о признании незаконным отказа в присвоении звания `Ветерна труда`



Гр.дело № 2-4672/2011

З А О Ч Н О Е      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 декабря 2011 года                                                                                              г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А.,

с участием представителя истицы Араповой А.В. - ФИО4, действующего на основании ордера от дата ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Араповой ФИО6 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л:

Арапова А.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований следующее.

На основании заявления от дата истица обратилась в отдел социальной защиты населения адрес адрес адрес здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с просьбой о присвоении звания «Ветеран труда», приложив к заявлению необходимые документы, в том числе, и удостоверение к нагрудному знаку «------ России», выданному дата ------.

Однако письмом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от дата истице отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду невозможности учета наград ------ при присвоении данного звания. По мнению истицы, отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является незаконным.

Действительно, как указывает истица, пунктом 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденного Постановлением ФИО1 Республики от дата (далее - Порядок), определено, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации) и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет.

Приложение к названному Порядку предусматривает Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», в котором, действительно, не предусмотрен нагрудный значок ------

Однако в примечании указывается, что Перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в установленном порядке. Отсутствие ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации в Перечне не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении документов от лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

При этом совместным письмом ------ от дата и письмом ------ от дата определено, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе «------ а понятие «ведомственный знак отличия в труде» в законодательном порядке не определен.

По мнению истицы, отнесение к ветеранам труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, федеральный законодатель не поставил в зависимость от ведомства, производящего награждение, и вида ведомственного знака отличия в труде. В связи с этим истица полагает, что при разрешении вопроса статуса награды как ведомственной и оснований присуждения следует исходить из конкретных предписаний законодательства СССР, РСФСР, РФ о функциях учреждения (ведомства) - учредителя награды и содержания награды на момент их учреждения и награждения ими граждан.

В иске указано, что ------ являлся ведомством, центрально координирующим деятельность потребительских обществ и их союзов разных уровней. Согласно Федеральному закону «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» ------ имеет по отношению к потребительским обществам контрольные и распорядительные функции, его решения имеют обязательный характер, то есть имеет все признаки, характеризующее ведомство как орган, ведающий определенной отраслью.

Анализ законодательства свидетельствует о том, что ------ всегда рассматривался государством в одном ряду с министерствами и ведомствами Российской Федерации как управленческий орган отрасли потребительской кооперации. В связи с этим истица полагает, что значок, которым она награждена за добросовестный труд в потребительской кооперации, следует рассматривать как ведомственный знак отличия в труде.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что трудовая деятельность истицы в системе потребительской кооперации осуществлялась в период до принятия Постановления ФИО1 Республики от дата , с изданием которого награды ------ перестали учитываться органами социальной защиты населения Чувашской Республики при присвоении звания «Ветеран труда».

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истица Арапова А.В. просит:

1) признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении ей звания «Ветеран труда»;

2) признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда»;

3) обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления ФИО1 Республики о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о получении судебного извещения, в представленном заявлении выразила согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие, с участием представителя ФИО4

В судебном заседании представитель истицы Араповой А.В. - адвокат ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привел их суду и просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор, судом установлено, что с дата истице назначена пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (------) от дата истица награждена значком «------

Истица, полагая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении ей указанного звания. Однако Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в своем письме от дата отказало в удовлетворении заявления истицы, ссылаясь на отсутствие оснований для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении звания «Ветеран труда» явился основанием для обращения истицы в суд.

Проверяя доводы истицы, судом установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года № 226 утверждены Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 названного Порядка звание "Ветеран труда" присваивается решением ФИО1 Республики лицам, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике, являющимся ветеранами труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно подпункту «а» пункта 3 названного Порядка для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Как следует из Перечня ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», являющегося приложением к названному Порядку, нагрудный значок «------ ------ в указанный перечень не входит. Следовательно, названный нагрудный значок не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Ссылка истицы в иске на совместное письмо Министерства труда Российской Федерации Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от дата «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» и на письмо ------ от дата -КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» не может быть принята судом во внимание, поскольку указанные письма в установленном законом порядке не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, в связи с чем не являются нормативными правовыми актами.

Доводы представителя истицы о том, что при разрешении заявленного спора необходимо учитывать Указ Президента Чувашской Республики от дата «О категориях граждан, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики», вступающий в силу с дата, и постановление ФИО1 Республики от дата «О внесении изменений в некоторые постановления ФИО1 Республики», которые устанавливают возможность присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» только при наличии трудового стажа, суд во внимание не принимает как не имеющие юридического значения для разрешения заявленного спора.

Из материалов дела следует, что истица обратилась к ответчику по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», который регулируется Федеральным законом «О ветеранах» и постановлением ФИО1 Республики от дата , которым утверждены Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда. В связи с этим вышеназванные нормативные правовые акты, касающиеся вопроса присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики», не могут применяться при рассмотрении данного дела.

Оценив изложенное в совокупности, учитывая вышеназванные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что для удовлетворения заявленных исковых требований правовых оснований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Араповой ФИО7 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления ФИО1 Республики о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Чебоксары заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.

------

Председательствующий судья                                                                           И.В. Юркина