Гр. дело № 2-3628/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 г. г.Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Степановой Н.А., при секретаре судебного заседания Архиповой О.В., с участием представителя истицы Михайловой С.А. - Волковой Е.Г., действующей на основании доверенности от 22.12.2011 г., представителя ответчика администрации г. Чебоксары - Павловой А.Н., действующей на основании доверенности от 16.11.2011 г., представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Ивановой Н.М., действующей на основании доверенности от 13.01.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Михайловой ------ к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья, установил: Михайлова С.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья в размере 25% от стоимости приобретенного с привлечением кредитных средств жилья в размере ------ руб. Требования искового заявления мотивированы тем, что истица состояла в администрации Калининского района г. Чебоксары в списке очередников на улучшение жилищных условий в списке «Общий» с дата г. В сентябре 2009 г. она обратилась в администрацию района с заявлением о включении ее в список работников бюджетной сферы в соответствии с Постановлением администрации г. Чебоксары от 15.01.2009 г. № 5 «Об утверждении предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2009 году» с предоставлением документов на получение безвозмездных социальных выплат в размере 25% от стоимости жилья. Социальные выплаты предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с действующим законодательством в администрациях районов г. Чебоксары. Для участия в данной программе истицей была приобретена квартира адрес площадью ------ кв.м. с привлечением кредитных средств. Администрация Калининского района г. Чебоксары письмом от 11 сентября 2009 г. уведомила истицу, что средства, предусмотренные для очередников Калининского района, исчерпаны и при поступлении дополнительных средств ее заявление будет рассмотрено дополнительно. Однако постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата истица с составом семьи ------ человека была исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий и, соответственно, из списка на получение субсидии как работник бюджетной сферы. Решением Калининского районного суда г. Чебоксары от дата указанное постановление отменено, постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата истица восстановлена в списке очередников с момента первичной подачи заявления, то есть с дата г. Обратившись в администрацию Калининского района г. Чебоксары после восстановления ее в списках очередников, истица получила ответ, что все очередники, ранее состоявшие в списке на получение выплаты как работники бюджетной сферы, в настоящий момент уже получили денежные средства и список на получение данной выплаты закрыт. Также на ее обращение из администрации г. Чебоксары был получен ответ от 30.03.2012 г., что в текущем году в бюджете г. Чебоксары средства для предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы не предусмотрены. Указанными действиями ответчиков были нарушены права истицы. В соответствии с «Порядком предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 г.», утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 01.02.2011 г. № 18, для начисления размера социальной выплаты стоимость 1 кв. м. общей площади жилья гражданам, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2008 г., постановлено считать 21 000 рублей, в 2009 году - 23 000 рублей. Таким образом, по состоянию на 2009 год (момент приобретения квартиры) истице должна была быть выплачена социальная выплата как работнику бюджетной сферы, привлекшему кредитные средства на приобретение жилья в размере ------ Со ссылкой на изложенные обстоятельства, истец просит суд обязать администрацию г. Чебоксары и администрацию Калининского района г. Чебоксары выплатить ей безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья в размере 25% от стоимости приобретенного с привлечением кредитных средств жилья в размере ------ руб. Истица Михайлова С.А. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы в суде представителю Волковой Е.Г. В судебном заседании представитель истицы Михайловой С.А. - Волкова Е.Г. поддержала данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что Михайлова С.А. являлась работником бюджетной сферы и имела право на получение мер социальной поддержки за счет средств муниципального бюджета. Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 02.02.2012г. истица была восстановлена в списке очередников на улучшение жилищных условий с момента первичной подачи заявления. Однако на тот момент все очередники, ранее состоявшие в списке на получение выплаты как работники бюджетной сферы, уже получили денежные средства, и список на получение данной выплаты закрыт. Между тем, истица считает, что ее право на получение данной субсидии должно быть восстановлено и выплачена субсидия в установленном порядке в размере ------ руб. В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Павлова А.Н. исковые требования Михайловой С.А. не признала. При этом пояснила, что на дату восстановления истицы в списках очередников денежные средства были израсходованы на выплаты очередникам- работникам бюджетной сферы. В апреле 2011 г. в администрации района от граждан перестали принимать заявления на получение данной выплаты, денежные средства были выплачены очередникам, ранее подавшим заявления. В настоящее время денежные средства на указанные цели не поступали, в бюджете не предусмотрены, соответствующее постановление не 2012 год не издавалось. По мере поступления денежных средств истице будет произведена выплата на приобретение жилья. В судебном заседании представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Иванова Н.М. иск не признала, пояснив суду, что предоставление социальной выплаты гражданам на строительство или приобретение жилья ведется за счет средств бюджета города Чебоксары. Администрация Калининского района г.Чебоксары не имеет своего финансирования на эти цели. В настоящее время данная программа в 2012 году уже не действует. В связи с этим не предоставляется возможным выделить денежные средства (субсидию) Михайловой С.А. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как определяет Жилищный кодекс РФ, субсидирование является одной из форм обеспечения условий для реализации права на жилище и предполагает использование бюджетных и иных, не запрещенных законом источников денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан (ст. 2 ЖК РФ). Исходя из понятия субсидии, содержащегося в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ), субсидия предполагает долевое финансирование целевых расходов. Таким образом, приобретение жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления является одним из способов удовлетворения гражданами права на жилище. Данный способ отнесен к группе смешанных способов реализации права граждан на жилище. Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита либо погашения затрат (части затрат) на приобретение жилья. Для определенных законодательством категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, уволенных и увольняемых с военной службы, и др.) субсидии могут предоставляться в соответствии с установленным порядком. 30 января 2004 г. Президент Чувашской Республики издал Указ № 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства", целью которого явилось, как следует из его содержания, повышение доступности жилья для граждан в зависимости от их доходов: для граждан со средним достатком - за счет увеличения объемов долгосрочных ипотечных кредитов; для менее обеспеченных граждан, в том числе работников бюджетной сферы, - через повышение их платежеспособного спроса на жилье путем частичного субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления адресных безвозмездных субсидий с концентрацией средств на их персонифицированных счетах, для реализации которого Кабинету Министров ЧР поручено в целях реализации положений настоящего Указа разработать порядок предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и работникам бюджетной сферы. Кабинет Министров ЧР постановлением № 51 от 17 марта 2004 г. утвердил Примерный порядок предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов в 2004 году. Данным Порядком было предусмотрено, что средства местного бюджета, выделенные на субсидии, в пределах установленных социальных норм предоставляются работникам бюджетной сферы, привлекающим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты. Во исполнение данного примерного порядка и Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. № 10 органы местного самоуправления разрабатывали и принимали ежегодно на своем уровне постановления о порядке предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов на каждый планируемый год. Несмотря на признание в последующем утратившим силу постановления Кабинета Министров ЧР № 51 от 17 марта 2004 г., во исполнение Указа Президента Чувашской Республики органы местного самоуправления продолжали ежегодно принимать постановления, которым утверждают порядок предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов. Такой порядок на 2009 и последующие годы был утвержден и администрацией г. Чебоксары постановлениями № 5 от 15 января 2009 года, № 40 от 24 февраля 2010 г. и № 18 от 1 февраля 2011 г. Утвержденный постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 15.01.2009 № 5 Порядок предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2009 году, предусматривал, что социальные выплаты на строительство или приобретение жилья предоставляются работникам бюджетной сферы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим трудовой стаж в этой сфере по основному месту работы не менее 1 года, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах, не использовавшим социальную выплату или иную форму государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Чувашской Республики и бюджета города Чебоксары на приобретение этого жилья. Аналогичные порядок и условия предоставления названной категории граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья были закреплены и постановления администрации г. Чебоксары № 40 от 24.02.2010 г. и № 18 от 01.01.2011 г. В данном споре истица заявляет о наличии у нее права на получение муниципальной субсидии в размере 189175 руб., обосновывая данное право отнесением ее к работникам бюджетной сферы и использованием в приобретении жилья кредитных средств на сумму ------ руб. Как видно из материалов дела, на момент подачи заявления о предоставлении субсидии (дата истица работала в Министерстве экономического развития и торговли Чувашской Республики с дата г. в должности главного специалиста-эксперта сектора развития территорий. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях истица состоит с дата г. дата г. между ------ (открытое акционерное общество) и Михайловой ------ заключен ипотечный кредит на сумму ------ руб. на приобретение однокомнатной квартиры по адресу: адрес Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата г. Михайлова С.А. является собственником указанного жилого помещения, площадью ------ кв.м. ------ Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 02.02.2012 г., вступившим в законную силу, постановление администрации Калининского района г.Чебоксары от дата об исключении Михайловой ------ из списка лиц нуждающихся в жилом помещении признано незаконным и на администрацию Калининского района г.Чебоксары возложена обязанность по восстановлению Михайловой С.А. и ФИО10 в списке лиц нуждающихся в жилом помещении по состоянию на дата Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата семья Михайловой С.А. в составе двух человек восстановлена в списке нуждающихся в жилых помещениях «Общий» с дата Как видно из ответа, данного Михайловой С.А. администрацией Калининского района г. Чебоксары дата ей сообщили, что в текущем году в бюджете города Чебоксары средства для предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы не предусмотрены, в связи с чем удовлетворить ее просьбу о предоставлении социальной выплаты не представляется возможным. Из данного ответа усматривается, что фактически право истицы на предоставление социальной выплаты не оспаривается. Однако отсутствие в бюджете г. Чебоксары средств для предоставления социальных выплат не может являться основанием для невыполнения ответчиком возложенной на него законодательными актами обязанности и умаления законных прав истца. Следовательно, довод стороны ответчика по отказу в удовлетворении требований истицы не основан на положениях действующего законодательства. Кроме того, согласно представленной по запросу суда информации администрации Калининского района г. Чебоксары, в соответствии с названным Порядком из средств бюджета г. Чебоксары предоставлены социальные выплаты 37 семьям работников бюджетной сферы, привлекшим коммерческие ипотечные кредиты для приобретения жилья, в том числе в период с августа по декабрь 2011 года (то есть после незаконного исключения истицы из списка и в период восстановления ее права в судебном порядке) - 24 семьям. Заявления граждан, работников бюджетной сферы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилых помещений, администрацией Калининского района г. Чебоксары рассматривались в порядке их поступления, исходя из даты принятия, и по мере поступления средств из бюджета г. Чебоксары. Таким образом установлено, что истица, являясь работником бюджетной сферы и нуждающейся в предоставлении жилья, привлекла для приобретения жилья коммерческий ипотечный кредит в 2009 г. и своевременно обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты, однако не получила ее вследствие незаконного исключения ее из списка нуждающихся в предоставлении жилья Учитывая все вышеизложенные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца и обязании ответчиков предоставить ей социальную выплату. В соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 15.01.2009 N 5 (ред. от 13.04.2009) "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета города Чебоксары в 2009 году" для начисления размера социальной выплаты стоимость 1 кв. метра общей площади жилья гражданам, привлекшим для строительства или приобретение жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2006 году, считать 17000 рублей, в 2007 году - 20000 рублей, в 2008 году - 21000 рублей, в 2009 году - 23000 рублей. Если приобретенное жилое помещение по площади меньше социальной нормы, то за социальную норму принимается общая площадь приобретенного жилого помещения. Если стоимость 1 кв. м общей площади жилья дешевле, то размер социальной выплаты рассчитывается исходя из стоимости 1 кв. м общей площади приобретенного жилого помещения. Социальные выплаты предоставляются в размере 25 процентов стоимости жилья в пределах социальной нормы площади жилья после заключения кредитного договора. Размер социальной выплаты указывается администрацией района г. Чебоксары в свидетельстве на право получения социальной выплаты на приобретение жилья. В свидетельстве указывается адрес приобретаемого жилья. Выдача свидетельств на право получения социальной выплаты осуществляется администрацией района г. Чебоксары. Поскольку истицей в 2009 году приобретено жилое помещение общей площадью ------ кв.м., то размер подлежащей истице социальной выплаты должен составить ------ На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Михайловой ------ к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья удовлетворить. Обязать администрацию Калининского района города Чебоксары, администрацию г. Чебоксары предоставить и выплатить Михайловой ------ безвозмездную социальную выплату за счет средств бюджета г. Чебоксары на приобретение квартиры адрес в размере ------ На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Мотивированное решение составлено 28 сентября 2012 г. Председательствующий судья Н.А. Степанова