Дело№5-7/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении.
24 февраля 2011 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,
с участием представителя территориального органа Управления Росздравнадзора по Чувашской Республике Акулиной И.В.,
представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Республиканского государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Шафейкиной Е.В. и Тельмовой Э.Г.,
рассмотрев административное дело в отношении РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, расположенного по адресу: адрес адрес Чувашской Республики,
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
При проведении мероприятий по контролю соблюдения лицензионных требований и условий в отношении РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, расположенного по адресу: адрес Чувашской Республики, было обнаружено, что указанное учреждение осуществляет медицинскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий: не обеспечивает контроль за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам при осуществлении медицинской деятельности, а именно, врачебная комиссия, созданная в учреждении, уполномоченная осуществлять оценку качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Россия от 24.09.2008 №513-н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», указанную функцию надлежащим образом не исполняет.
Контроль за выполнением объема и кратности предоставления медицинских услуг, предусмотренных утвержденными стандартами оказания медицинской помощи больным с различными нозологиями, не осуществляется, как следствие, перечень и кратность предоставления медицинских услуг, предусмотренных федеральными стандартами не соблюдается.
Так, не выдерживается перечень и кратность предоставления медицинских услуг больным детским церебральным параличом (карты №, №, №, № №, №, № №), предусмотренные стандартом оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 №288.
Не выдерживается перечень и кратность предоставления медицинских услуг больным с юношеским остеохондрозом головки бедренной кости (легга-кальве-пертеса) (карты №, №), предусмотренные стандартом оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2005 №522.
Не выдерживается перечень и кратность предоставления медицинских услуг больному мочекаменной болезнью (карта больного №), предусмотренные стандартом оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03.06.2005 №378.
Не выдерживается перечень и кратность предоставления медицинских услуг больным эпилепсией (карта №, №), предусмотренные стандартом оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2005 №174.
Кроме того, в «Протоколах заседаний врачебной комиссии» РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии сведения, подтверждающие проведение контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям, отсутствуют.
Проверкой также установлено, что в учреждении в рамках обеспечения контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам не соблюдаются сроки годности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых в лечебном процессе.
Так в указанном учреждении в нарушение требований приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 №706-н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»
в нарушение требований инструкций на указанные лекарственные препараты о запрете их применения по истечении срока годности, выявлены лекарственные средства с истекшим сроком годности, хранившиеся совместно с остальными лекарственными препаратами: в процедурном кабинете стационара: спирт этиловый 70% 100 мл серия 31122007, 1 упаковка сроком годности до 01.2010, валидол №10 серия 280108 сроком годности до 12.2010;
в нарушение требований инструкций на указанные лекарственные препараты не соблюдаются условия хранения термолабильных препаратов: в процедурном кабинете при комнатной температуре хранится раствор аскорбиновой кислоты 5% 1 мл №10 серия 50510, 1 упаковка (по нормативам согласно инструкции условия хранения - не более 10 градусов).
Кроме того, выявлены изделия медицинского назначения с истекшим срок годности, хранившиеся совместно с остальными ИМН:
- в клинико-диагностической лаборатории тест-системы и реактивы онко-ИФА 1 упаковка сроком годности до 02.04.2010, тироид ФА 1 упаковка сроком годности до 19.40.2010;
- в стоматологическом кабинете стоматологические материалы эвгенол 1 упаковка сроком годности до 09.2010, эвикрол 1 упаковка сроком годности до 10.2010г;
- в процедурном кабинете вакуумные пробирки с активатором свертывания 9 штук сроком годности до 02.2008 г.
Указанные действия являются грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных подп. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30).
В ходе проверки выявлено, несоответствие профессиональной подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием занимаемой должности, так медицинская сестра учреждения ФИО3, имеющая сертификат по специальности «Сестринское дело», работает в должности инструктора по лечебной физкультуре.
Факт осуществления медицинской деятельности указанным специалистом подтверждается штатным расписанием на 2010г., утвержденным директором учреждения 31.12.2009 и согласованное с министром Минздравсоцразвития Чувашии 15.01.2010, табелем учета использования рабочего времени ФИО3 за октябрь, ноябрь, декабрь 2010г., копией приказа №-к от 01.03.2010 о приеме на работу ФИО3, должностной инструкцией от 11.01.2009, утвержденной директором РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии, трудовым договором № от 01.03.2010, образовательными документами вышеупомянутого специалиста, а также ведением медицинской документации.
Так, в соответствии с записями в картах лечащегося в кабинете лечебной физкультуры за период сентябрь, октябрь, ноябрь 2010г. вышеуказанным медицинским работником проведены процедуры ЛФК пациентам, находящимся на лечении в РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии.
Данные действия являются грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных подп. «г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30).
Также в ходе проверки учреждения установлено, что представленное санитарно-эпидемиологическое заключение №21.01.04.081.М.000412.05.07 от 23.05.2007 не содержит сведений о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности эксплуатируемого нового корпуса РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии, в котором оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская деятельность. При этом согласно акту ввода в эксплуатацию от 31.12.2008, учреждению 30.11.2009 выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления имущественным комплексом серия адрес на новый корпус РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии.
Данный факт является грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных подп. «ж» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30).
В судебном заседании представители РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии Шафейкина Е.В. и Тельмова Э.Г. вину частично признали, представили письменные пояснения по выявленным нарушениям. Согласно которым, данный центр создан постановлением Кабинета Министров Республики от 23.11.2004 г. № 289 как учреждение сферы социальной защиты детей- инвалидов в целях развития системы их социальной реабилитации, социальной поддержки их семей.
Деятельность Реабилитационного центра регулируется ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, Национальным стандартом РФ «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (ГОСТ Р 52143-2003)», Национальным стандартом РФ (ГОСТ Р 53061-2008) «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» (утв. и введен в действие с 1 января 2010 г.), другими Национальными стандартами, касающимися предоставления социальных услуг, Государственными стандартами ЧР, утвержденными постановлением КМ ЧР от 20.10.2005 г. № 258 «О социальном обслуживании населения в ЧР», приказом Минсоцзащиты России от 14.12.1994 г. № 249, утвердившим Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, Положением о Реабилитационном центре.
ФИО3 работала в Реабилитационном центре в должности инструктора по лечебной физкультуре, имея диплом и сертификат по специальности «сестринское дело». В период учебы в Чебоксарском медколледже (2009 г.) она была подготовлена по «Основам реабилитации», включающей специальность «Лечебная физкультура». В связи с острой нехваткой инструкторов по лечебной физкультуре ФИО3 принята на должность инструктора по лечебной физкультуре 1 марта 2010 г., незамедлительно прошла первичную подготовку на рабочем месте, была включена в план повышения квалификации среднего медперсонала на 2 полугодие 2010 г. (т.к. перечень работников, включенных на повышение квалификации в 1 полугодии 2010 г., составлен до принятия ее на работу). После первичной подготовки она с апреля 2010 года часто находилась на листках нетрудоспособности, а с 15 ноября 2010 года ушла в декретный отпуск. Реабилитационный центр делал все от него зависящее для профессиональной подготовки ФИО3, но по не зависящим от Реабилитационного центра объективным причинам, которые нельзя было предугадать, ФИО3 не успела пройти намеченную на период с 27 октября по 28 декабря 2010 г. специализацию по лечебной физкультуре в связи с болезнью и уходом в декретный отпуск.
Обнаруженные Росздравнадзором валидол (срок годности до 1 декабря 2010 года), спирт этиловый (заранее подготовленный для списания), стоматологические материалы Эвгенол со сроком годности до 09.2010 г. и Эвикрол со сроком годности до 10.2010 г., (не были распакованы, ни разу не использовались) и пустые вакуумные пробирки добровольно и заранее списаны Реабилитационным центром с составлением Акта о списании медикаментов с истекшим сроком годности от 20.12.2010 г.
Списание осуществлено до составления Росздравнадзором акта проверки (от 23.12.2010 г.), предписания (от 23.12.2010 г.) и протокола об административном нарушении (от 23.12.2010 г.).
Выявленный раствор аскорбиновой кислоты 5% 1 мл № 10, находящийся при комнатной температуре (должен храниться при температуре не выше 1 градуса) - добровольно и заранее списан Реабилитационным центром с составлением Акта о списании медикаментов, не пригодных к применению, от 20.12.2010 г.
Списание осуществлено до составления Росздравнадзором акта проверки (от 23.12.2010 г.), предписания (от 23.12.2010 г.) и протокола об административном нарушении (от 23.12.2010 г.).
В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а также судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» - учреждение социальной сферы, не должно осуществлять лечебно- диагностическую работу.
Все же в Реабилитационном центре приказом по учреждению от 1.07.2010 г. № создана Врачебная комиссия, которая осуществляет функции по оценке качества и эффективности социально-медицинских мероприятий, направляет детей, проходящих реабилитацию в Реабилитационном центре, в медицинские учреждения системы здравоохранения в случае возникновения необходимости в лечении или оказании неотложной помощи, решает наиболее сложных и конфликтные вопросы, относящихся к компетенции врачебной комиссии, взаимодействует в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с бюро медико-социальной экспертизы, медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты населения и др. участвует в рассмотрении обращений граждан по вопросам социально-медицинской помощи, организации и качества профилактических, реабилитационных мероприятий, в разработке и реализации мероприятий по профилактике возникновения и распространения инфекций в учреждении и иные функции. Управлением Росздравнадзора по Чувашской Республике было указано на не соблюдение стандартов оказания медицинской помощи.
Реабилитационный центр работает по Национальным стандартам, касающимся предоставления социальных услуг, Государственными стандартами Чувашской Республики «О социальном обслуживании населения в ЧР», т.к. не является лечебно- профилактическим учреждением, оказывающим медицинскую помощь пациентам. Реабилитационный центр не обязан работать в рамках стандартов оказания медицинской помощи больным по классам заболеваний, разработанным для медицинских организаций (больниц).
К примеру, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.11.2004 г. № используется медицинскими организациями при оказании врачами больниц медицинской помощи при детском церебральном параличе, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2005 г. № дает рекомендации руководителям федеральных специализированных медицинских учреждений, к которым Реабилитационный центр не имеет отношения. Стандартов оказания медицинской помощи детям в условиях социальных реабилитационных учреждений в Российской Федерации пока не разработаны. Но, в то же время, работу специалистов Реабилитационного центра по контролю качества предоставляемых услуг регулирует Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р 53061-2008) «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» (утв. и введен в действие с 1 января 2010 г.). В приложении - за № 15.
В связи с вышеизложенным, вины Реабилитационного центра в том, что специалисты социального учреждения не работают по стандартам, разработанным для медицинских организаций (больниц) и для федеральных специализированных медицинских учреждений - не имеется.
В ходе проверки установлено, что «санитарно-эпидемиологическое заключение от 21.05.2007 г. № 21.01.04.081.М.000412.05.07 не содержит сведений о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности эксплуатируемого нового корпуса РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская деятельность.
В том, что не имелось данное санитарно-эпидемиологическое заключение, вина Реабилитационного центра отсутствует. По объективным и не зависящим от учреждения обстоятельствам до начала проверки Росздравнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение на новое здание получить не представилось возможности. Причина заключается в допущенных Генеральным подрядчиком ООО «Вертикаль» недостатками во внутренней отделке нового здания Реабилитационного центра, в ненадлежащем проведении водопроводных, электрических, телефонных линий и пр. Электроснабжение нового корпуса осуществлялось ООО «Вертикаль» вплоть до 13.10.2010 г. (Акт № А-45 от 19.10.2010 г. прилагается). Санитарно-эпидемиологическое заключение на новое здание предстоит получить в 1 квартале 2011 года.
Так как согласно п.п 1,4 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, а Реабилитационный центр делал все от него зависящее для приведения нового корпуса в состояние, позволяющее получить санитарно-эпидемиологическое заключение (доказательствами являются переписка с уполномоченными организациями, подрядчиками, акты, служебные) - данные факты доказывают, что нет вины Реабилитационного центра в отсутствии сведений о соответствии санитарным правилам осуществляемой деятельности эксплуатируемого нового корпуса.
В соответствии с п.2 ст. 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вина РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена на основе анализа и оценки исследованных судом доказательств.
Нарушение вышеуказанных требований учреждением на момент проверки 23 декабря 2010 года подтверждается актом проверки, показаниями ФИО2, главного специалиста-эксперта отдела лицензирования и правого обеспечения и частично показаниями представителей учреждения.
Судом проверены доводы представителей учреждения о том, что учреждение является социальным, поэтому при осуществлении деятельности специалисты учреждения не должны руководствоваться стандартами оказания медицинской помощи, утвержденным Минздравсоцразвития России, которые являются несостоятельными, так как в судебном заседании было достоверно установлено, что у учреждения имеется лицензия на оказание медицинских услуг, которые оказываются, что свидетельствует из карт больного, следовательно, указанные медицинские услуги должны соответствовать стандартам оказания медицинской помощи, утвержденным Минздравсоцразвития России, так как указанные стандарты являются едиными и разработаны для всех учреждений, оказывающих данные услуги.
Также исследованы доводы о том, что часть лекарственных изделий с истекшим сроком хранения принадлежала самим врачам, часть уже была списана до составления акта проверки, сертификат по лечебной физкультуре ФИО3 не успела получить по объективным причинам, вины учреждения в том, что отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности нового корпуса учреждения, нет, суд считает их необоснованными, так как они не опровергают установленные во время проверки факты нарушения требований приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 №706-н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», требований и условий на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных п.п. «з», «г», «ж» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 №30.
Также судом исследованы доводы представителей учреждения о том, что возможно прекращение производство по делу, ограничившись объявлением устного замечания.
Суд при изложенных выше обстоятельствах считает, что административное правонарушение направлено против порядка управления, имеет формальный состав и не требует наступления каких-либо негативных последствий, свидетельствует о грубом нарушении требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, следовательно, оно не может признаваться малозначительным.
При назначении наказания суд руководствуется ст.4.1 КоАП РФ, обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность, судом не установлено, при этом учитывает недостаточное финансирование учреждения и мнение специалиста о том, что возможно назначить наказание, не связанное с приостановлением деятельности учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.10,29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Республиканское государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ------ ------ рублей.
Сумму административного штрафа следует перечислить в УФК по Чувашской Республике (Управление Росздравнадзора по Чувашской Республике), поле статуса составителя 08. код бюджетной классификации 060 1 16 90040 04 0000 140, ИНН 2128700070, КПП 213001001, Банк получателя ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России г. Чебоксары, расчетный счет 40101810900000010005, БИК 049706001, ОКАТО 97 401 000 000.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья А.М.Васильев