Дело № 2-3914/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 августа 2012 года г.Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: судьи Егорова Е.А., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием представителя заявителя - прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры ------ Столяровой И.Н., представителей заинтересованного лица Администрации г.ФИО2, действующей на основании доверенности от дата со сроком действия по дата, Ефремовой Н.С., действующей на основании доверенности от дата со сроком действия по дата, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора ------ о признании недействующим со дня принятия распоряжения администрации адрес ----- от дата «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес», установил: Заместитель прокурора ------ обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия распоряжения администрации адрес ----- от дата «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес указав в обоснование следующее: Пунктом ------ оспариваемого распоряжения определено, что застроенная территория площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес в адрес, является территорией, подлежащей развитию. В п------ этого распоряжения приведен перечень зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу: многоквартирные жилые дома ----- по адрес, №----- по адрес, ----- по адрес, №----- по адрес, нежилое строение ----- по адрес. Указанное распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства и издано в неустановленной форме в отсутствие правовых оснований. Так, в соответствии с ч.6 ст.43 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Аналогичные нормы закреплены в ст.43 Устава муниципального образования адрес - ------, принятого решением ------ Собрания депутатов ЧР от дата -----. В силу указанных положений принятие решения о развитии застроенной территории в виде распоряжения администрации адрес является нарушением требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, в соответствии со ст.46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) решение о развитии застроенной территории может быть принято органом местного самоуправления, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. Иные объекты капитального строительства, кроме указанных, не могут быть расположены на такой территории. В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 ГрК РФ. Существенными условиями такого договора в числе прочих является обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, а также обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, по уплате выкупной цены за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома. Исходя из норм действующего федерального законодательства, органом местного самоуправления может быть осуществлено изъятие жилых помещений путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд, либо при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РФ. Частью 6 ст.46.2 ГрК РФ определено, что приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд, лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Таким образом, решением о развитии застроенной территории, принимаемым органом местного самоуправления, возможно предусмотреть подлежащими сносу, реконструкции лишь те многоквартирные дома, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ. Однако многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу в соответствии с п.------ оспариваемого распоряжения, не включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в дата году», утв. постановлением администрации адрес от дата ----- «О муниципальной целевой программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в дата году», аварийными в установленном порядке не признаны. Таким образом, по мнению прокурора, у администрации адрес на момент принятия оспариваемого распоряжения отсутствовали правовые основания для признания подлежащими сносу указанных многоквартирных жилых домов, а территории, на которой они расположены, - подлежащей развитию. Также прокурор указал, что в силу ст.46.2 ГрК РФ существенным условием договора о развитии застроенной территории является обязательство органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему такой договор, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам. В соответствии с п.2.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) указанные земельные участки по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. По мнению истца, ввиду отсутствия в пределах территории многоквартирных домов, признанных аварийными или подлежащими сносу, и в результате принятия администрацией оспариваемого распоряжения, создаются предпосылки для незаконного предоставления в собственность или в аренду лицу, с которым будет заключен договор на развитие застроенной территории, земельных участков, не занятых многоквартирными домами без проведения торгов и на безвозмездной основе, что учитывая вышеизложенное, может повлечь грубое нарушение прав граждан. Оспариваемое решение администрации адрес, несмотря на его облачение в форму распоряжения, по мнению прокурора, по своей сути является нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, поскольку им устанавливаются общеобязательные предписания (правила поведения) для собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также собственников зданий, строений, земельных участков, расположенных в пределах территории, подлежащей развитию. В силу положений ст.ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ и в результате принятия обжалуемого решения, устанавливаются ограничения прав собственников на определение юридической судьбы земельных участков, расположенных как под многоквартирными домами, так и под отдельно стоящими зданиями и сооружениями, не являющихся собственностью муниципального образования. Также указанным распоряжением администрации адрес устанавливаются общеобязательные предписания (правила поведения) для неопределенного круга лиц, поскольку исключается возможность свободного оборота и использования земельных участков на территории, признанной подлежащей развитию, а также устанавливаются определенные условия использования таких земельных участков. Предписание Прокуратуры ------ от дата об отмене оспариваемого распоряжения отклонено администрацией адрес, о чем было сообщено письмом от дата -----. В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 заявленное требование поддержала по основаниям, указанным в заявлении, повторно привела их. Дополнительно пояснила, что согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Случаи, в которых допускается изъятие жилых помещений для государственных или муниципальных нужд, а также порядок такого изъятия, предусмотрены действующим законодательством, в том числе ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ). По доводам представителей Администрации адрес возразила, указав, что ч.4 ст.46.1 ГрК РФ не позволяет принимать решение о развитии застроенной территории без учета положений ч.3 этой же статьи. Ссылку Администрации адрес на несоответствие существующей многоэтажной жилой застройки в пределах территории, относительно которой принято решение о развитии, существующему градостроительному регламенту, согласно которому указанная территория отнесена к категории О-3 «Зона общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей», как основание для принятия решения о развитии застроенной территории считает несостоятельной, поскольку согласно ч.4 ст.85 ЗК РФ существующие земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По заявленному представителями администрации адрес пропуску срока оспаривания распоряжения возразила, указав, что распоряжение оспаривается как нормативно-правовой акт, соответственно, срока оспаривания для него не имеется. На характер оспариваемого распоряжения именно как нормативно-правового акта указывает и то обстоятельство, что он влечет в числе прочих выселение неопределенного круга граждан из занимаемых ими жилых помещений. В судебном заседании представители Администрации адрес Филиппова Т.Ф. и Ефремова Н.С. заявленное прокурором требование не признали, просили в его удовлетворении отказать. Представили письменный отзыв, в котором указали, что в соответствии с п.------ Устава адрес муниципальное образование адрес является городским поселением, наделенным Законом ------ «Об установлении границ муниципальных образований ------ и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» статусом городского округа. В соответствии со ст.31 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (прим. - по всей видимости, в тексте отзыва допущена опечатка и речь ведется о ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно ст.34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Руководство местной администрацией осуществляет глава местной администрации на принципах единоначалия. Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п.3 ч.6.1 № 131-ФЗ) (прим. - ссылка на норму права дана в редакции отзыва). Согласно ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.7 Устава адрес к вопросу местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст.51 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следовательно, местная администрация вправе распоряжаться земельными участками в соответствии с предоставленными полномочиями. Оспариваемое распоряжение администрации адрес ----- от дата «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес в адрес» является ненормативным правовым актом, поскольку в нем отсутствуют существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт и обозначены в следующих документах: - в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата ----- (пункт ------), - в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата ----- (пункт ------). Признаками нормативного правового акта признаются: издание его в установленном порядке полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Согласно пунктам ----- Положения о порядке подготовки и издания правовых актов администрации адрес, утв. распоряжением администрации адрес от дата -----, правовыми актами администрации адрес являются постановления и распоряжения. Акты нормативного характера принимаются в форме постановлений. Постановление - это правовой акт нормативного характера, устанавливающий, изменяющий или прекращающий действие правовых актов, издаваемых в целях решения наиболее важных вопросов развития и жизнедеятельности города, носящий общеобязательный характер, как правило, длительного действия Администрация адрес считает, что оспариваемый акт признаками нормативного правового акта не обладает, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вышеназванное Положение администрации адрес о порядке подготовки и издания правовых актов администрации адрес является действующим и не признано незаконным. Следовательно» оспариваемое Прокуратурой ------ распоряжение администрации адрес» принято в установленном порядке надлежащим органом -администрацией адрес, форма принятого решения соответствует данному Положению. В соответствии со ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно ст. 46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры). Согласно ч.3 ст. 46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. Часть 4 ст.46.1 ГрК РФ устанавливает, помимо указанных в ч.3 этой статьи, случай, когда может быть принято решение о развитии застроенной территории - вид разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства, расположенных на данной территории, не соответствуют градостроительному регламенту. Согласно Правилам землепользования и застройки ------ городского округа, утв. решением ------ собрания депутатов от дата -----, территория, в отношении которой принято решение о развитии, относится к зоне ------ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Представители Администрации адрес Филиппова Т.Ф. и Ефремова Н.С. в судебном заседании указанные доводы отзыва поддержали, повторно привели их. Дополнительно Филиппова Т.Ф. пояснила, что в оспариваемом распоряжении администрации адрес сделана ссылка на Правила землепользования и застройки. В нем отсутствует указание на сроки его реализации и не указаны граждане, у которых изымаются земли и жилые помещения. Договор о развитии застроенной территории не заключен. Это все должно быть следствием принятия распоряжения о развитии застроенной территории, а не наоборот. Как следствие издания распоряжения о развитии застроенной территории будет разработка проектной документации и объявление аукциона в соответствии с требованиями ГрК РФ, о предоставлении территории, о развитии которой принято решение, без какого-либо аукциона не может быть и речи. Действующий ЖК РФ предусматривает переселение жильцов в маневренный фонд либо выкуп принадлежащих им жилых помещений, о безвозмездном изъятии помещений у граждан речь не идет. На вопросы суда Филиппова Т.Ф. пояснила, что данными об отсутствии иных собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих сносу, кроме как муниципальное образование адрес, как на момент принятия оспариваемого распоряжения, так и на настоящий момент Администрация адрес не располагает, не исключает наличие таких собственников. При этом Администрация адрес не отрицает, что часть земель в пределах территории, решение о развитии которой принято, находится в собственности и пользовании иных, нежели муниципальное образование адрес, собственников, в частности ООО «------ которое обратилось с жалобой в прокуратуру на нарушение его прав оспариваемым распоряжением. Также указала, что оспариваемое прокурором распоряжение - ненормативный акт, срок обжалования которого согласно ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) составляет ------ месяца со дня его опубликования в газете «------», о наличии оспариваемого акта прокурору должно быть известно с момента опубликования. Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам: В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статья 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации среди прочих относятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»). Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. На основании ч.2 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований ------ и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» и абзаца ------ статьи ------ Устава муниципального образования адрес - столицы Чувашской Республики (принят решением ------ Собрания депутатов Чувашской Республики от дата -----), муниципальное образование адрес является городским поселением, наделенным статусом городского округа. Согласно п.3 ст.3.1 Федерального закона от дата № 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 53-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. При этом в соответствии с п.10 ст.3 этого закона распоряжение земельными участками, указанными в статье ------ настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 г. № 13-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 141-ФЗ). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В соответствии с ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Аналогичные нормы закреплены в ст.43 Устава муниципального образования адрес - столицы Чувашской Республики. Согласно пунктам ------ Положения о порядке подготовки и издания правовых актов в администрации адрес, утв. распоряжением администрации адрес от дата -----, правовыми актами главы администрации адрес являются постановления и распоряжения. Акты нормативного характера принимаются в форме постановлений. Постановление - это правовой акт нормативного характера, устанавливающий, изменяющий или прекращающий действие правовых актов, издаваемых в целях решения наиболее важных вопросов развития и жизнедеятельности города, носящий общеобязательный характер, как правило, длительного действия.Акты по оперативным, организационным, кадровым, финансовым и другим текущим вопросам принимаются в форме распоряжений. Распоряжение - это правовой акт распорядительного характера, направленный на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, издаваемый по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам, касающийся обычно узкого круга лиц и исполнителей. В соответствии с п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата ----- «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Судом установлено, что дата Администрацией адрес в лице главы администрации издано распоряжение ----- от «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес в адрес», пунктом ------ которого определено, что застроенная территория площадью ------ га, ограниченная адрес, адрес в адрес, является территорией, подлежащей развитию. Указанное распоряжение опубликовано в газете ------» от дата -----, являющейся периодическим печатным изданием для официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления адрес согласно п.------ решения ------ Собрания депутатов ------ от дата ----- «О периодическом печатном издании «------». Разрешая изначально вопрос о соответствии формы (вида) оспариваемого акта нормативно-правовому в связи с расхождениями по этому вопросу между сторонами, суд исходит из следующего: В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как следует из оспариваемого акта, в п.------ этого распоряжения приведен перечень зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу: многоквартирные жилые дома №-----, ----- адрес, №----- по адрес, №-----, ----- по адрес, №----- по адрес, нежилое строение ------ по адрес. Анализируя содержание данного распоряжения, суд приходит к выводу, что оно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, направлено на урегулирование общественных отношений. Так, в силу ч.ч. 7 и 8 ст.46.1 ГрК РФ принятие решения о развитии застроенной территории влечет заключение договора о развитии застроенной территории с лицом, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством. Договор о развитии застроенной территории предусматривает в числе прочих наличие в нем следующих обязательных существенных условий (ч.3 ст.46.2 ГрК РФ): - обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (п.4); - обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (п.8). Также суд учитывает, что согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее также - Вводный закон) и ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу частей 3 и 4 ст.16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. По вопросу возникновения и оформления прав собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны следующие разъяснения: Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч.2 ст.16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч.5 ст.16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (п.66 Постановления). Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст.16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч.1 ст.36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п.67 Постановления). Таким образом, в силу вышеуказанных положений законодательства, а также разъяснений Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решение о развитии застроенной территории, влекущее переселение граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, а также изъятие путем выкупа жилых помещений у их собственников, затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. При этом суд учитывает, что состав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах согласно ч.5 ст.32 ЖК РФ может изменяться вплоть до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения. Само по себе это указывает на наличие в оспариваемом распоряжении Администрации адрес правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при издании дата распоряжения Администрации адрес в лице главы администрации ----------- от «О развитии застроенной территории площадью ------, ограниченной адрес в адрес» было допущено нарушение формы (вида) его издания, что влечет признание судом этого акта недействующим. Более того, суд усматривает также и другое нарушение при издании указанного распоряжения. Так, в соответствии с ч.3 ст.46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. Таким образом, основным условием для принятия решения о развитии застроенной территории является наличие критериев, определенных в ч.3 ст.46.1 ГрК РФ. Часть 4 этой же статьи допускающая, что на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, вопреки доводам представителей Администрации адрес, является сопутствующим, а не самостоятельным основанием для принятия решения о развитии застроенной территории. Как указывается прокурором, подтверждается постановлением администрации адрес от дата ----- «О муниципальной целевой программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в дата году», и самими представителями Администрации адрес, многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу в соответствии с п.------ оспариваемого распоряжения, не включены в эту муниципальную целевую программу, аварийными в установленном порядке не признаны. Соответственно, у Администрации адрес отсутствовали правовые основания для принятия решения о развитии застроенной территории, площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес в адрес. Оценивая довод представителей Администрации адрес о несоответствии существующей многоэтажной жилой застройки в пределах территории, относительно которой принято решение о развитии, существующему градостроительному регламенту как основание для принятия решения о развитии застроенной территории, суд исходит из следующего: В соответствии с ч.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утв. решением Чебоксарского городского собрания депутатов от дата -----, территория, в отношении которой принято решение о развитии, относится к зоне ------ «Зона общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей». В соответствии со ст.25 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа зона общественно-деловой активности выделена вблизи транспортных магистралей для создания правовых условий формирования многофункциональных территорий, связанных с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения, наличием жилой функции, при соблюдении нижеприведенных видов и параметров разрешенного использования недвижимости: - основные разрешенные виды использования недвижимости: мотели; жилые единицы в многофункциональных зданиях, размещаемые на верхних этажах над помещениями, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, таким образом, что ни на одном этаже не смешиваются разные виды использования; торговые комплексы; торгово-выставочные комплексы; предприятия, магазины, рынки оптовой и мелкооптовой торговли продовольственными товарами; рынки продовольственные закрытые; многофункциональные деловые и обслуживающие здания; информационные центры; информационные туристические центры; встроенно-пристроенные объекты обслуживания; косметические салоны, парикмахерские, массажные кабинеты; скверы, сады, бульвары; многофункциональные здания, комплексы обслуживания населения; многофункциональные учреждения культуры и искусства; музеи, выставочные залы, галереи; библиотеки, архивы, информационные центры; магазины специализированные; рестораны, кафе, бары; офисы, конторы; кредитно-финансовые учреждения; гостиницы, дома приема гостей; объекты связи; магазины товаров первой необходимости; аптеки; отделения, участковые пункты милиции; отдельно стоящие объекты бытового обслуживания; приемные пункты прачечных и химчисток; объекты размещения юридических органов, организаций; лектории; пункты оказания первой медицинской помощи; гаражи, стоянки многоэтажные для индивидуальных легковых автомобилей. - разрешенные виды использования, сопутствующие основным: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей; подземные и полуподземные автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей; открытые гостевые (бесплатные) автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей. - виды использования недвижимости, требующие специального согласования: отдельно стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты районные и городские; предприятия, магазины, рынки оптовой и мелкооптовой торговли промышленными товарами; рынки промышленных товаров открытые; рынки промышленных товаров закрытые; автостоянки для постоянного хранения туристических автобусов; гаражи легковых автомобилей такси и проката; объекты автосервиса; учреждения жилищно-коммунального хозяйства; открытые автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей; рынки продовольственные открытые; казино; проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, не требующие создания санитарно-защитной зоны; автостоянки для временного хранения туристических автобусов; автозаправочные станции; общественные туалеты; круглогодичные театры, эстрады, танцевальные залы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны; торговые павильоны; банно-оздоровительные комплексы; конфессиональные объекты. В соответствии с абз.1 ч.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Исходя из указанного, действительно, существующая многоэтажная жилая застройка территории, площадью ------ га, ограниченной адрес в адрес, не соответствует указанным видам разрешенного использования. Однако это не препятствует ее использованию, поскольку согласно абз.2 ч.4 ст.85 ЗК РФ существующие земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Доказательств опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры существующей многоэтажной жилой застройки территории, площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес в адрес, Администрацией адрес суду не представлено. Таким образом, довод представителей Администрации адрес о несоответствии существующей многоэтажной жилой застройки в пределах территории, относительно которой принято решение о развитии, существующему градостроительному регламенту как основание для принятия решения о развитии застроенной территории, является несостоятельным. В связи с изложенным противоречие оспариваемого распоряжения Администрации адрес ст.46.1 ГрК РФ является самостоятельным основанием для признания его недействующим. В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Из пояснений представителей Администрации адрес при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемое распоряжение до вынесения решения суда не применялось, на его основании не были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем суд признает его недействующим со дня его принятия. Ссылку представителей Администрации адрес на пропуск прокурором ------месячного срока для обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ, который должен исчисляться со дня его опубликования в газете «------», суд считает несостоятельным, поскольку указанный срок установлен для оспаривания ненормативных актов, действий и бездействий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Исходя из вышеуказанного вывода, что оспариваемое распоряжение отвечает критериям нормативного правового акта, оснований для его применения не имеется. Согласно ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил: Признать распоряжение администрации адрес ----- от дата «О развитии застроенной территории площадью ------, ограниченной адрес, адрес в адрес» недействующим полностью со дня его принятия. После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в газете «------» в ближайшем планируемом издании после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. ------ Судья Егоров Е.А.