Дело № 2-1709/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2012 года г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Платоновой Л.А., при секретаре судебного заседания Мартьяновой В.Е., с участием прокурора Бусовой Л.Г., представителя ответчика администрации г.Чебоксары Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Немойкиной А.В. к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, установил: Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст.45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском в интересах Немойкиной А.В. о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары была проведена проверка по обращению истицы о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой было установлено следующее. Немойкина А.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи со смертью родителей решением ------ от дата ----- Немойкина А.В. была передана под опеку ФИО1 С дата по настоящее время Неймойкина А.В. состоит в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Ленинского района г.Чебоксары и администрацией г.Чебоксары в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению жилым помещением Немойкиной А.В., чем грубо нарушаются ее жилищные права. В судебном заседании прокурор Бусова Л.Г. данный иск поддержала, пояснив суду, что истица закрепленного за ней жилья не имеет, состоит в очереди на получение жилого помещения в общем списке. На основании норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. Истица Немойкина А.В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия. Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Павлова А.Н. исковые требования не признала, указав, что истица обратилась в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в общую очередь. Администрация не могла знать о наличии у нее статуса сироты, истица состоит в общей очереди на получение жилого помещения. Для принятия Немойкиной А.В. на учет в льготную очередь ей необходимо было предоставить соответствующие документы. На момент постановки истицы на учет дети-сироты также учитывались отдельно. На жилищный учет в качестве сироты истица до настоящего времени не вставала. Просит в иске отказать. Третьи лица, будучи надлежащим образом извещены, участие в судебном заседании своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему. Способы защиты жилищных прав определены в ст.11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Данный иск подан в защиту жилищных прав истицы, что соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об имеющихся, либо имевшихся правах Немойкиной А.В. на объекты недвижимого имущества. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления. Так, в части 2 и 3 ст.49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Право истицы на льготное обеспечение жильем прокурор обосновывает Федеральным законом от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно справке ------ ----- от дата Немойкина А.В. является сиротой с дата (л.д.21). Из архивной выписки из протокола заседания ------ ----- от дата ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетней Немойкиной А.В. (л.д.20). Как следует из материалов дела, Немойкина А.В. дата обратилась в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет для получения жилой площади в общую очередь (л.д.48). С этого момента истица состоит в администрации района в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По сообщению администрации Ленинского района г.Чебоксары документы, подтверждающие ее право на внеочередное обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот, Немойкиной А.В. в администрацию района не представлялись (л.д.5, 19). Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из материалов учетного дела, на основании ордера ----- от дата Немойкиной А.В. предоставлено койко-место в адрес (л.д.53). Согласно акту проверки жилищно-бытовых условий от дата Немойкина А.В. в адрес занимает койко-место в комнате жилой площадью ------ кв.м., нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.54). Согласно представленным выпискам из лицевого счета на адрес, истица зарегистрирована в указанной комнате дата, кроме нее в комнате также зарегистрированы ее дочь ФИО2 (с дата), ФИО3 (с дата), ФИО4 (с дата). Указанное жилое помещение, общей площадью ------ кв.м., Немойкина А.В., совместно с ФИО2, ФИО3, ФИО4 занимают на основании договора социального найма от дата, заключенного1 с МУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» (л.д.18). Таким образом, по делу судом установлено, что истица является лицом из числа детей-сирот, нуждается в улучшении жилищных условий, состоит в очереди на получение жилого помещения. Вместе с тем, проверяя доводы о наличии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. На момент принятия Немойкиной А.В. на жилищный учет действовал Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983г. (далее ЖК РСФСР). Согласно п.2 ст.37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (пункт 3 статьи 60). В соответствии с пунктом 3 статьи 60 ЖК РСФСР жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок (более шести месяцев) в случаях выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, закрепленного жилого помещения Немойкина А.В. не имела, она, как лицо, из числа детей-сирот, после окончания пребывания у опекуна и являющаяся нуждающейся в жилом помещении, имела право на внеочередное получение жилого помещения. Однако, наличие самого права не предполагает безусловной его реализации. Действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений жилищное законодательство, равно как и ныне действующее, предъявляло определенные требования для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, статья 30 ЖК РСФСР предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Согласно пункту 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2000г. № 142, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Данное положение соответствовало статье 33 ЖК РСФСР, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Для принятия на учет в льготную очередь, в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, наряду с заявлением, выпиской из домовой книги, копией ордера и финансово-лицевого счета, справкой о составе семьи, необходимо было представить и документы, удостоверяющие право на льготное и дополнительное предоставление жилья, и другие документы, относящиеся к рассмотрению данного вопроса (п.13). Как видно из материалов учетного дела, Немойкина А.В. при подаче заявления дата соответствующие документы, подтверждающие ее статус сироты и дающие право на внеочередное получение жилого помещения, в администрацию Ленинского района г.Чебоксары не представила. В соответствии с абзацем четвертым ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Данной нормой законодатель, в исключении из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Немойкина А.В. родилась дата, следовательно, реализовать свое право на постановку на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, она могла до достижения ею 23-летнего возраста, то есть до дата Однако, как указывалось выше, своим правом истица не воспользовалась. В ------ году при подаче документов она не представила документы, подтверждающие ее статус сироты, и не была включена в список для внеочередного предоставления жилья. Такие документы, по сообщению администрации Ленинского района г.Чебоксары от 10.02.2012г. не поступали и позднее (л.д.5). В настоящее же время в силу возраста статус сироты Немойкиной А.В. утрачен. Таким образом, у администрации г.Чебоксары не имелось и не имеется обязательств по обеспечению Немойкиной А.В. жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинкого района г.Чебоксары в интересах Немойкиной А.В. к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба, подано апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары. Мотивированное решение составлено 20 августа 2012 года. Председательствующий судья Л.А.Платонова