об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора



Гр. дело № 2-477/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2012 г.         г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре Архиповой О.В.,

с участием представителя заявителя администрации г. Чебоксары - Егоровой О.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2011 г.,

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Андреевой Т.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление администрации г. Чебоксары о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Администрация г. Чебоксары обратилась в суд с заявлением о признании незаконными 5 постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора в размере ------ рублей от дата, вынесенных по исполнительным производствам в отношении взыскателей ФИО9, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО6 В заявлении указано, что оспариваемые документы были получены администрацией г. Чебоксары дата Администрацией города были представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение решений суда о предоставлении взыскателям жилых помещений было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах путем направления писем. Администрация г. Чебоксары является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета г. Чебоксары. Иных расчетных, валютных счетов в других банках не имеется. Согласно приложению 7 к решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23.12.2010 г. № 59 «О бюджете муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2011 год» в бюджете г. Чебоксары на 2011 год предусмотрены средства на строительство жилья по решению судов в размере ------ рублей. После строительства жилых помещений по целевому назначению будет решаться вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам во исполнение решения суда. 30 августа 2011 г. между администрацией г. Чебоксары и ГУП ЧР «РУКС» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР был заключен муниципальный контракт на строительство (приобретение квартир) для предоставления гражданам (взыскателям) по неисполненным решениям судом на общую сумму ------ рублей. В настоящее время администрация г. Чебоксары должна исполнить 81 решение суда по предоставлению гражданам благоустроенного жилого помещения. Постановление судебного пристава-исполнителя было вынесено в нарушение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которому взыскание исполнительского сбора должно производиться с учетом степени вины должника в неисполнении судебного решения, а также с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств.

В судебном заседании представитель заявителя администрации г. Чебоксары Егорова О.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям. Суду дополнила, что администрация города получила постановления о возбуждении исполнительных производств, с заявлениями о приостановлении исполнительных производств не обращались. В настоящее время во исполнение решений судов жилые помещения взыскателям не предоставлены. Необходимо учитывать отсутствие вины администрации города в неисполнении решений судов, так как денежных средств в достаточном количестве не имеется.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Андреева Т.В. требования заявления не признала, в его удовлетворении просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Пояснила, что постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках предоставленных полномочий. У администрации г. Чебоксары достаточно имущества, за счет которого возможно исполнить решение суда и уплатить исполнительский сбор. При достаточной степени заботливости и осмотрительности администрация города могла заложить в бюджет сумму, необходимую для исполнения решений судов.

Суд считает возможным рассмотреть заявление при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно и не требуется представления дополнительных доказательств, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» N229-ФЗ от 2 октября 2007 г. судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 ст. 30 Закона №299-ФЗ).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона №229-ФЗ).

Как следует из материалов исполнительных производств, представленных по запросу суда и исследованных судом, на основании соответствующих исполнительных документов об обязании администрации г. Чебоксары предоставить взыскателям благоустроенные жилые помещения по установленным нормам судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства: ----- (перерегистрированное в 2011 г. на -----, взыскатель ФИО5) возбуждено дата, ----- (-----, взыскатель ФИО6) - дата, ----- (-----, взыскатель ФИО7) - дата, ----- (взыскатель ФИО8) - дата, ----- (взыскатель ФИО9) - дата

В каждом случае для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику согласно ч.12 ст. 30 Закона предоставлен пятидневный срок. При этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в установленном законом размере.

Постановления о возбуждении исполнительных производств направлены должнику и им получены, о чем свидетельствуют письма администрации о невозможности исполнить решения суда, и представителем администрации г. Чебоксары прямо подтверждается.

Законность перечисленных постановлений о возбуждении исполнительных производств заявителем не оспаривается.

Таким образом, требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежали исполнению должником в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

В установленный срок должник добровольно требования исполнительных документов не исполнил, а в течение периода исполнения направлял в адрес судебного пристава-исполнителя письма о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде г. Чебоксары свободного жилья.

Одновременно администрация г. Чебоксары обращалась с заявлениями в Ленинский районный суд г. Чебоксары о предоставлении отсрочки исполнения решений судов.

Определениями Ленинского районного суда г. Чебоксары предоставлена отсрочка исполнения решений суда:

- от 15.06.2010 г. до 01.12.2010 г. и от 27.01.2011 г. до 01.07.2011 г.(взыскатель ФИО5, и/п возбуждено 12.05.2010 г.), определением от 02.08.2011 г., вступившим в законную силу 29.08.2011 г., в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано;

- от 11.08.2010 г. до 01.03.2011 г. и от 13.05.2011 г. до 01.09.2011 г. (взыскатель ФИО6, и/п возбуждено 16.07.2010 г.);

- от 14.12.2010 г. до 01.11.2011 г. (взыскатель ФИО7, и/п возбуждено 03.11.2010 г., определением судебной коллегии по гражданским делам ВС ЧР от 19.01.2011 г. определение Ленинского районного суда г. Чебоксары о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 14.12.2010 г. изменено, предоставлена отсрочка до 01.07.2011 г.);

- от 13.04.2011 г. до 13.08.2011 г. (отсрочка предоставлена Московским районным судом г. Чебоксары, взыскатель ФИО9, и/п возбуждено 16.03.2011 г.), определением от 12.10.2011 г., вступившим в законную силу 02.11.2011 г., в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано, определением суда от 01.12.2011 г. в предоставлении отсрочки повторно отказано;

- определением от 04.07.2011 г. должнику в предоставлении отсрочки исполнения решения суда в отношении взыскателя ФИО8, вступившим в законную силу 08.08.2011 г., отказано (и/п возбуждено 16.02.2011 г.).

После истечения предоставленного судом срока отсрочки исполнения решений судов судебный пристав-исполнитель по всем перечисленным исполнительным производствам вынес в адрес должника официальные предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда, вступившего в законную силу. Все предупреждения должником были получены, о чем имеются соответствующие отметки и представителем заявителя подтверждается.

В ответ на данные предупреждения администрация г. Чебоксары вновь лишь направила письма о невозможности исполнить решения судов по ранее изложенным мотивам.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Несвоевременное исполнение требований исполнительных документов влечет ущемление прав и законных интересов взыскателей, которые в течение длительного времени не могут восстановить свое нарушенное право.

На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, данное требование должником - администрацией г. Чебоксары не исполнено. Пропуск срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, заявителем не оспаривается.

В соответствии с указанными требованиями по перечисленным исполнительным производствам 12 декабря 2011 г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере по ------ рублей, которые должником получены 12.12.2011 г.

Согласно ч.6 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом правоприменитель (в данном случае судебный пристав-исполнитель) обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, могущими сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, такая возможность судебным приставом-исполнителем должнику предоставлялась, он предупреждался о последствиях неисполнения исполнительного документа в установленный срок.

При этом должник надлежащим образом не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые основываются на предположениях.

Между тем, должник не представил суду доказательств отсутствия его вины или иных оснований для освобождения его от ответственности за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительных документов.

Письма, в которых администрация г. Чебоксары сообщила о невозможности исполнения решения суда о предоставлении взыскателям жилых помещений в связи с отсутствием свободного жилья и обращение в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не является таким доказательством, поскольку и после окончания срока отсрочки исполнения решения суда должник вновь не исполнил требования исполнительных документов.

Довод заявителя об отсутствии свободного жилья в муниципальном фонде и недостаточности денежных средств не является обстоятельством, освобождающим заявителя от исполнения требований исполнительного документа, выданного во исполнение вступившего в законную силу решения суда.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.05.2008 г. № 1011, непосредственное составление проекта бюджета города на очередной финансовый год или очередной финансовый год и плановый период, исполнение бюджета города и исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию г. Чебоксары в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, осуществляет финансовый орган администрации г. Чебоксары.

Однако администрацией г. Чебоксары на строительство жилья для предоставления его гражданам по решению судов в проект бюджета города не была заложена достаточная денежная сумма, хотя, обладая информацией о количестве граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, при соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности, данные действия должны были быть совершены.

При этом суд также учитывает, что и на день вынесения настоящего решения должником требования исполнительных документов так и не исполнены, их исполнение необоснованно затягивается.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора от 12 декабря 2011 г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Администрации г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора от 12 декабря 2011 г. по исполнительным производствам в отношении взыскателей ФИО9, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО6отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 января 2012 г.

Председательствующий: судья        Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу