Гр. дело № 2-3965/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 августа 2012 г. г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Степановой Н.А., при секретаре судебного заседания Архиповой О.В., с участием истца Васильевой О.Б., представителя истца помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Александровой О.Н., представителя ответчика администрации г.Чебоксары Красновой М.П., действующей на основании доверенности от 18.01.2012 г., представителя третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Михайлова А.В., действующего на основании доверенности от 08.02.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Васильевой ------ к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, установил: Прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах Васильевой О.Б. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований следующее. Васильева О.Б., дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением ------ суда дата г. ее мать ФИО17 лишена родительских прав отношении дочери ------. Согласно свидетельству о смерти от дата г. отец ФИО18 умер. Распоряжением главы администрации ------ района Чувашской Республики от дата опекуном над Васильевой О.Б. была назначена Асонова ------. Согласно справке от 15.02.2012 г. в период с ------ г. Васильева О.Б. обучалась на очном отделении по экономической специальности в ------ С 30.09.2010 г. Васильева О.Б. состоит в администрации Калининского района г. Чебоксары на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке «Сироты» под № 46. По сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике, МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары Васильева О.Б. в собственности какого-либо имущества, в том числе жилого помещения, не имеет, участия в приватизации жилого помещения не принимала. Администрацией Калининского района г.Чебоксары и администрацией г.Чебоксары в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению истца жилым помещением, чем грубо нарушаются его жилищные права. Васильева О.Б. обратилась в прокуратуру для защиты ее нарушенных прав с письменным заявлением, что явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд. Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ, на положения Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Васильевой О.Б. просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства. В судебном заседании истец Васильева О.Б. исковые требования поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что с ------ она зарегистрирована в квартире своего опекуна Асоновой О.М. по адресу: адрес Однако фактически проживает в указанной квартире с ------ года. Ранее она проживала в адрес в доме своей бабушки ФИО21. Указанный дом за ней не закреплен. Своего жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма она не имеет. Фактически членом семьи опекуна она не является, бюджет у них раздельный. Проживает у тети, поскольку ей негде больше жить. В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Александрова О.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Краснова М.П. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что согласно выписке из лицевого счета на квартиру адрес истец зарегистрирована и проживает там с опекуном с ------ года. Таким образом, истец имеет право пользования и проживания указанным жилым помещением, поскольку вселена в квартиру на законных основаниях в качестве члена семьи. Кроме того, предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением и в муниципальном фонде г. Чебоксары отсутствует свободное жилье. В судебном заседании представитель третьего лица администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлов А.В. поддержал позицию представителя администрации г. Чебоксары, при этом пояснил, что в муниципальном фонде отсутствует свободное жилье. В судебном заседании третье лицо Асонова О.М. поддержала исковые требования прокурора. При этом пояснила, что она являлась опекуном Васильевой О.Б., которая также является ее племянницей. Содержала она ------ на пособие, которое получала как ее опекун. ------ проживает у нее в квартире. После достижения ------ совершеннолетия, она осталась проживать у них же, так как ------ негде больше жить. ------ не является членом ее семьи, бюджет у них отдельный. Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представители третьих лиц Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и отдела охраны детства администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явились, в представленном заявлении просили рассмотреть дело без их участия. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, заслушав заключение помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Александрова О.Н., полагавшей, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ. Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года. Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан. В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями. К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Проверяя доводы истца о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, судом установлено, что Васильева О.Б., дата г.р., является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. ------ суда дата г. мать истицы ФИО23 лишена родительских прав отношении дочери ------ Согласно свидетельству о смерти дата. отец ФИО24 умер. Распоряжением главы администрации ------ района дата опекуном над Васильевой О.Б. была назначена Асонова ------. Согласно справке от 15.02.2012г. в период с ------. Васильева О.Б. обучалась на очном отделении по экономической специальности в ------ Судом установлено, что Васильева О.Б. закрепленного жилого помещения не имеет. Согласно выписки из похозяйственной книги №3, выданной ------, собственником дома адрес являлась ФИО26 Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником квартиры адрес является опекун Ассонова О.М. Судом также установлено, что Васильева О.Б., как нуждающаяся в жилом помещении, состоит на учете в администрации Калининского района г.Чебоксары с 30.09.2010 г. в списке «Сироты» под №46. По сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике, МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары Васильева О.Б. в собственности какого-либо имущества, в том числе жилого помещения, не имеет, участия в приватизации жилого помещения не принимала. При изложенных обстоятельствах суд находит заявленное требование о предоставлении жилого помещения обоснованным. Правом на внеочередное предоставление жилья в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При таком положении истцу, опека над которым прекращена в связи с достижением им совершеннолетия, необходимо предоставить жилье во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека. Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах. Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары. В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г. Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения. Доводы представителя ответчика о том, что истец приобрела право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, поскольку вселена в квартиру на законных основаниях в качестве члена семьи, являются несостоятельными. Круг членов семьи собственника определяется по правилам ст.31 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как видно из пояснений истца Васильевой О.Б. и третьего лица Асоновой О.М. членами одной семьи они не являются, общего хозяйства не ведут, в силу закона членами одной семьи не являются. До достижения совершеннолетия Васильевой О.Б. - опекун Асонова О.М. осуществляла заботу и занималась воспитанием опекаемой. В настоящее время истец проживает в квартире опекуна, поскольку другого жилья не имеет. Таким образом, исходя из положений ст. 31 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что Васильева О.Б. и Асонова О.М. членами одной семьи не являются, поскольку они общего хозяйства не ведут, таковыми в силу закона не являются. Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истице жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Васильевой ------ к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Васильевой ------ благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Председательствующий судья Н.А. Степанова