Дело № 2-409/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2012 года г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Платоновой Л.А., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истицы Кадыковой Е.Т. - Абрамовой Н.Н., действующей по доверенности, представителя ответчика Администрации Ленинского района г.Чебоксары Карягиной О.В., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадыковой Е.Т. к Администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании решения районной жилищной комиссии недействительным и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, установил: Кадыкова Е.Т. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Чебоксары, указав в обоснование иска, что дата ей было отказано в принятии на учет граждан - ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, как нуждающейся в жилом помещении. После изменения обстоятельств (дата заключен договор о продаже дома с земельным участком) истицей было подано дополнительное заявление. Решением районной жилищной комиссии от дата ей было вновь отказано в постановке на учет. Кадыкова Е.Т. прописана по адресу: адрес, который на правах собственности принадлежал ее дочери ФИО5 Несмотря на то, что дом был ветхим (78% износа), эта площадь - ------ была включена в жилую площадь при расчете на каждого члена семьи. Истица ------ проживает с семьей дочери ------ в которой также не имеет собственности. дата был подписан договор купли-продажи с застройщиком данного микрорайона ------ По условиям договора истица с дочерью должны выписаться с указанного адреса до дата и с дата теряют право пользования жилым домом и земельным участком. Сумма, предоставленная ------ является совместной собственностью ФИО5 и ФИО3 На заявление о постановке на учет администрацией Ленинского района был дан отказ, т.к. при учете жилой площади включена площадь снесенного дома и площадь квартиры по адресу: адрес. Истица просит признать решение районной жилищной комиссии от дата недействительным и обязать администрацию Ленинского района г.Чебоксары поставить ее на учет граждан - ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истица в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя. Представитель истицы Абрамова Н.Н. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что у Кадыковой Е.Т. отсутствует жилье для проживания. Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г.Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что действительно Кадыкова Е.Т. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные законом «О ветеранах». Однако в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении решением районной жилищной комиссии от дата на основании п.2. ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказано, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (14,5 кв. метров) на каждого члена семьи. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения представителя истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации. Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст.11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан. В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.3, 4 ст.12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.7 ст.13, ст.49 ЖК РФ). Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в статье 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц ст.21 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения. Таким образом, вдовы участников Великой Отечественной войны отнесены к специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении. Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Согласно материалам дела, в последний раз истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку на основании норм ФЗ «О ветеранах» 11 ноября 2011 года. Решением комиссии по жилищным вопросам Ленинского района г.Чебоксары ----- от дата истице было отказано в принятии на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. В письме ----- от дата администрация Ленинского района приводит основания отказа в принятии на учет: Кадыкова Е.Т. с дочерью ФИО5 зарегистрированы в адрес общей площадью ------ по адрес, которая является собственником 1/3 доли указанного жилого помещения. Кроме того, ФИО5 на праве собственности принадлежит 1/4 доли в адрес, общей площадью ------., в адрес. В данном споре выводы ответчика о том, что представленные истицей документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным. Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено. Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О Ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства. Как следует из материалов дела, ФИО5, являющейся дочерью истицы и проживавшей с ней совместно, принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой адрес, общей площадью ------. 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой адрес принадлежали ФИО2 На основании договора купли-продажи от дата ФИО5 и ФИО2 продали указанный дом вместе с земельным участком ------. дата право собственности ФИО5 на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой адрес прекращено. После этого истица обратилась в администрацию адрес с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении. При рассмотрении документов истицы, как видно из письма от дата, ответчиком была учтена площадь в адрес и площадь адрес, принадлежащих ФИО5 В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Из представленных истицей документов вместе с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует, что она зарегистрирована с дочерью ФИО5 в адрес. Площадь указанного дома составляет ------ Доля ФИО5 составляет: ------ Также в собственности ФИО5 находится 1/4 доля в праве собственности на адрес, общей площадью ------., в адрес, что составляет: ------ Таким образом, суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи истицы, совместно с ней зарегистрированных, составляет ------ кв.м., по ------ кв.м. на одного члена семьи. Как видно из материалов дела, собственниками оставшейся 3/4 доли в праве собственности на адрес являются муж ФИО5 - ФИО3, ее сыновья - ФИО1 и ФИО4 - по 1/4 доле каждый. адрес жилых помещений семьи ФИО5 составляет: ------., тогда на каждого члена ее семьи и Кадыкову Е.Т. приходится: ------ кв.м., что все равно более учетной нормы. В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ право состоять на учете нуждающихся в жилье носит заявительный характер. В силу указанной нормы жилищного законодательства граждане принимаются на учет на основании их заявлений, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилье. В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительства (приобретение) жилых помещений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 N 2 к заявлению прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи; 2) копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения и (или) копия домовой книги; 3) выписка из финансового лицевого счета; 4) справка о составе семьи; 5) справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) жилого помещения. Истицей в качестве оснований для постановки на учет указывается на продажу адрес и на уменьшение в результате этого жилой площади, подлежащей учету при постановке на учет. На момент вынесения решения администрацией Ленинского района г.Чебоксары - дата - Кадыкова Е.Т. была зарегистрирована в адрес, учет площади указанного жилого помещения ответчиком произведен правомерно. Учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по г.Чебоксары установлена в 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Ст.51 ЖК РФ и ч.2 ст.3 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» определяют правило о том, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В связи с этими требованиями жилищного законодательства администрация Ленинского района г.Чебоксары обоснованно определила уровень обеспеченности жилой площадью истицы в размере 16,9 кв.м., исходя из общей площади занимаемых ими жилых помещений, принадлежащих дочери истицы на праве собственности. Доводы истицы о 78% износе адрес не нашли своего подтверждения в суде. Как следует из материалов учетного дела, физический износ и техническое состояние жилого каркасно-засыпного дома (литера А), расположенного по адресу: адрес (год постройки 1974) по состоянию на дата составляет 41%. Указанный истицей износ - 78% - относится к пристрою бревенчатому (литера 2) и пристрою каркосно-засыпному (литера 3) к дому. С учетом данных обстоятельств, у суда не имеется оснований для признания оспоренного Кадыковой Е.Т. решения об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в жилье незаконным, поскольку данное решение администрация Ленинского района г.Чебоксары основывала на представленных истицей в администрацию документах, а также самостоятельно истребованных ответчиком документов, и этот отказ соответствует обстоятельствам, которые подтверждаются материалами учетного дела и нормами жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Кадыковой Е.Т. к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании решения районной жилищной комиссии от дата недействительным и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении граждан - ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары. Мотивированное решение составлено 13 января 2012 года. Председательствующий судья Л.А. Платонова Решение не вступило в законную силу.