РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 апреля 2011 г. г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Сорокина Ю.П., при секретаре судебного заседания Бариновой М.Р., с участием представителя заявителя МДОУ «Детский сад № 46» г. Чебоксары ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МДОУ «Детский сад №46» г. Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, установил: МДОУ «Детский сад №46» г. Чебоксары обратилось в суд заявлением о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором г. Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары дата составлено предписание № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны в отношении детского сада. Считает предписание необоснованным, поскольку согласно п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 Приказа средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. Таким образом, детский сад был вправе содержать средства индивидуальной защиты вне места нахождения своего здания. В связи с чем доводы инспектора о необеспеченности средствами индивидуальной защиты необоснованны. Кроме того, детский сад не отнесен к организациям, имеющим потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующим их, а также имеющим важное оборонное и экономическое значение или представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и в силу ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» не должен создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки. Заявитель со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ просит признать незаконным предписание № от 31 января 2011 г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. В судебном заседании представитель заявителя - заведующая МДОУ «Детский сад №46» ФИО2 заявление поддержала по изложенным основаниям и вновь привела их суду. Представитель органа государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций г. Чебоксары, чьи действия обжалованы в суд, на судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия. Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему. На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены. В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В судебном заседании установлено, что в период с дата по дата государственным инспектором г. Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары проведена плановая выездная проверка по выполнению требований в области гражданской обороны в МДОУ «Детский сад №46» г. Чебоксары. По результатам мероприятия в целях устранения выявленных нарушений требований в области гражданской обороны в адрес заведующей МДОУ «Детский сад №46» г. Чебоксары вынесено предписание от дата № о необходимости устранить следующие нарушения требований в области гражданской обороны: 1) не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны; 2) не обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатные аварийно-спасательные формирования и персонал объекта; В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010 г.) "О гражданской обороне", Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 9 указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В соответствии с п.4 «Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2005 года № 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Понятие опасных производственных объектов дано в ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Детские сады к ним не отнесены. Согласно дефинициям Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 № 1314-р, «потенциально опасными объектами инфраструктуры Российской Федерации» являются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывноопасные и опасных химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации, в зависимости от наличия в конкретной местности таких объектов. Объект жизнеобеспечения - объект, на котором сконцентрированы жизненно важные материальные, финансовые средства для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также медицинского, санитарно-эпидемиологического, информационного, транспортного, коммунально-бытового обеспечения). Исходя из указанных определений, детский сад не является потенциально опасным объектом и объектом жизнеобеспечения населения. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» установлено, что запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам. Детский сад не имеет специальных складских помещений для хранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны. В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. На основании п.6 «Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 января 2006 № 7384, обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне, при этом в зависимости от вида возможного поражения (химического или радиоактивного) противогазы и нормы их обеспечения разделяются. Согласно п. 7 указанного Положения по обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационных - опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах. Согласно п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 Приказа средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. Использование и содержание средств индивидуальной защиты регламентируется «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от дата №. В соответствии с п. 1.2 исполнение требований указанных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны. Детский сад к таким организациям не относится. Из анализа указанных законодательных норм следует, что требование о создании в детском саду запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны,а также требование об обеспечении средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала объекта, не имеют законных оснований. В связи с вышеизложенным суд полагает необходимым признать незаконными пункты 1, 2 предписания отделения надзорной деятельности Ленинского района ОНД г. Чебоксары Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЧР № от дата по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Руководствуясь ст. ст. 194 -198, 257, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление МДОУ «Детский сад № 46» г. Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны удовлетворить. Признать незаконными пункты 1, 2 предписания отделения надзорной деятельности Ленинского района ОНД г. Чебоксары Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЧР № от 31 января 2011 г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня его оглашения. Председательствующий: судья Ю.П.Сорокин Не вступило в законную силу.