об обязании предоставить жилое помещение



Гр. дело № 2-3984/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2012 г.                                                                                       г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истицы Черновой О.В., ее представителя Проказовой Т.Н., действующей на основании доверенности от 16.06.2011 г.,

представителя ответчика администрации г. Чебоксары Красновой М.П., действующей на основании доверенности от 18.01.2012 г.,

представителя третьего лица администрации Ленинского района г. Чебоксары Абульхановой А.А., действующего на основании доверенности от 14.05.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Черновой ------ к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

установил:

Чернова О.В., дата г. рождения, обратилась в суд с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указав, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Черновой О.В. - ФИО14 после развода с отцом истицы в ------ году вышла замуж и ей присвоена фамилия ФИО15. дата г. ее мать умерла. Решением ------ суда дата г. ее отец ФИО16 лишен родительских прав в отношении дочери. Ее опекуном являлась ФИО17., у которой истица до окончания школы проживала в ------. С ------ истица обучалась ------ и была временно зарегистрирована по месту жительства на период обучения до дата г. В настоящее время истица временно проживает у знакомых по адресу: адрес. По договору социального найма жилых помещений истица не имеет, проживает в съемном жилье. С 12.05.2011 г. истица состоит в администрации Ленинского района г. Чебоксары на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке «Сироты». Администрацией г.Чебоксары не принимаются меры по обеспечению истца жилым помещением, чем нарушаются ее жилищные права. Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства.

В судебном заседании истица Чернова О.В. и ее представитель Проказова Т.Н. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привели их суду и просили заявленные требования удовлетворить. Истица суду дополнила, что адресу: адрес, она проживает у ФИО18 Ни ФИО19., ни ФИО20) членами ее семьи не являются, совместного хозяйства она с ними не ведет.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Краснова М.П. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку в муниципальном фонде г. Чебоксары отсутствует свободное жилье и предоставление истцу жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным правом. Пояснила, что право истца на обеспечение жильем не оспаривает.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации Ленинского района г. Чебоксары Абульханова А.А. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что право истицы на обеспечение жильем не оспаривает.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Проверяя доводы истца о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, судом установлено, что Чернова О.В., дата г. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Мать Черновой О.В. - ФИО21 умерла дата г., а отец ФИО22. решением ------ суда дата г. лишен родительских прав в отношении дочери.     

Постановлением главы администрации ------ района Чувашской Республики от дата в отношении Черновой О.В. опекуном назначена ФИО23., пунктом ------ данного постановления за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес

В последующем постановлением главы ------ района Чувашской Республики от дата вышеуказанного постановления в части сохранения за несовершеннолетней права пользования жилым помещением отменен.

Судом установлено, что Чернова О.В. закрепленного жилого помещения не имеет, как нуждающаяся в жилом помещении, состоит на учете в администрации Ленинского района г.Чебоксары с дата г. в списке «Сироты».

Согласно свидетельству №----- о регистрации по месту пребывания Чернова О.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с ------

По сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике, МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары Чернова О.В. в собственности какого-либо имущества, в том числе жилого помещения, не имеет, участия в приватизации жилого помещения не принимала.

При изложенных обстоятельствах суд находит заявленное требование о предоставлении жилого помещения обоснованным.

Правом на внеочередное предоставление жилья в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, к числу которых дети истицы не относятся.

При таком положении истцу, опека над которым прекращена в связи с достижением им совершеннолетия, необходимо предоставить жилье во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека.

Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.

Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.

В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г. Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истице жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истице жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черновой ------ к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Черновой ------ благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий судья      Н.А. Степанова