Дело №2-649/2012 Именем Российской Федерации 1 февраля 2012 г. г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н., при секретаре Лукиной Т.П., с участием пом.прокурора Кадыровой Ф.Х., представителей ответчика Иванова В.П., представителя третьего лица Пушкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары ЧР в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов к БУ «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР о признании незаконным бездействия, выразившееся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов и обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, у с т а н о в и л : 28 декабря 2011 г. прокурор Ленинского района г.Чебоксары ЧР, ссылаясь на ФЗ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к БУ «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов и обязании устранить нарушение закона путем выделения 2 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения действующего законодательства в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, а именно: не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости своевременно не предоставляется. При этом, поскольку среднесписочная численность работников БУ ЧР «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР на 2011 год - 97,9 человек, согласно информации ГУ «Центр занятости населения г. Чебоксары Госслужбы занятости Чувашии» установлена квота для приема на работу 2 инвалидов. Пом.прокурора Ленинского района г.Чебоксары Кадырова Ф.Х. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что несмотря на наличие квот, ответчиком на работу не принято ни одного инвалида. Представитель ответчика - директор Иванов В.П. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что до 2008 г. у них работали 2 инвалида, но после их ухода на пенсию, к ним никто из инвалидов по поводу трудоустройства не обращался. В прошлом году в музыкальное училище была принята слепая девушка, которую они намерены взять на работу после окончания обучения. Представитель третьего лица Пушкина Н.В. суду пояснила, что с марта 2011 г. ответчик стал подавать сведения об отсутствии квот для инвалидов. При этом к ним иногда обращаются инвалиды-музыканты по поводу трудоустройства. Выслушав пом.прокурора, представителей ответчика и третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.ст.9, 20, 21 указанного Закона, реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. При этом, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентно способности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В ст.2 Закона ЧР от 31 декабря 2002 г. № 32 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики» установлен размер квоты равный 2% к среднесписочной численности работников. Ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В ч.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В статье 13 указанного Закона предусмотрено, что квоты для приема на работу инвалидов являются дополнительной гарантией занятости. Как следует из справки №152 от 26 декабря 2012 г. среднесписочная численность работников Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР на 2011 год - 97,9 человек. Согласно уведомления об установлении квоты №01-13/197 от 9 декабря 2011 г., направленного ГУ «Центр занятости населения г. Чебоксары Госслужбы занятости Чувашии» в адрес Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР установлена квота для приема на работу 2 инвалидов. Письмом №01-13/181 от 18 марта 2011 г. ГУ «Центр занятости населения г. Чебоксары Госслужбы занятости населения Чувашской Республики» предупредило ответчика об ответственности за непредставление или несвоевременное представление информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Как следует из ответа №34 и №35 от 21 марта 2011 г. ответчик сообщил об отсутствии возможности установления квоты для принятия инвалидов по тем мотивам, что рабочих должностей по штатному расписанию 2,5 человека, а артистический и художественный персонал принимается на конкурсной основе. На 21 марта 2011 г. наличия вакансий не имеется. Из писем №64 от 6 мая 2011 г., №101 от 9 августа 2011 г., №118 от 7 октября 2011 г., №111 от 9 сентября 2011 г., №131 от 9 ноября 2011 г., №144 от 8 декабря 2011 г. ответчик также сообщает об отсутствии вакансий на 6 мая 2011 г., 9 августа 2011 г., 7 октября 2011 г., 9 сентября 2011 г., 9 ноября 2011 г., 8 декабря 2011 г. соответственно. Как следует из пояснений свидетеля ----- работающей документоведом, в течение последних 5 лет к ним не обращались инвалиды по поводу трудоустройства. Ранее работали двое инвалидов, ушедших на пенсию после 65 лет. Указанное свидетельствует о том, что ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости своевременно не предоставляется. Часть 2 ст.7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. В части 3 ст.37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы. Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года) предписывает, что инвалиды должны получит возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Таким образом, бездействием ответчика, выразившемся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов в Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц - инвалидов, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковое требование прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов удовлетворить. Признать незаконным бездействие БУ «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, выразившееся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов. Обязать БУ «Чувашская Государственная академическая симфоническая капелла» Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР устранить нарушение закона путем выделения 2 (двух) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 4 февраля 2012 г. Судья: Мотивированное решение составлено 3 февраля 2012 г. Решение не вступило в законную силу