Гр.дело № 2-1859/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 8 апреля 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Сорокина Ю.П., при секретаре судебного заседания Бариновой М.Р., с участием помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО3, представителей ответчика ОАО «Территориальная генерирующая компания №5» в лице филиала общества «Марий Эл и Чувашии» по доверенности Сергеевой Н.В. и Салмина Ю.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары к ОАО «Территориальная генерирующая компания №5» в лице филиала общества «Марий Эл и Чувашии» о признании незаконным бездействие ОАО «Территориальная генерирующая компания №5», выразившемся в ненадлежащем обеспечении безопасности ТЭЦ, а именно в не установке системы видеонаблюдения по периметру Чебоксарской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и обязании ОАО обеспечить видеонаблюдением Чебоксарскую ТЭЦ-1 и ЧебоксарскуюТЭЦ-2, установил: Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился с указанным иском в суд. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с УФСБ России по Чувашии, администрацией г. Чебоксары, УВО МВД Чувашии и Управлением Ростехнадзора по ЧР по поручению Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка соблюдения действующего законодательства, направленного на противодействие терроризму и обеспечение безопасности в ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания-5» «Марий Эл и Чувашии» (далее филиал ОАО «ТГК-5»). На территории Калининского района г. Чебоксары расположено 2 тепловые электростанции, принадлежащие ОАО «ТГК-5»: Чебоксарская ТЭЦ-1 и Чебоксарская ТЭЦ-2». В ходе проверки установлено, что Филиалом ОАО «ТГК-5» не в полной мере исполняются требования антитеррористического законодательства на указанных ТЭЦ. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Из ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ следует, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения людей, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению террористической угрозы. Из статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ "Об электроэнергетике» следует, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Принимаемые ОАО «ТГК-5» меры по обеспечению безопасности на подведомственных территориях свидетельствуют об их недостаточности и необходимости установки дополнительных средств предупреждения чрезвычайных ситуаций. Проверкой установлено, что руководство ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» не обеспечило установку на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 по периметру их территорий таких средств предупреждения чрезвычайных ситуаций как систем видеонаблюдения, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за всей территорией организации. По итогам проверки прокуратурой района на имя директора филиала ОАО «ТГК-5» внесено представление № 2.6-01/4-2010 с требованием об установке по периметру обеих ТЭЦ систем видеонаблюдения. Однако по результатам рассмотрения представления каких-либо конкретных мер к устранению нарушений ОАО «ТГК-5» принято не было. Филиал ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» г. Чебоксары распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2009 г. N 427-р включен в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики на 2010 год. Значимость электроэнергетики обуславливает необходимость установления систем видеонаблюдения. На необходимость установления системы видеонаблюдения также указывает произошедшая 21.07.2010 диверсия на Балканской ГЭС филиала ОАО «РусГибдо», где до указанной ситуации отсутствовала система охраны средств видеонабдюдения и это обстоятельство фактически обеспечило свободный доступ на территорию объекта террористически настроенных лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обеспечение безопасности населения муниципального образования г. Чебоксары является основанием для обращения прокурора в суд. В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в иске основания и просил их удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Сергеева Н.В. в удовлетворении иска просила отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление. Из отзыва следует, что в соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Исковое заявление прокурора не содержит существенных условий, предусмотренных ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, в частности оно не определяет в чем конкретно заключаются интересы соответствующих субъектов, какое право нарушено, а также не содержит ссылку на конкретную норму закона, предусматривающую способы защиты этих интересов. Истец по определению не может указать конкретную норму закона, якобы нарушенную ОАО «ТГК-5», поскольку действующее законодательство не содержит положений, обязывающих организации, в состав которых входят ТЭЦ, устанавливать системы видеонаблюдения по всему периметру таких объектов, как необоснованно хотелось бы истцу. Более того, действующим законодательством прокуратура не наделена правом издания нормативных актов, устанавливающих общеобязательные правила, данное полномочие отнесено к законодательной ветви власти согласно Конституции РФ, к которой прокуратура не относится. Правовая позиция ОАО «ТГК-5» ранее была неоднократно подробно изложена в ответных письмах в адрес прокуратуры Калининского района г.Чебоксары, в т.ч. от 09.09.2010г. №11-09/1263 «О рассмотрении представления об устранении нарушений законодательства, направленного на борьбу с терроризмом», от 21.09.2010г. №9-11/1355 «О представлении прокуратуры; от 21.09.2010г. №9-11/1358 «О предоставлении информации». В частности, во исполнение требований Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ, Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 №794, «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 №841, «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.09.2003 № 547 и организационно-методических указаний по подготовке населения в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, утвержденных МЧС России в 2005 году, ОАО «ТГК-5» выполняется ежегодное планирование мероприятий по филиалам в области защиты персонала и объектов от чрезвычайных ситуаций в соответствии с «Планом основных мероприятий филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». В частности, соответствующий план мероприятий на 2010 год принят и согласован надлежащим образом с органом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления - Управлением по делам ГО и ЧС администрации Калининского района г. Чебоксары. Кроме того, в Филиале ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии разработаны: план гражданской обороны и защиты персонала, план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планы ликвидации аварийных ситуаций для опасных цехов и участков производства (ПЛАС), планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), паспорта безопасности производственных площадок Филиала и другие документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Также в филиале ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» созданы резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ); разработаны планы приведения НАСФ в готовность, организовано обучение в системе ГО и ЧС персонала и членов НАСФ, в установленные сроки проводятся учения и тренировки по тематике гражданской обороны и защиты персонала. Помимо прочего, на территории Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» создана комплексная система физической защищенности энергообъектов от проявлений общекриминального, в том числе террористического характера. По всему периметру территории как Чебоксарской ТЭЦ-1, так и Чебоксарской ТЭЦ-2 установлено железобетонное ограждение высотой 2,5 м. Указанное ограждение дополнительно оборудовано козырьками из колючей проволоки в 4 ряда и отдельные объекты станций ленточным ограждением «Егоза». Ограждения газораспределительных пунктов (ГРП) станций оборудованы сетчатым забором высотой 2,0 м. Охранное освещение по периметру указанных объектов осуществляется на постоянной основе на железобетонных опорах и находится в рабочем состоянии. Въездные ворота для допуска автотранспорта Чебоксарской ТЭЦ-2 оборудовано камерой видеонаблюдения. Во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 886) территории Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 охраняются силами государственного охранного предприятия - ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго РФ. В соответствии с заключенным договором, сотрудники охранного предприятия при несении караула укомплектованы специальными средствами (палки резиновые, наручники и др.), соответствующими установленным требованиям. С целью усиления эффективности физической охраны и повышения уровня взаимодействия с органами внутренних дел на Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 установлены системы тревожной сигнализации (т.н. «тревожных кнопок») с выводом на пульт централизованного наблюдения ОБО города Чебоксары. На указанных объектах организованы и поддерживаются в соответствии с «Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме на территории охраняемых объектов филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» пропускной и внутриобъектовый режимы. Проводятся совместные тренировки персонала указанных объектов и подразделений охраны по вопросам предотвращения диверсионно-террористических актов. В программу обучения персонала объектов Филиала по линии ГО и ЧС включены вопросы по действиям при совершении диверсионно-террористических актов, разработаны и утверждены инструкции должностным лицам станции, работникам охраны, начальнику штаба ГО и ЧС по их действиям в условиях угрозы совершения террористического акта. Следовательно, ОАО «ТГК-5» должным образом выполняются обязанности, непосредственно предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ. Изложенная в исковом заявлении позиция истца о том, что принимаемые ОАО «ТГК-5» меры по обеспечению безопасности на подведомственных территориях якобы свидетельствуют об их недостаточности и необходимости установки дополнительных средств предупреждения чрезвычайных ситуаций, не соответствует нормам правового регулирования, поскольку федеральным законодательством не установлено конкретных критериев «достаточности» мер безопасности, а прокуратура, как уже указывалось ранее, не наделена полномочиями издания правоустанавливающих норм. Действующее федеральное законодательство не содержит перечня конкретных предупреждающих мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, не возлагает на организации каких-либо обязанностей по осуществлению конкретных мероприятий по противодействию терроризму, а равно не устанавливает нормативных параметров инженерно-технических средств защиты от проявлений террористического характера, которые являлись бы обязательными для выполнения руководителями коммерческих организаций, включая организации электроэнергетики. В связи с изложенным, обстоятельства, указанные в актах проверки состояния антитеррористической защищенности объектов Филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» межведомственной комиссией в качестве недостатков в обеспечении антитеррористической защищенности объекта не могут быть расценены как нарушения законодательства о противодействии терроризму, а изложенные в актах указания межведомственной комиссии подлежат квалификации исключительно как рекомендации, предложения по повышению уровня антитеррористической защищенности объектов, предполагающие сугубо добровольное исполнение, не являющиеся императивными предписаниями и не обладающие силой принудительного исполнения. Таким образом, выводы межведомственной комиссии, изложенные в соответствующих актах проверки следует квалифицировать лишь как рекомендации (что также прямо следует из содержания самих актов проверки). Требование прокуратуры Калининского района г.Чебоксары об установке по периметру Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» систем видеонаблюдения не законно и не обоснованно нормами действующего законодательства. Следовательно, нарушения норм действующего законодательства со стороны ОАО «ТГК-5» отсутствуют, в связи с чем отсутствует необходимость устранения несуществующих «нарушений» со стороны ОАО «ТГК-5». Дополнительно, следует отметить, что распоряжение Кабинета Министров ЧР от 18.12.2009г. №427-р «Об утверждении перечня крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики на 2010г.», на которое ссылается истец в исковом заявлении, является недействующим, и в любом случае, данный перечень утверждался исключительно в целях мониторинга предупреждения банкротств и финансового оздоровления неплатежеспособных организаций, но ни в коем образе не связан с обеспечением антитеррористической безопасности соответствующих ТЭЦ (постановление Кабинета Министров ЧР от 05.10.2001 №225). Таким образом, умозаключение, содержащееся в исковом заявлении истца о том, что «значимость электроэнергетики обуславливает необходимость установления систем видеонаблюдения» также не основана на нормах действующего законодательства, подлежит квалификации как попытка превышения полномочий органом прокуратуры, установленных ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, считают, что прокурором Ленинского района г.Чебоксары пропущен трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, учитывая что акт проверки состояния антитеррористической защищенности объекта с участием прокуратуры был составлен еще 04.08.2010 г., а с рассматриваемым исковым заявлением прокурор обратился в Ленинский районный суд г.Чебоксары лишь 16.03.2011 г. При этом следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права, как признание бездействия коммерческих организаций незаконными. Пленум Верховного Суда РФ в развитие положений ГПК РФ в пункте 2 Постановления от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрел исчерпывающий перечень субъектов, чьи действия могут быть признаны незаконными. При этом Верховным судом РФ было обращено внимание на публичность правоотношений, подпадающих под категорию дел об оспаривании действий (бездействий). В пункте 3 упомянутого Постановления Пленума Верховного суда РФ обозначен закрытый перечень лиц, подпадающих под понятие «должностного лица», чьи действия (без действия) могут быть обжалованы в судебном порядке. Из прямого толкования упомянутого акта следует, что процессуальный институт признания действий незаконными может быть применен исключительно в отношении публично-правовых образований, к коим ОАО «ТГК-5» как коммерческое юридическое лицо отнесено быть не может. Таким образом, из анализа вышеизложенного можно сделать вывод о недопустимости предъявления и рассмотрения такого рода исков, к которым относятся рассматриваемые исковые требования истца. Суд, обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Из ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ следует, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения людей, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению террористической угрозы. Из статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ "Об электроэнергетике» следует, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обеспечение безопасности населения муниципального образования г. Чебоксары является основанием для обращения прокурора в суд. Суд считает, что в данном случае прокурор может обратиться с указанным иском. Требования же прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «ТГК-5» в лице филиала общества «Марий Эл и Чувашии» выразившемся в ненадлежащем обеспечении безопасности ТЭЦ, а именно в не установке системы видеонаблюдения по периметру Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 и обязать общество обеспечить видеонаблюдением Чебоксаркую ТЭЦ-1 и Чебоксарскую ТЭЦ-2, считаю не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, позиция прокурора о том, что принимаемые филиалом Общества меры по обеспечению безопасности на подведомственных территориях свидетельствуют об их недостаточности и необходимости установки дополнительных средств предупреждения чрезвычайных ситуаций, не соответствует нормам правового регулирования, так как действующим законодательством не установлено конкретных критериев «достаточности» мер безопасности. Указанные в актах проверки состояния антитеррористической защищенности объектов филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» межведомственной комиссией от 4 августа 2010 года в качестве недостатков в обеспечении антитеррористической защищенности объектов - отсутствие видеонаблюдения по периметру Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2, не могут быть расценены как нарушения ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ. Во-вторых, действующее законодательство не содержит положений, требований, обязывающих организации в состав которых ходят ТЭЦ, устанавливать системы видеонаблюдения по всему периметру таких объектов, как того требует прокурор. Следовательно, нарушений норм действующего законодательства со стороны филиала Общества отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары к ОАО «Территориальная генерирующая компания №5» в лице филиала общества «Марий Эл и Чувашии» о признании незаконным бездействие филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №5», выразившемся в ненадлежащем обеспечении безопасности ТЭЦ, а именно в не установке системы видеонаблюдения по периметру Чебоксарской ТЭЦ-1 и Чебоксарской ТЭЦ-2 и обязать ОАО «Территориальная генерирующая компания №5» обеспечить видеонаблюдением Чебоксарскую ТЭЦ-1 и Чебоксарскую ТЭЦ-2, отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней, через Ленинский районный суд г.Чебоксары начиная с 08 апреля 2011 года. Председательствующий судья Ю.П.Сорокин Не вступило в законную силу.