решение по делу



Дело №2-415/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2012 г.                                                                                                                г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием пом.прокурора Левшиной М.Г.,

представителя ответчика Кульмаковой С.В.,

представителя третьего лица Гришановой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары ЧР в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №10» об обязании обеспечить надлежащие условия для доступа инвалидов в виде установления пандуса и поручней при входе в помещение образовательного учреждения,

у с т а н о в и л :

9 декабря 2011 г. прокурор Ленинского района г.Чебоксары ЧР, ссылаясь на ФЗ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и окончательно уточнив свои требования 31 января 2012 г., обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №10» об обязании обеспечить надлежащие условия для доступа инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, установить пандусы и поручни при входе в помещение образовательного учреждения, расположенного по адресу: -----, в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обосновании своего требования прокурор указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о защите социальных прав детей-инвалидов в образовательных учреждениях Ленинского района г.Чебоксары, выявлены существенные нарушения законности, а именно, входы в здание не оборудованы пандусами, в связи с чем в адрес начальника управления образования администрации города Чебоксары 30 сентября 2011 г. было направлено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое письмом №2968 от 26 октября 2011 г. начальник управления указал, что возможности установить пандусы не имеется в связи с необходимостью подготовки проектно-сметной документации и отсутствием денежных средств на 2011 г. Кроме того, письмом за № 3255 от 05.12.2011 г. начальник управления образования администрации города Чебоксары указал, что с учетом погодных условий, проведение всех видов ремонтных работ в школах по созданию условий беспрепятственного доступа в здания школ маломобильной группе населения до каникул не представляется возможным.

Пом.прокурора Ленинского района г.Чебоксары Левшина М.Г. исковые требования поддержала полностью по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика - директор Кульмакова С.В. суду пояснила, что пандусы и поручни ими установлены в декабре 2011 г.

Представитель третьего лица Управления образования администрации г.Чебоксары Гришанова Н.И подтвердила факт установления пандуса с поручнями в СОШ №10 в декабре 1011 г..

Представитель третьих лиц Финансового управления администрации г.Чебоксары и Чебоксарского городского комитет по управлению имуществом в судебное заседание не явились.

Выслушав пом.прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

В соответствии с положениями ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В настоящее время инвалиды, в том числе и несовершеннолетние, относятся к наименее социально защищенным слоям населения, особенно страдающие заболеванием опорно-двигательного аппарата.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Кроме того, одним из принципов государственной политики в области образования, согласно п. 3 ст. 2 закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В силу ч.1 ст.5 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В целях реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 21АД 560244 от 6 декабря 2011 г. МБОУ «Средняя образовательная школа №10 имени летчика-космонавта А.Г.Николаева» пользуется на праве оперативного управления зданием школы №10 по адресу: ЧР, -----

В соответствии с Уставом, утвержденным Управлением образования администрации г.Чебоксары от 19 сентября 2011 г. №783, МБОУ СОШ №10» является юридическим лицом -средней общеобразовательной школой. Учредителем является муниципальное образование - город Чебоксары. Функции и полномочия учредителя по вопросам назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений осуществляет администрация города Чебоксары. Функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом Учреждения осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом. Функции и полномочия учредителя по иным вопросам осуществляет Управление образования администрации города Чебоксары.

Как следует из писем начальника Управления образования администрации г.Чебоксары №2968 от 26 октября 2011 г. и №3255 от 5 декабря 2011 г. в ответ на обращение прокуратуры по вопросу принятия мер по устранению нарушений законодательства о социальной защите детей-инвалидов, на устройство пандусов в целях доступности зданий для маломобильной группы населения согласно СНиП 35-01-2001, необходимо выполнить обследование несущих конструкций зданий общеобразовательных учреждений, т.к. конструкция фундамента пандуса будет соприкасаться с конструкциями фундаментов основного здания. На основании результатов экспертизы необходимо выполнить проектно-сметную документацию по устройству пандусов индивидуально на каждое общеобразовательное учреждение. На оборудование входа здания пандусом без выполнения проектно-сметной документации в общеобразовательных учреждений Ленинского района необходимо ориентировочно сумма в размере ----- руб. При формировании бюджета города Чебоксары на 2012год управления образования администрации города Чебоксары выйдет с предложением о выделении средств на устройство пандусов для доступности маломобильных групп людей в общеобразовательные учреждения. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.10 Закона Российской Федерации «Об образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются, в том числе, по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Также, в соответствии с п.4.32 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» и п.18.12. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в общеобразовательном учреждении и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся, все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей, т.е. учитывая погодные условия, проведение всех видов ремонтных работ в детских садах и школах по созданию условий маломобильной группе населения для беспрепятственного доступа в здания до каникул, не представляется возможным.

В приложении А к СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, дано определение маломобильных групп населения, под которыми понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Поскольку на момент подачи иска МБОУ «СОШ №10» не были созданы условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение образовательного учреждения, что ответчиком не оспаривается, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Однако, как следует из представленных представителем ответчиком фотографий и акта о приемке выполненных работ, ответчиком на момент рассмотрения дела в суде уже проведены работы по устройству пандуса и поручней, в связи с чем, учитывая, что прокурор от исковых требований не отказывается, вынесенное решение исполнению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое требование прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБОУ «СОШ №10» обеспечить надлежащие условия для доступа инвалидов- установить пандусы и поручни при входе в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: -----

Решение в исполнение не проводить в связи с его добровольным исполнением.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 3 февраля 2012 г.

Судья:

Мотивированное решение составлено 2 февраля 2012 г.

Решение не вступило в законную силу.