Гр.дело № Р Е Ш Е Н И Е 2 августа 2011 года г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Юркиной И.В., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием истицы Орловой Г.И., представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО6 действующей на основании доверенности от дата № №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой ФИО7 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Орлова Г.И. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований следующее. В связи с назначением в дата пенсии по старости и наличием ведомственного знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» истица обратилась в отдел социальной защиты населения адрес и в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно ответу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от дата истице отказано в присвоении звания «Ветеран труда». По мнению истицы, отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является незаконным. Действительно, как указывает истица, подпунктом «а» пункта 3 Порядка и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата № (далее - Порядок), определено, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению № № к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации). Приложение № к названному Порядку называется «Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», при этом в пункте № названного Порядка указано, что основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие документов, указанных в пункте № названного Порядка. В связи с этим, как указывает истец, он не подпадает под перечень, определенный Кабинетом Министров Чувашской Республики. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определены два взаимосвязанных условия для получения звания «Ветеран труда»: наличие ведомственного знака отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Данные условия у истца имеются. Далее истица указывает, что в период работы она была награждена знаком отличия в труде федерального негосударственного ведомства - Центросоюз Российской Федерации, имеет необходимый стаж, ей назначена трудовая пенсия. Таким образом, Федеральным законом «О ветеранах» (статья 7, пункт 1, подпункт 2) она признана ветераном труда, в связи с чем имеет право на получение звание «Ветеран труда». Кроме того, право истицы на присвоение звания «Ветеран труда» подтверждено и Указом Президента Чувашской Республики от дата № «О присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики» и пунктом 1 названного Порядка. Истица считает, что Кабинет Министров Чувашской Республики, приняв решение учитывать при присвоении звания ветеран труда исключительно только ведомственные знаки отличия в труде органов государственной власти, нарушил ее законные права ветерана труда по закону на присвоение звания «Ветеран труда». Так, право истицы на присвоение звания «Ветеран труда» подтверждается положениями статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которая не разделяет работников государственных структур и организаций других форм собственности. Критерием присвоения звания «Ветеран труда» закон ставит заслуги в труде, отмеченные ведомственными наградами. Но Кабинет Министров Чувашской Республики существенным образом нарушает ее права на присвоение звания «Ветеран труда». Ограничительные условия, установленные Кабинетом Министров Чувашской Республики на получение звания «Ветеран труда», противоречат положениям статей 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед законом, а перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека гражданина. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» субъектам Российской Федерации предоставлено право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда». Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от дата № указал, что полномочие по установлению организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда" предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. То есть решение процедурных вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» кругу лиц, являющихся ветеранами труда, определенных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», куда входят и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Кроме того, как указывает истица, Верховный Суд Российской Федерации в определении от дата № указал, что по смыслу названной федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимых для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим. Право истицы на присвоение звания «Ветеран труда» на основании знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» подтверждает и то, что до принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики ограничительных условий знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учитывался в Чувашской Республике для получения звания «Ветеран труда». Так, ранее звание «Ветеран труда» присваивалось согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Указом Президента РФ от дата №. Разъяснения для присвоения звания «Ветеран труда» были даны в письме Минтруда РФ от дата №, где ведомственный знак Центросоюза «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» был включен в перечень ведомственных знаков за отличие в труде. Данным письмом Центросоюз признавался ведомством, так как это центральное учреждение потребительской кооперации России согласно федеральному закону «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» имеет по отношению к потребительским обществам контрольные и распорядительные функции, его решения имеют обязательный характер, то есть имеет все признаки, характеризующее ведомство как орган, ведающий определенной отраслью. В связи с этим истица не согласна с выводом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о том, что Центросоюз не является ведомством, тем более, что федеральное законодательство не содержит как определения ведомственного знака отличия в труде, так и понятия «ведомство». Истица указывает, что бывшие работники адрес, где работала и она, которые вышли на пенсию ранее и были награждены таким же знаком Центросоюза, получили звание «Ветеран труда». Но в настоящее время она необоснованно поставлена в неравное, в невыгодное положение по сравнению с гражданами, вышедшими на пенсию ранее нее и получившими звание «Ветеран труда» по такому же ведомственному знаку отличия в труде. Между тем, как указывает истица, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно ссылался на то, что при правовом регулировании, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-11, от 3 июня 2004 года № 11-П, определение от 12 июля 2006 года № 350-О). Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях разъяснил, что в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов для социальной поддержки ветеранов труда субъект Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерации финансовой помощи целевого характера (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 12-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 479-0-П). Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истица Орлова Г.И. просит: 1) признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении ей звания «Ветеран труда»; 2) признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда»; 3) обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении ей звания «Ветеран труда». В судебном заседании истица Орлова Г.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО8 в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела. При этом суду дополнила, что в соответствии с действующим законодательством основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат удостоверения к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, а также почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР и Российской Федерации. В связи с тем, что истица награждена значком Центросоюза России, который не является органом государственной власти Российской Федерации, то у истицы отсутствует право на присвоение звания «Ветеран труда». Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Разрешая заявленный спор, судом установлено, что дата по достижении ------ возраста истице назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Постановлению правления Чувашпотребсоюза и президиума рескома профсоюза работников потребкооперации и РФП от дата № истица награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Истица, полагая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении ей указанного звания. Однако Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в своем письме от дата отказало в удовлетворении заявления истицы, ссылаясь на отсутствие оснований для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении звания «Ветеран труда» явился основанием для обращения истицы в суд. Проверяя доводы истицы, судом установлено следующее. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года № 226 утверждены Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 названного Порядка звание "Ветеран труда" присваивается решением Кабинета Министров Чувашской Республики лицам, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике, являющимся ветеранами труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно подпункту «а» пункта 3 названного Порядка для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению № 1а к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации). Как следует из Перечня ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», являющегося приложением № ------ к названному Порядку, нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» Центросоюза России в указанный перечень не входит. Следовательно, названный нагрудный значок не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Ссылка истицы в иске на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от дата № «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное письмо в установленном законом порядке не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, в связи с чем не является нормативным правовым актом. Оценив изложенное в совокупности, учитывая вышеназванные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что для удовлетворения заявленных исковых требований правовых оснований не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Орловой ФИО9 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда» отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары. ------. Председательствующий судья И.В. Юркина