Гр.дело № 2-250/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации1 апреля 2011 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Тимофеева А.В.,
с участием представителя истицы Красновой М.М. - Мокиной А.В., действующей на основании письменного заявления, представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перовой Н.Г., действующей на основании доверенности от 13 мая 2010 года № 01/12-3929, представителя третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики Еремеевой Р.Н., действующей на основании доверенности от 9 марта 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Красновой ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Красновой М.М. обратился в суд с иском с учетом внесенных уточнений к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проведена проверка по обращению Красновой М.М. о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям, утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 289 от 16 ноября 2007 года.
Краснова М.М., дата года рождения, проживающая по адресу: адрес постановлением главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения от дата признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании Федерального закона «О ветеранах» и включена в список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, то есть на получение свидетельства согласно Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года.
дата года Красновой М.М. как членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеющей право в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» на получение единовременной денежной выплаты, подано заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты в отдел социальной защиты населения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики со всеми необходимыми документами. дата года это заявление Красновой М.М. было направлено на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Согласно письменному ответу Министерства здравоохранения и
социального развития Чувашской Республики от дата года Красновой М.М. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с тем, что в ------ году администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики отчиталась о предоставлении Красновой М.М. жилого помещения за счет бюджетных средств. Так, дата года в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики поступили сведения из администрации Мариинско-Посадкого района Чувашской Республики о предоставлении в ------ году ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилого помещения по Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики, согласно которым Красновой М.М. за счет бюджетных средств предоставлено жилое помещение в адрес
Однако дата года в администрацию Мариинско-Посадкого
городского поселения Чувашской Республики поступило заявление Красновой М.М. об отказе от получения с подселением одной комнаты в трехкомнатной квартире адрес
адреспредоставлена по договору социального найма ветерану боевых действий
ФИО11., имеющему право в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, как полагает прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Красновой М.М. не предоставлялось жилое помещение за счет бюджетных средств. В связи с этим Краснова М.М. до настоящего времени является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2.7 Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных денежных выплат и документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, оформляет свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку на имя граждан-получателей единовременных денежных выплат и передает их территориальным органам для вручения указанным гражданам.
Таким образом, как полагает прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, отказом Министрества здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в выдаче свидетельства, то есть в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, нарушены права Красновой М.М. как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны на получение меры социальной поддержки.
Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики просит: 1) признать за Красновой М.М. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах»; 2) обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Красновой М.М. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Тимофеев А.В. заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привел их суду и просил заявленные требования удовлетворить.
Истица Краснова М.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка, в ранее представленном заявлении выразила согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие ------
В судебном заседании представитель истицы Красновой М.М. - Мокина А.В. заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить. ------
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перова Н.Г. в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела. ------
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики Еремеева Р.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований.
Представитель третьего лица администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Тимофеева А.В., полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями названных иных категорий граждан являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2005 года № 328 были утверждены Правила перечисления средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2006 году (далее - Правила), действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений и утратившие силу с 1 января 2007 года в связи с изданием постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2006 года № 341.
В соответствии с пунктом 2.2 названных Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производится в пределах субвенций, поступивших из Федерального фонда компенсаций в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Согласно пункту 2.5 названных Правил финансовые органы администраций муниципальных районов и городских округов ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчет об использовании средств Республиканского фонда компенсаций, направленных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, с указанием количества граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и категории получателей мер социальной поддержки в Министерство финансов Чувашской Республики.
В разделе III названных Правил предусмотрено, что ответственность за целевое использование средств, направляемых на предоставление гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возлагается на органы местного самоуправления поселений и городских округов.
Регламентируя впоследующем положения о мерах социальной поддержки, Законом Чувашской Республики от 19 июля 2007 года № 42 в Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» была введена статья 11.1, устанавливающая форму и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Согласно положениям статьи 11.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и граждан, указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики. Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (единовременных денежных выплат на строительство или приобретение) жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 названного Порядка финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных выплат на приобретение жилых помещений и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели.
Пунктом 1.4 названного Порядка предусмотрено, что средства на осуществление меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальных выплат (единовременных денежных выплат) предоставляются гражданам однократно.
Кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ внесены изменения в подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», согласно которым члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванного Порядка Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Пунктом 2.7 вышеназванного Порядка предусмотрено, что Минздравсоцразвития Чувашии на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных денежных выплат и документов в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, оформляет свидетельства на имя граждан - получателей единовременных денежных выплат и передает их территориальным органам для вручения указанным гражданам.
Проанализировав изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установленная законодателем мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, передаваемой республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки определенным категориям граждан, предоставляется однократно.
Разрешая заявленный спор, судом установлено, что Краснова М.М., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, с дата года состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики. На основании сведений, представленных администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включило Краснову М.М. в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с требованиями вышеизложенных нормативных актов.
Впоследующем администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики направила в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики сведения о предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилого помещения в ------ году по Мариинско-Посадскому району, согласно которым Красновой М.М. выделено жилое помещение в виде комнаты в трехкомнатной квартире адрес общей площадью ------ кв.м., для приобретения которой из федерального бюджета выделены денежные средства в размере ------
Из письменных пояснений представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и материалов дела следует, что решением жилищно-бытовой комиссии Мариинско-Посадского городского поселения от дата года было рекомендовано главе Мариинско-Посадского городского поселения предоставить Красновой М.М. жилое помещение, расположенное по адресу: адрес При этом сведения, направленные дата года администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений, были сформированы на основании решения жилищно-бытовой комиссии Мариинско-Посадского городского поселения от дата года. Однако фактически названное жилое помещение Красновой М.М. предоставлено не было, поскольку решением жилищно-бытовой комиссии Мариинско-Посадского городского поселения от дата года данное жилое помещение было предоставлено ФИО10 (------
Изложенные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Как указывалось выше, мера социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» носит однократный характер. Поскольку администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, ответственная за целевое использование средств, направляемых на предоставление гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, отчиталась об использовании бюджетных средств в размере ------ руб., на которые было приобретено жилье для Красновой М.М., что, в свою очередь, свидетельствует о реализации права Красновой М.М. на предоставление социальной выплаты, то за Красновой М.М. не может быть повторно признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», и, соответственно, на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не может быть возложена обязанность выдать Красновой М.М. свидетельство о праве на получение этой единовременной денежной выплаты.
При этом само по себе обстоятельство, что до настоящего времени жилищные условия Красновой М.М. фактически не улучшены в связи с непредоставлением администрацией Мариинско-Посадского городского поселения жилого помещения, выделенного ей по решению жилищно-бытовой комиссии, не может являться основанием для повторного предоставления Красновой М.М. меры социальной поддержки, так как данное основание не предусмотрено действующим законодательством.
Как было указано выше, ответственность за целевое использование средств, направляемых на предоставление гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возлагается на органы местного самоуправления поселений и городских округов. В судебном заседании было установлено, что органы местного самоуправления Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, отчитавшись перед Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об использовании бюджетных денежных средств и приобретении для Красновой М.М. жилого помещения, фактически жилье последней не предоставили. В связи с этим Краснова М.М. имеет право требовать от органов местного самоуправления Мариинско-Посадского района Чувашской Республики жилого помещения, которое было приобретено для нее на денежные средства из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Оценив изложенное в совокупности, учитывая вышеназванные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Красновой ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 7 апреля 2011 года.
Председательствующий судья И.В. Юркина