Гр. дело № 2-4503/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2012 г. г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Степановой Н.А., при секретаре судебного заседания Архиповой О.В., с участием истца Григорьевой С.А., представителя истца заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Николаевой Э.И., представителя ответчика администрации г.Чебоксары Павловой А.Н., действующей на основании доверенности от 16.11.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Григорьевой ------ к администрация г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке, установил: Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Григорьевой С.А. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее. Григорьева С.А., дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. На основании решения исполнительного комитета ------ Григорьева С.А. была направлена в дом ребенка, в связи с тем, что ее мать ФИО13 не имеет жилья и места работы, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. На основании путевки Министерства народного образования ЧАССР от дата. Григорьева С.А. была направлена в ------ В период с ------ Григорьева С.А. являлась воспитанницей РГОУ ------ С ------ год обучалась в ------ С дата г. Григорьева С.А. состоит в администрации Ленинского района г. Чебоксары на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке «Сироты» под № ----- По сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике, МУП «БТИ и ПЖФ» г.Чебоксары Григорьева С.А. в собственности какого-либо имущества, в том числе жилого помещения, не имеет, участия в приватизации жилого помещения не принимала. Администрацией Ленинского района г.Чебоксары и администрацией г.Чебоксары в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению истца жилым помещением, чем грубо нарушаются ее жилищные права. Григорьева С.А. обратилась в прокуратуру для защиты ее нарушенных прав с письменным заявлением, что явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд. Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ, на положения Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить Григорьевой С.А. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства. В судебном заседании истец Григорьева С.А. исковые требования поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что после интерната она обучалась в ------ и проживала в общежитии. После колледжа она обучалась в ------, проживала также в общежитии. В настоящее время она зарегистрирована в адрес По данному адресу ее зарегистрировал отец подруги, для того, чтобы оформить ей пенсию по инвалидности. Совместное хозяйство с ними она не ведет, членом их семьи не является. Фактически она проживала в адрес. Это здание прихода православной церкви в ------ Также она работала в этом приходе. Своего жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма она не имеет. В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Николаева Э.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Павлова А.Н пояснила, что право истца в на внеочередное предоставление жилого помещения она не оспаривает. Однако предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением. Кроме того в муниципальном фонде г.Чебоксары отсутствует свободное жилье. Представитель третьего лица администрации Ленинского района г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ. Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года. Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан. В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями. К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Проверяя доводы истца о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, судом установлено, что Григорьева С.А., дата г.р., является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета ------ г. Григорьева С.А. была направлена в дом ребенка. В период с ------ Григорьева С.А. являлась воспитанницей ------ В период с ------ год обучалась в ------ Согласно решению ------ районного суда ------ мать Григорьевой С.А. - ФИО14. объявлена умершей. Ранее решением ------ районного суда ------. ФИО15 была признана безвестно отсутствующей. Отец Григорьевой С.А. - ФИО16 записан в свидетельстве о рождении со слов ФИО17 Судом установлено, что Григорьева А.Н. закрепленного жилого помещения не имеет. Согласно справке администрации ------ домовладение, расположенное по адресу: адрес принадлежит ФИО18. Григорьева С.А. значится зарегистрированной по месту пребывания по вышеуказанному адресу на период с ------ Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.09.2012г. правообладателем дома адрес является Приход православной церкви ------ Судом также установлено, что Григорьева С.А., как нуждающаяся в жилом помещении, состоит на учете в администрации Ленинского района г.Чебоксары с дата г. в списке «Сироты». По сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике, МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары истица в собственности какого-либо имущества, в том числе жилого помещения, не имеет, участия в приватизации жилого помещения не принимала. При изложенных обстоятельствах суд находит заявленное требование о предоставлении жилого помещения обоснованным. Правом на внеочередное предоставление жилья в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При таком положении истцу, опека над которым прекращена в связи с достижением им совершеннолетия, необходимо предоставить жилье во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека. Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах. Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары. В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г. Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения. Доводы представителя ответчика администрации г.Чебоксары о том, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истице жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора. Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Григорьевой ------ к администрация г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке удовлетворить. Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Григорьевой ------ благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Председательствующий судья Н.А. Степанова