о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2576/2012                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2012 года                   г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Платоновой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой В.Е.,

с участием прокурора Селезнева С.Н.,

истца Петрова А.В.,

третьего лица на стороне истца Петровой А.В.,

представителя ответчика администрации г.Чебоксары - Павловой А.Н.,

третьего лица на стороне ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Яковлева Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Петрова А.В. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

установил:

Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст.45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском в интересах Петрова А.В. о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что прокуратурой Московского района г.Чебоксары была проведена проверка заявления истца о нарушении его жилищных прав, в ходе которой было установлено следующее. Петров А.В., дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. дата его отец ФИО1 умер. дата его мать ФИО2 умерла. Петров А.В. в собственности жилья не имеет. С дата Петров А.В. состоит в очереди на получение жилого помещения в администрации Московского района г.Чебоксары в списке «Иные категории граждан, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений». Петров А.В. проживает по адресу: адрес, где совместно с ним проживают 4 человека. Общая площадь жилого помещения составляет ------ кв.м., то есть по ------ кв.м. на каждого человека. Администрацией Московского района г.Чебоксары и администрацией г.Чебоксары в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению жилым помещением Петрова А.В., грубо нарушаются его жилищные права.

В судебном заседании прокурор Селезнев С.Н. данный иск поддержал, пояснив суду, что истец не имеет собственного жилья, проживает у опекуна. На основании норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

Истец Петров А.В. в судебном заседании заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить иск.

Третье лицо на стороне истца Петрова А.В., сестра истца, являвшаяся его опекуном до совершеннолетия, также поддержала исковые требования истца, просила их удовлетворить.

Представитель администрации города Чебоксары Павлова А.Н., действующая на основании доверенности, нуждаемость истца в жилом помещении и право на льготное обеспечение жильем на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оспаривала, пояснив, что в настоящее время у муниципального образования отсутствует возможность предоставить ему жилое помещение. Наличие в очереди иных лиц, обладающих равными с истцом жилищными права, также препятствует в удовлетворении данного иска.

Представитель третьего лица Администрации Московского района г.Чебоксары Яковлев Г.М. также не признал иск.

Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещены, участие в судебном заседании своих представителей не обеспечили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст.11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ.

Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а в положениях пункта 2 части 2 ст.57 ЖК РФ и ст.11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Из представленных суду материалов следует, что мать истца ФИО2 умерла дата, отец истца ФИО1 умер дата Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары ----- от дата несовершеннолетний Петров А.В. передан под опеку ФИО3.

Как следует из сообщения администрации Московского района г.Чебоксары, Петров А.В. постановлением главы администрации района от дата ----- включен в список «Иные» под № -----.

Согласно выписке из лицевого счета ----- от дата Петров А.В. зарегистрирован в адрес, общей площадью ------ кв.м. Кроме него в указанной квартире зарегистрированы еще четыре человека, таким образом, на одного проживающего в квартире человека приходится ------ кв.м. общей площади.

Из сообщения МУП «БТИ и ПЖФ» г.Чебоксары от дата следует, что сведений о регистрации права собственности (приватизации) на объекты недвижимого имущества в г.Чебоксары за Петровым А.В., датаг.рождения, не имеется. Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Петрова А.В. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Таким образом, по делу установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, проживает по месту жительства опекуна, состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении. С момента постановки истца на учет обстоятельства нуждаемости истца в жилом помещении не изменились, до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем истец не реализовал.

В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно.

Согласно п.3 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч.3 ст.11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст.17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п.1 ст.4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п.5 ст.4 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

В положениях п.4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Петрову А.В. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Председательствующий судья      Л.А.Платонова