Дело №2-2837/2012 Р Е Ш Е Н И Е 31 июля 2012 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Шопиной Е.В., при секретаре Николаевой Л. В., с участием истца Забайдуллаева В. А., представителя ответчика Ефремова А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забайдуллаева ФИО8 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности выплачивать пенсию в размере 100% в сумме ------ руб. с 1 января 2012 года у с т а н о в и л : Забайдуллаев В. А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Чувашской Республики по следующим основаниям. Он является пенсионером Министерства обороны РФ, на пенсию вышел по выслуге лет в дата году, воинское звание ------. Пенсионное дело -----. В январе 2012 годе ему была уменьшена пенсия, что истец считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 в редакции до принятия поправки закона от 9 ноября 2011г. № 309 - ФЗ « Пенсии исчисляются.. .. из денежного довольствия военнослужащих... Для исчисления им пенсии учитываются.. .. оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия». В связи с принятием ФЗ от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» увеличены оклады по должности и воинскому званию. Соответственно на эти величины должен увеличиваться и размер пенсии военного пенсионера. Размер пенсии военного пенсионера привязан к размеру оклада по должности и воинскому званию (денежному довольствию). При этом, денежное довольствие военнослужащих увеличилось более чем в три раза, а военная пенсия в среднем увеличилась только в 1,6 раза, что является неестественным. Однако, Военный комиссариат ЧР на основании письма департамента социальных гарантий МО РФ № 182/3/1/1085 от 6 декабря 2011г. с 1 января 2012г. уменьшил размер положенной мне пенсии, начисляемой в соответствии с Законом РФ 1993г. № 4468-1 (в редакции до 9 ноября 2011г.) на ------%, введя понижающий коэффициент 0,54 на сумму соответствующего денежного довольствия, включающего в себя оклад по воинской должности, воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет. В то же время в данном письме указано, что имеется и «особая каста» военных пенсионеров, которая от уменьшения размера пенсии на коэффициент 0.54 «помилована». Коэффициент 0.54 был введен Федеральным законом № 309-ФЭ от 9 ноября 2011г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.. .», причем, обоснования ввода этого дискриминационного коэффициента именно только для военных пенсионеров ничем не обосновано. В дополнении ст.43 закона РФ № 4468-1 от 1993 г. указано, что «Указанное денежное довольствие учитывается при начислении пенсии с 1 января 2012г. в размере 54% и начиная с 1 января 2013г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера». То есть, 100% пенсии можно будет получить только через 23 года. Таким образом получается, что право на 100%) размер пенсии истец получит через 23 года. Ему ------ лет, значит заслуженную (заработанную) пенсию в размере положенных 100% он сможет получить только когда достигнет ------ летнего возраста, если доживет до этих лет, что маловероятно. В тоже время для мужчин РФ возрастной ценз выхода на пенсию составляет 60 лет, а для военнослужащих законодательно предельный срок службы полковника и выхода его на пенсию ограничен 50 годами. А истцу в его ------ лет предложено ограничиться 54% от положенного размера пенсии. Расчет военных пенсий с 1 января 2012г. проводится по формуле: (ОВД+ОВЗ+НВЛ) х 50%+3%(за каждый год службы) х54% В его случае : (------ руб. По формуле расчета военных пенсий до принятия поправки ФЗ № 309 от 09.11.2011г. военная пенсия рассчитывалась по формуле без понижающего коэффициента 0.54 и должна составлять: (------ руб. (ст.43 Закон РФ от 1993г. № 4468-1). Таким образом, недоплата составляет ------ рубля. ОВД- оклад по воинской должности - ------ руб. ОВЗ - оклад по воинскому званию - ------ руб. НВЛ - надбавка за выслугу лет (40%)- ------ руб. Такое избирательное отношение к военному пенсионеру со стороны государства, выразившееся в уменьшении размера пенсии, определенной введением уменьшительного коэффициента 0.54 в ст. 43 закона РФ 1993г. № 4468-1 (Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...), является дискриминацией военных пенсионеров и вступает в противоречие с принципом равенства всех перед законом. Согласно ст. 19 п. 1 и п.2 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от. имущественного и должностного положения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Ст. 39 п.2 Конституции предусматривает, что государственные пенсии. устанавливаются законом. Ст. 55 п.2 Конституции предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из Постановления Конституционного Суда РФ от 2004г. № 11-П. следует, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39, п.2 Конституции РФ устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15(часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ предусматривают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В определении Конституционного Суда РФ 2007 г. № 5-п указано, что вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить из недопустимости издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права граждан. Введение понижающего коэффициента 0,54 при расчете только пенсий военных пенсионеров начиная с 1 января 2012г., определенного поправкой (ФЗ № 303 от 9 ноября 2011г.) к ст. 43 закона РФ № 4468-1 от 1993г., по мнению истца, является грубейшим нарушением конституционных прав и свобод военных пенсионеров, а также игнорирование Конституционных норм, определенных Конституцией РФ, нормативными актами Конституционного Суда РФ и закона «О Конституционном Суде РФ». Указанная поправка является незаконной, и ее исполнение вступает в противоречие с Конституцией РФ. Ст. 2 Конституции РФ четко указывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. И этой важнейшей функции государство в отношении своих граждан РФ (военных пенсионеров) не выполнило, и разделило военных пенсионеров на граждан разного сорта, для одних ввело понижающий коэффициент к пенсии, для других оставило назначение пенсий без изменения, то есть, оставило им 100% размер военной пенсии. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» в ст.6 указывает, что решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. В Федеральном законе от 27.05.1998г. (с изм. на 12.12.2011г) № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в ст.3, п.5 указано, что никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ». Таким образом, с 1 января 2012г., в нарушение действующего законодательства военный комиссариат Чувашской Республики ежемесячно начиная с 01.01.2012 г. основываясь на рекомендациях письма Департамента социальных гарантий МО РФ от 06.12.2011г. № 182/3/1/1085 недоплачивает истцу 22717.1 руб., то есть, незаконно уменьшил положенную истцу по закону военную пенсию на 46%. Истец просил обязать ответчика - Военный Комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет моей военной пенсии с 1 января 2012г. без применения понижающего коэффициента 0.54. Размер пенсии должен составлять сумму ------ рублей В ходе производства по делу истец требования уточнил и просил суд обязать Военный комиссариат Чувашской Республики с 1 января 2012 года выплачивать ему пенсию в размере 100% в сумме ------ руб. Также истец дополнил исковое заявление новыми основаниям. Указал, что в соответствии с п.1 Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 горда за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Одностороннее ограничение указанных прав и льгот, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются. Истцу как ветерану Вооруженных Сил СССР, была назначена военная пенсия на основании законодательства РФ 1993г., основанного на Соглашении между государствами -участниками СНГ от 14.02.1992г., обоснованных нормами законодательства бывшего Союза Советских Социалистических Республик, в размере 100% еще в 1998г. Экономический суд СНГ Решением № С-1/11-96 от 04.09.1996г указал, что «... следует признать, что положения Соглашений от 14.02.1992г,.. . подлежат безусловному выполнению государствами - участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства - участника содержатся правила, противоречащим указанным Соглашениям», а также, «в случае коллизии норм внутреннего законодательства государств применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права, закрепленные в конституциях государств - участников Содружества». Конституция РФ, ст. 15 п..4 указывает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В соответствии с существующим законодательством 1993г., еще в 1998г. истцу была назначена ------ пенсия в размере 100%. Изменение размера военной пенсии регламентируется ст. 49 п. «б» Закона РФ № 4468-1 («при увеличении денежного довольствия военнослужащих... исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих..»), и Приказа МО РФ № 2700 от 30.12.2011г. « Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», в которых уменьшение размера пенсии на 46% не предусмотрено. Изменение положенной величины его военной пенсии с 1 января 2012г. на 46 % в сторону уменьшения является незаконным с точки зрения международного права и ст. 15 п.4 Конституции РФ. В судебном заседании истец Забайдуллаев В. А. исковые требования с учетом уточнения поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что пенсия ему исчислена еще в 1998 году и могла быть только пересчитана в связи с увеличением оклада денежного содержания, а ответчик неправомерно её исчислил заново с 1 января 2012 года. Представитель ответчика - Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремов А. В. требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что поскольку в связи с изменением пенсионного законодательства размер пенсии истца не уменьшился, а увеличился, применение коэффициента 0,54 является правомерным.Всоответствии с Федеральными Законами № 306 - ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», № 309 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации...» и постановлением Правительства РФ № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 года Пенсионным отделом военного комиссариата Чувашской Республики пенсионерам Министерства обороны РФ был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания. Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Частью 2 данной нормы установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Реализуя свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель установил правовые основания и условия назначения, нормы, порядок пенсионного обеспечения и исчисления размера пенсий военнослужащим в Законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», к числу которых относится истец (ст. 1 Закона N 4468-1). Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 13 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ исключена с одновременным внесением изменений в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при этом она дополнена частью 2. Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) пенсии, назначаемые лицам, к числу которых относится истец, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г., введенной Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Федеральным законом № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлены денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Указанный закон вступил в законную силу с 1 января 2012 года. В указанном законе содержится указание на установление окладов по типовым воинским должностям и по званиям Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного закона было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, военную службу по контракту» которым установлены размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих. Указанное постановление предусматривает повышение окладов с 1 января 2012 года. Из изложенного следует, что с 01 января 2012 года федеральный законодатель, наряду с повышением окладов месячного денежного содержания, изменил механизм исчисления размера пенсий военнослужащим. Все вышеуказанные нормативные акты являются действующими, в установленном порядке не отменены, поэтому применяются судом при разрешении данного спора. Из материалов гражданского дела следует, что истец является получателем пенсии Министерства обороны по выслуге лет (------ год ------ месяцев) и до 01.01.2012 года размер пенсии ему был определен в сумме ------ руб. ------ коп. (в размере ------% от суммы ------ руб. ------ коп., составляющей должностной оклад ------ руб., оклад по воинскому званию в сумме ------ руб., процентную надбавку за выслугу лет в размере ------% в сумме ------ руб. ------ коп.). С 1 января 2012 года истцу была установлена пенсия в размере ------ руб. ------ коп. (в размере ------% от суммы ------ руб., составляющей ------% от ------ руб. (сумма должностного оклада ------ руб., оклада по воинскому званию в сумме ------ руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере ------% в сумме ------ руб.). При этом увеличение размера пенсии составляет ------ руб. ------ коп., то есть, пенсия повысилась на ------% Основанием для перерасчета пенсии с 1 января 2012 года указано Постановление Правительства от 05 декабря 2011 года № 992 (л.д. 34-38) Расчет пенсии истец не оспаривает. Относительно доводов искового заявления суд приходит к следующему. Доводы истца о неконституционности и противоречии нормам международного права установленного с 1 января 2012 года порядка исчисления пенсии не могут быть приняты во внимание, поскольку Конституция Российской Федерации (статья 39, часть 2) установление пенсионной системы Конституция Российской Федерации относит к дискреционным полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий, в том числе военнослужащих. Поэтому указание в исковом заявлении на применение к установленному 01 января 2012 года размеру денежного довольствия механизма исчисления размера пенсии, действовавшего до 1 января 2912 года, не может приниматься во внимание, так как порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем, включает в себя одновременно две составляющих - размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, и механизм расчета, что исключает возможность произвольного выбора этих составляющих по усмотрению истца, либо суда. Доводы истца на ухудшение введенным с 01 января 2012 года правовым регулированием порядка исчисления пенсии истца и в связи с этим нарушении ст. 55 Конституции РФ и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 11 являются необоснованными, так как размер пенсии истца, исчисленный по действующим с 01 января 2012 года правилам почти выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., что не ухудшает, а улучшает его право на пенсионное обеспечение. Поэтому какого-либо противоречия нормам указанного истцом Соглашения между государствами-участниками Содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года ч. 2 ст. 43 Закона № 4468-1 не содержит. Ссылка истца на то, что ограничение пенсии ставит в неравное положение пенсионеров в зависимости от возраста, что является нарушением установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, несостоятельна. Порядок исчисления пенсии военнослужащим установлен ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, из содержания которой следует, что возраст сотрудника на размер пенсии не влияет. Доводы истца о том, что пенсия ему уже исчислена, но ответчик неправомерно исчислил её вновь вместо того, чтобы пересмотреть в связи с увеличением денежного довольствия также не могут быть приняты во внимание. Статья 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 устанавливает, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона подлежат пересмотру а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Таким образом, ст. 49 Закона является отсылочной нормой и учитывает денежное довольствие, которое исчисляется в соответствии с требованиями ст. 43 Закона. То есть, ответчик не исчислил истцу пенсию вновь, а применил порядок исчисления денежного довольствия для назначения пенсии в соответствии с действующей с 1 января 2012 года редакцией ст. 43 Закона № 4468-1. Таким образом, при исчислении истцу пенсии с 1 января 2012 года исходя из 54% размера денежного довольствия, нарушений действующего законодательства не допущено, и правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Забайдуллаеву ФИО8 отказать в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности выплачивать пенсию в размере 100% сумме ------ руб. с 1 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в месячный срок со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики. Судья: Е.В.Шопина