решение по делу



Дело №2-3634/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июля 2012 г.                                                                                                    г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Мартьяновой В.Е.,

с участием заявителя Романовой Т.И.,

ее представителя Медведева В.В.,

представителей заинтересованных лиц Ксенофонтовой Л.Г. и Куприна П.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романовой ----- о признании незаконным и отмене постановления Государственного Совета Чувашской Республики о досрочном прекращении полномочий депутата,

у с т а н о в и л :

31 марта 2011 г. Романова Т.И. обратилась в Ленинский районный суд г.Чебоксары с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного Совета Чувашской Республики «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И.» от 22 марта 2011г. №793, мотивируя следующим. 8 октября 2006 г. она была избрана депутатом Государственного Совета Чувашской Республики по партийному списку Чувашского республиканского отделения партии «Коммунистическая партия Российской Федерации (Волжская региональная группа) и на основании личного заявления вошла в депутатскую фракцию «Коммунистическая партия Российской Федерации», созданную и зарегистрированную 19 октября 2006 г. В Государственном Совете Чувашской Республики она работала в комитете по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту и в комитете по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике. Указанным постановлением досрочно прекращены ее депутатские полномочия и она выведена из состава указанных комитетов Государственного Совета Чувашской Республики. Решение о прекращении полномочий депутата мотивировано тем, что ею не были соблюдены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. В ходе обсуждения на 37-ой сессии Государственного Совета Чувашской Республики ей ставилось в вину, что она вышла из КПРФ, нарушив норму п.1.1 ст.12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ, согласно которой депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона; депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. С обжалуемым постановление не согласна потому, что из КПРФ она не выходила, о чем сообщила на сессии Государственного Совета Чувашской Республики, выход из фракции депутата предполагает заявление члена фракции, которое она не писала.

            Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 апреля 2011 г. Романовой Т.И. отказано в удовлетворении заявления Романовой Т.И.

Определением суда от 11 мая 2012 г. указанное решение от 26 апреля 2011 г. отменено по новым обстоятельствам на основании постановления Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 г., которым п.1.1 ст.12 ФЗ №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащиеся в нем положения - по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают возможность исключения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ из фракции, в которой он состоит в соответствии с п.4 ст.4 данного ФЗ, и досрочного прекращения его депутатских полномочий вследствие выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом.

В судебном заседании заявитель Романова Т.И. и ее представитель Медведев В.В. поддержали заявление от 31 марта 2011 г., по основаниям в нем изложенным, просили признать незаконным и отменить постановление Государственного Совета Чувашской Республики «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И.» от 22 марта 2011г. №793.

Представитель заинтересованного лица- Государственного Совета Чувашской Республики Ксенофонтова Л.Г. требование заявителя не признала и просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление Государственного Совета Чувашской Республики №793 от 22 марта 2011 г. признано утратившим силу постановлением от 27 апреля 2012 г. №102 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного Совета Чувашской Республики», что свидетельствует об исполнении постановления Конституционного Суда РФ. Романова Т.И. являлась депутатом Госсовета ЧР четвертого созыва, полномочия которых прекращены 15 декабря 2011 г. и восстановить ее депутатские полномочия в настоящее время невозможно.

Представитель заинтересованного лица- Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Куприн П.К. считает обоснованным действие Госсовета Чувашской Республики и оснований для удовлетворения заявления Романовой Т.И. в настоящее время не находит.

Выслушав заявителя, представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.77, ст.78 Конституции Чувашской Республики и ст.1 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики. Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на пять лет и состоит из 44 депутатов.

Согласно ст.9 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 г. №9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с настоящим Законом. 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики на основе средней нормы представительства избирателей. Средняя норма представительства избирателей на избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Чувашской Республике по состоянию на 1 января или 1 июля года проведения выборов на 22 избирательных округа.

Как следует из протокола Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о результатах выборов по единому избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями от 12 октября 2006г., Романова Т.И. была избрана депутатом Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по списку избирательного объединения «Чувашское республиканское отделение КПРФ», согласно которому Чувашскому республиканскому отделению КПРФ распределены 5 депутатских мандатов, депутатом от КПРФ по Волжской региональной группе стала Романова Т.И. (л.д.150-151, т.1).

На основании личного заявления Романова Т.И. вошла во фракцию КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики четвертого созыва, зарегистрированную решением Секретариата первой сессии Государственного Совета Чувашской Республики от 19 октября 2006г. (л.д.104, 107, т.1).

7 февраля 2011 г. Чувашский республиканский комитет КПРФ направил в Государственный Совет Чувашской Республики для сведения выписку из протокола заседания бюро Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011 г. с постановлением о принятии к сведению факта выхода из партии Романовой Т.И. на основании личного письменного заявления от 29 июня 2009 г. и копию заявления Романовой Т.И. о том, что она выходит из рядов КРФ (так в заявлении) (л.д.96-98, 154 т.1).

В судебном заседании заявитель Романова Т.И. суду уточнила, что она умышленно указала в одном из ее заявлений не о выходе из КПРФ, а из КРФ.

Однако, в материалах дела имеется также заявление Романовой Т.И. от 29 июня 2009 г. о выходе ее из рядов КПРФ с резолюцией первого секретаря ----- от 16.07.2009 г. о назначении его к рассмотрению на заседании бюро Чебоксарского ГК КПРФ 20 июля 2009 г. в 17 час.30 мин. с участием Романовой Т.И., а также штамп входящей корреспонденции Чувашского рескома КПРФ от 11 января 2011 г. (л.д.153, т.1).

19 февраля 2011г. состоялось заседание фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики, на котором принято решение об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва, что подтверждается выпиской из протокола №2 (л.д.101, т.1).

Выписка из решения фракции КПРФ Государственного Совета Чувашской Республики от 19 февраля 2011г. об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ направлена руководителем фракции в Государственный Совет Чувашской Республики сопроводительным письмом от 28 февраля 2011г. (л.д.100, т.1).

Как следует из протокола №2, 2 марта 2011г. состоялось заседание Комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики, на котором была рассмотрена выписка из решения фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республике от 19 февраля 2011 г. об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ. Принято решение о внесении на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета Чувашской Республики вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Романовой Т.И.. Приложен проект постановления (л.д.92-95, т.1).

Письмом от 14 марта 2011 г. председатель Комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики просил председателя Государственного Совета Чувашской Республики включить в проект повестки дня очередной тридцать седьмой сессии Государственного Совета Чувашской Республики вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. в связи с рассмотрением данного вопроса на заседании комиссии 2 марта 2011г. (л.д. 91, т.1).

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 22 марта 2011г. №772 утверждена повестка дня очередной тридцать седьмой сессии Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва, пунктом 32 которой указан вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. (л.д.14-15, т.1).

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 22 марта 2011 г. №793 принято решение о признании досрочно прекращенными полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва Романовой Т.И., избранной по списку Чувашского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в связи с несоблюдением ею ограничений, связанных с депутатской деятельностью, установленных федеральным законом. В связи с досрочным прекращением депутатских полномочий Романова Т.И. выведена из составов Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту и Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике (л.д.4, т.1).

Таким образом, непосредственной причиной досрочного прекращения депутатских полномочий заявителя послужило ее исключение из парламентской фракции, основанием для которого, в свою очередь, явился ее выход из политической партии, по списку которой она была избрана, и которое было истолковано Государственным Советом Чувашской Республики как выход из фракции.

Статья 12 ФЗ №184-ФЗ устанавливает ограничения, связанные с депутатской деятельностью, и указывает, что депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с п.4 ст.4 данного Федерального закона, и может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран (пункт 1.1); несоблюдение требований, указанных в пунктах 1.1-1.3 данной статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий (пункт 1.4).

Между тем п.1.1 ст.12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - как по буквальному смыслу содержащихся в нем положений, так и по их смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возможность исключения из фракции за выход депутата из политической партии. Положение «депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран» означает, что депутат не вправе поменять свою партийную принадлежность, но не исключает беспартийности депутата, вышедшего из партии, по списку которой он избран. Данная норма указывает, что депутат не вправе выйти из фракции. Нарушение депутатом именно этого запрета и является основанием лишения его депутатского мандата - иное означает лишение мандата по усмотрению фракции политической партии в парламенте, т.е. независимо от воли самого депутата. Понятие «выход из фракции», таким образом, не поддается двойному толкованию с точки зрения правового смысла, его приравнивание к понятию «исключение из фракции» недопустимо, что находит подтверждение и в действующем избирательном законодательстве, которое эти понятия также различает: согласно ч.10 ст.38 ФЗ от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после представления федерального списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо исключением кандидата политической партией из федерального списка кандидатов, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из федерального списка кандидатов на основании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», как следует из п.1.2 ст.12 во взаимосвязи с другими его положениями, в том числе п.п.4 и 4.1 ст.4 и п.1.3 ст.12, не предусматривает иных условий обязательного вхождения депутата во фракцию, кроме факта избрания по партийному списку, не предполагает правомочия фракции исключить депутата из своего состава и, соответственно, не наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ правомочием досрочно прекратить полномочия депутата в связи с исключением его из фракции.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. п.1.1 ст.12 ФЗ №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащиеся в нем положения - по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают возможность исключения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ из фракции, в которой он состоит в соответствии с п.4 ст.4 данного ФЗ, и досрочного прекращения его депутатских полномочий вследствие выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом.

Судом установлено, что Романова Т.И. действий в виде добровольного выхода из фракции или вступления в иную партию не совершала. Данное обстоятельство не оспаривается и представителем заинтересованного лица. Таким образом, фактов несоблюдения депутатом Романовой Т.И. требований п.1.1 ст.12 ФЗ №184-ФЗ не имеется, добровольный же выход Романовой Т.И. из членов КПРФ не могло быть основанием для досрочного лишения ее полномочий депутата.

Согласно п.2.15 Устава политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, принятого на П Чрезвычайном съезде КПРФ 14.02.1993 г. с изменениями и дополнениями на 29.10.2005 г., член КПРФ прекращает (утрачивает) членство в случае: смерти; исключения из партии в порядке, установленном Уставом партии; утраты гражданства Российской федерации; вступления в силу решения суда о признании члена КПРФ недееспособным; выхода из партии на основании личного письменного заявления. Для прекращения (утраты) членства в КПРФ, кроме случая исключения из партии, не требуется решения какого-либо органа (л.д.161-185, т.1).

При таких обстоятельствах, постановление бюро Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011 г. не является решением об исключения из партии за неоднократное невыполнение членом КПРФ своих обязанностей, предусмотренных п.2.4 Устава партии (п.2.11).

Судом установлено, что 29 июня 2009 г. Романовой Т.И. подавалось заявление о выходе из КПРФ, однако, как следует из ее заявления от 20 июля 2009 г., Романова Т.И. отозвала свое заявление о выходе из рядов КПРФ от 29 июня 2009 г., а из протокола заседания бюро Чебоксарского горкома КПРФ от 20 июля 2009 г. видно, что отзыв Романовой Т.И. своих заявлений о выходе из рядов КПРФ было принято к сведению (л.д.209-2011, т.1).

Заинтересованное лицо не представило суду доказательств, подтверждающих реальный выход Романовой Т.И. из членов КПРФ на основании заявления от 29 июня 2009г.

Из имеющегося же в деле протокола №20 заседания бюро Чебоксарского горкома КПРФ от 20 июля 2009 г. следует, что получив заявление Романовой Т.И., Чебоксарский горком КПРФ внес в повестку дня рассмотрение указанного заявления с приглашением Романовой Т.П., настоял на отзыве Романовой Т.И. заявления и принял отзыв Романовой Т.И. заявления о выходе из рядов КПРФ. В последующем Романова Т.И. на протяжении более полутора лет продолжала осуществлять деятельность в качестве члена КПРФ в составе ТПО №10 Московского районного отделения КПРФ г.Чебоксары, где она состояла на учете, 20 апреля 2010 г. она была переизбрана секретарем ТПО №10, участвовала в качестве секретаря ТПО №10 Московского района г.Чебоксары на заседании бюро рескома КПРФ от 18 января 2011 г., на котором в повестку дня был поставлен вопрос об отчете члена КПРФ, секретаря ТПО №10 Московского района, каковым являлась Романова Т.И.. На собрании коммунистов ТПО №10 от 3 февраля 2011 г. по результатам рассмотрения информации о постановлении бюро рескома КПРФ от 18 января 2001 г. о выходе Романовой Т.И. из членов КПРФ было принято решение о представлении в бюро Московского райкома КПРФ документов, подтверждающих факт осуществления Романовой Т.И. в течение истекших полутора лет деятельности в качестве секретаря ТПО №10, Романова Т.И. уплачивала членские взносы по март 2011 г., которые принимались Чебоксарским горкомом КПРФ Чувашской Республики, что подтверждается соответствующими отметками в ее партийном билете. Данный партийный билет, в силу п.2.7 Устава КПРФ является документом, удостоверяющим членство в КПРФ (л.д.155-159, 186-200, т.1).

Таким образом, заявление Романовой Т.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку постановление Государственного Совета Чувашской Республики о прекращении полномочий депутата Романовой Т.И. имеет индивидуальный характер и разовое применение, признание его незаконным означает признание его незаконным (недействительным) с момента его принятия. Недействительный акт должен рассматриваться как не имеющий юридической силы и не подлежащий применению. Такой самостоятельный способ защиты как признание недействительным (незаконным) акта органов государственной власти или органов местного самоуправления предусмотрен ст.12 ГК РФ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Романовой ----- удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Государственного Совета Чувашской Республики «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И.» от 22 марта 2011 г. № 793.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение месяца после составления мотивированного решения, начиная с 9 июля 2012 г.

Судья:

Мотивированное решение составлено 8 июля 2012 г.

Решение не вступило в законную силу.