельства и на положения статьи 45 ГПК РФ, прокурор ------ просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить Емерову А.П. техническим средством реабилитации - телефоном с текстовым выходом.

Представитель прокуратуры Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ранее представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Калинина Е.В. исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить.

Истица Емерова А.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка, в представленном заявлении выразила согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие. Из исследованных в судебном заседании пояснений истицы, данных ранее в судебном заседании, усматривается, что дата она самостоятельно приобрела слуховой аппарат, впоследующем ей была выплачена денежная компенсация за приобретенный слуховой аппарат.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения представителя истца в лице старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Калининой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Калининой Е.В., полагавшей, что заявленные исковые требования являются обоснованными, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

------

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Согласно статье 11.1 названного Федерального закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Статьей 11.1 названного Федерального закона также предусмотрено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Так, техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

В соответствии с пунктами 2 и 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Согласно индивидуальной программе реабилитации от дата          инвалиду Емеровой А.П. в качестве технического средства реабилитации предусмотрен телефон с текстовым выходом.

Из письменного отзыва Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от дата следует, что на основании заявления от дата Емерова А.П. поставлена на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации. Однако закупка указанных технических средств реабилитации осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по результатам проведенных торгов государственной службой по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время объявлены открытые аукционы в электронной форме на поставку телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Поставка указанного средства реабилитации будет осуществлена поставщиком, выигравшим торги, дата. Кроме того, в отзыве также указано, что дата Емеровой А.П. перечислена компенсация за самостоятельно приобретенный слуховой аппарат в размере ------

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» единственным основанием для освобождения соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации, которое не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно, является отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.

Как следует из материалов дела, Емерова А.П. от реализации программы реабилитации не отказывалась.

При таком положении указанный в письменном отзыве Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от дата довод об осуществлении поставки технических средств реабилитации поставщиком после проведения торгов дата не может являться основанием для освобождения соответствующего органа от ответственности за неисполнение индивидуальной программы реабилитации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2418-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче Кабинету Министров Чувашской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. В статье 1 названного Соглашения установлено, что Кабинет Министров Чувашской Республики подтверждает, а Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимает к сведению, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим Соглашением, будут осуществляться Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Следовательно, надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Статьей 1 названного Соглашения также установлено, что предметом настоящего Соглашения является передача Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики части федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Чувашской Республике лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации в соответствии с программами реабилитации пострадавшего), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р.

Согласно названному федеральному перечню телефон с текстовым выходом является техническим средством реабилитации.

Оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить Емерову ФИО7 за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации - телефоном с текстовым выходом.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

------

Председательствующий судья                                                                      И.В. Юркина