решение по делу



Дело №2-3392/2012

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июля 2012 г.                                                                                                   г. Чебоксары.

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием пом.прокурора Николаевой Э.И.,

истицы Деревянкиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деревянкиной ----- к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), обязании Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включить ее в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), и обязать МЧС России выдать удостоверение, гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

у с т а н о в и л :

Деревянкина Г.А. обратилась в суд с иском к МЧС России и Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Республики о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), обязании Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включить ее в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), и обязать МЧС России выдать удостоверение, гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Свои требования истица мотивировала тем, что в период с 1 августа 1962 г. по 1 августа 1974 г. она проживала в -----, который входит в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило вследствие ядерных испытаний суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения- более 5 сЗв (бэр), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. №162-р. В 2009 г. Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, МЧС России и Ленинским районным судом г.Чебоксары ей было отказано в выдаче удостоверения, т.к. не было представлено доказательств о дозе облучения, при этом ни одна организация не дала ей рекомендаций о том, где ей можно пройти обследование с целью определения дозы облучения. 14 декабря 2010 г. для определения дозы облучения она сдала хромосомный анализ крови в -----, который показал, что значение ----- В связи с тем, что обследование проводилось через 48-36 лет после факта облучения 7 августа 1962 г. можно утверждать, что факт облучения имелся и полученные дозы облучения значительно превышали 25 сЗв. МЧС России письмом от 3 августа 2011 г. отказало ей в выдаче удостоверения.

В судебном заседании истица поддержала свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР своего представителя для участия в судебном заседании не выделило.

Представитель МЧС России в судебное заседание также не явился.

Выслушав истицу, заключение прокурора, полагавшей возможным требования истца удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Социальная защита граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, первоначально была предусмотрена Указом Президента РФ от 20 декабря 1993 года №2228, которым с 1 апреля 1994 г. на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах и получивших в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространялись отдельные компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Соответственно, распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года №162-р был утвержден Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Эти населенные пункты были разбиты на категории в зависимости от полученной их населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения. Распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года №156-р населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию 7 августа 1962 года, были выделены в отдельную категорию. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года №356-р был утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, население которых также получило определенную суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения.

В связи с принятием ФЗ от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Указ Президента РФ от 20 декабря 1993 года №2228 был признан утратившим силу. При этом данным ФЗ на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также дети первого и второго поколения указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, были распространены отдельные льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2010 г. установлен факт проживания истицы в период с 1 августа 1962 г. по 31 декабря 1963 г. в ----- (л.д.14).

Согласно ст.1 действующего в настоящее время ФЗ от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются установленные данным законом меры социальной поддержки.

Таким образом, законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье -к получению гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв (бэр).

Перечнем населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. №162-р, предусматривалось, что г----- Алтайского края отнесен к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерных испытаний 29 августа 1949 и 7 августа 1962 г. суммарную (накопительную) дозу облучения, больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бер). Однако распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. №156-р в данный Перечень внесены изменения, в соответствии с которыми население г.Рубцовска получило облучение в указанной дозе только вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г.

Однако, как следует из заключения клинико-диагностической лаборатории -----, т.е. эффективная доза облучения превышает 25 сЗв.

Подпунктом «б» п.3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 849, для получения удостоверения единого образца было предусмотрено условие о необходимости проживания в данном населенном пункте на день проведения ядерного испытания, оказавшего воздействие на этот населенный пункт, чем обеспечивалось подтверждение получения гражданином дозы облучения в пределах свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 404-О отменено частично постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в связи с чем механизм признания граждан подпадающими под действие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ, также частично утрачен. Однако, указанным Определением оставлено в силе условие получения гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для предоставления мер социальной поддержки.

Приказом МЧС России от 18 сентября 2009 г. №540 утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (зарегистрирован в Минюсте РФ 5 октября 2009 г., рег.№14969), вступивший в силу 25 октября 2009 г.. Также установлено, что удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения гражданине обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина РФ; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). Уполномоченными органами осуществляется: прием вышеуказанных документов; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителю); в месячные срок со дня принятия заявления принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; направление в МЧС России в месячный срок со дня приема от граждан заявления и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов, копии протоколов решения комиссии. Удостоверения оформляются МЧС России в течение 2-х месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).

Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного ФЗ, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Из этого исходит и ФЗ от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения», который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент ФЗ от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд РФ в Определении от 14 декабря 1999 года №197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом РФ в связи с обращением гражданина, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством РФ, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций.

Таким образом, часть первая статьи 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В связи с тем, что истицей представлены доказательства получения суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр), какой-либо иной механизм определения полученной дозы облучения законом не определен, у ответчика отсутствуют основания для отказа в оформлении и выдачи ей удостоверения единого образца, в связи с чем требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Деревянкиной ----- удовлетворить.

Признать Деревянкину ----- подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включить Деревянкину ----- в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр), и направить в МЧС России представление о выдаче ей удостоверения.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Деревянкиной ----- удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).

Ответчик вправе обратиться в Ленинский районный суд г.Чебоксары с заявлением об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в месячный срок по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в месячный срок со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:

          Мотивированное решение составлено 8 июля 2012 г.

Решение не вступило в законную силу.