Адм.дело № 12-356/2010
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении.
18 октября 2010 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никифорова К.С.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ланской Г.Ю., представившей доверенность от 17 августа 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никифорова К.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 03 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица -начальника отдела регионального развития ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифорова К.С.,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 03 августа 2010 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №22-АР-2010 должностное лицо - начальник отдела регионального развития ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифоров К.С. привлечен к административной ответственности по ст.14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере ------ рублей.
Заместителем руководителя Управления ФАС по ЧР было установлено, что 03.06.2010 года при проведении проверки по соблюдению законодательства РФ о рекламе выявлен факт обнародования на стр. 20 «Российской газеты» № 92 (5171) от 29 апреля 2010 года рекламной статьи Екатерины Добровой под заголовком «Деньги для бюджетников. Работники госучреждений районных центров и сел получили доступ к кредитам».
В названной статье содержится информация о том, что «благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов». При этом подчеркивается легкость получения кредита - что «для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке».
Статья 3 ФЗ «О рекламе», определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
Информация ЗАО «Национальный банк сбережений» о предоставлении банковских услуг является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Представитель ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифоров К.С. пояснил, что банк не согласен с тем, что в рекламе Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе». В рамках федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы граждан может получить кредит в сумме от 5000 руб. до 300000 руб.( без заключения договора страхования), до 341000 руб. ( с заключением договора страхования при сроке кредита 3 года) или до 355000 ( с заключением договора страхования при сроке кредита 7 лет). В рамках подпродукта Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы «Кредит для руководителей» минимальная сумма кредита составляет 750000 рублей, максимальная сумма кредита не ограничена. В рекламе не называлась ни максимальная, ни минимальная сумма кредита. Формулировка «максимальную сумму займа легко посчитать, умножив на десять свою среднемесячную зарплату» позволяет потенциальному заемщику представить, какую сумму кредита в рамках программы он может получить. Указанная арифметическая операции является элементом методики расчета, кредитоспособности заемщика, которой пользуются сотрудники банка, принимая кредитное решение, а не элементом рекламируемого банковского продукта. Отсутствие платы за то или иное действие не уменьшает и не увеличивает стоимость кредита, то есть не влияет на фактическую стоимость кредита.
Доводы представителя банка должностным лицом отклонены по следующим основаниям. Из представленной ЗАО «Национальный банк сбережений» «Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы» следует, что к заемщику предъявляются особые требования: «срок работы в организации не менее 3-х месяцев, успешно пройденный испытательный срок, гражданство РФ, минимальный возраст - 21 год, максимальный возраст - 70 лет, в случае заключения договора страхования максимальный возраст заемщика на момент окончания договора страхования - 68 лет».
Кроме паспорта и ее ксерокопии для оформления кредита согласно федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы требуются заявление на выдачу кредита в 2 экземплярах, анкета, распоряжение о переводе части заработной платы на счет в ЗАО «Национальный банк сбережений», доверенность на открытие счета в ЗАО «Национальный банк сбережений», справка по форме 2-НДФЛ и соглашение с организацией, в которой работает заемщик.
В соответствии с пунктом 1 Порядка разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ( далее -целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Одновременное использование словосочетаний «федеральная программа», «бюджетная сфера», «национальный банк», содержащихся в наименовании банковского кредитного продукта и наименовании банка, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно разработчика программы и ее исполнителя, создает у них впечатление, что рассматриваемая программа разработана Правительством Российской Федерации, имеет бюджетное финансирование, а банк определен в качестве ее исполнителя. В данном случае рекламодатель умышленно с целью введения потребителей рекламы в заблуждение использовал словосочетания «федеральная программа», «бюджетная сфера», «национальный банк», вызывающие у потребителей доверие, поскольку они связаны с деятельностью государственных органов.
Реклама ЗАО «Национальный банк сбережений» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившиеся в позиционировании программы кредитования работников бюджетной сферы, разработанной банком, как Федеральной программы и несоответствии информации о легкости и простоте получения кредитов требованиям, предъявляемым к заемщику в реальности.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Федеральный закон «О рекламе» обязывает рекламодателя предоставлять потребителю рекламы всю значимую и необходимую информацию, для того чтобы он мог сделать верный вывод о свойствах объекта рекламирования, приобрести его и использовать надлежащим образом.
Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характерам.
В данном случае нарушение запрета, установленного частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», связано с непредставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к легкости получения банковского кредита - «благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов», простоте расчета максимальной суммы кредита - «максимальную сумму займа легко посчитать, умножив на десять свою среднемесячную зарплату», уникальным свойством - «для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке…»
Любой заемщик денежных средств ищет наиболее выгодный вариант получения кредита, только при осведомлении обо всех условиях его предоставления, потребитель может принять правильное для себя решение. Недоказанность, сокрытие важной информации вводит в заблуждение клиента и отнимает время.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Таким образом, реклама банковских услуг ЗАО «Национальный банк сбережений» о предоставлении кредитов по федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы, распространенная в «Российской газете» № 07 (974) от 01.02.2010, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28-30 настоящего Закона несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Оплата за размещение рекламы в выпуске «Российская газета-Неделя» на региональных полосах «Волга-Кама» произведена ЗАО «Национальный банк сбережений» платежным поручением №0774 от 26.04.2010 согласно счету №68 от 15 апреля 2010 года, выставленному филиалом ФГУ «Редакция «Российской газеты» г. Казань.
Начальник отдела регионального развития ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифоров К.С. виновен в распространении ненадлежащей рекламы, так как не предпринял необходимых мер по соблюдению требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которые требуются от рекламодателя, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Никифоров К.С. обжаловал его и просит отменить, считает, что оно вынесено незаконно и необоснованно, затрагивает его имущественные права. При рассмотрении административного дела не установлены событие административного правонарушения и вина лица, совершившего правонарушение. Как видно из материалов административного дела, протокол об административном правонарушении от 23.07.2010 года был вынесен на основании проведенной УФАС по Чувашской Республике проверки, в ходе которой 03.06.2010 года был выявлен факт обнародования на странице 20 «Российской газеты» № 92 (5171) от 29.04.2010 года рекламной статьи Екатерины Доброй под заголовком «Деньги для бюджетников. Работники госучреждений районных центров и сел получили доступ к кредитам». На основании данной проверки 07 июля 2010 года УФАС по Чувашской Республике было вынесено решение по делу № 26-Р-2010 о признании ненадлежащей рекламы банковских услуг о предоставлении кредитов ЗАО Национальный банк сбережений, распространенную в «Российской газете» № 07 (974) от 01.02.2010 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ « О рекламе». Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления от 3 августа 2010 года событием административного правонарушения является публикация указанной выше статьи, нарушающей положения п.2 ч.3 ст.5 и ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».
Субъектами административного правонарушения по ч.1 ст.14.3 КоАПРФ являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Однако, должностным лицом при вынесении постановления не выяснялся вопрос о том, кто является рекламодателем, при том спорная статья имеет автора - Екатерина Добрая, которая даже не привлечена в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В основу постановления положено единственное доказательство о том, что рекламодателем является ЗАО «Национальный банк сбережений», это платежное поручение №0774от 26 апреля 2010 года, которое свидетельствует лишь о факте оплаты ЗАО «Национальный банк сбережений» информационных услуг. Никаких доказательств того, что общество согласовало содержание данной статьи, разработанной конкретным автором, в материалах не содержится.
Также должностным лицом не исследовался вопрос о наличии или отсутствии вины Никифорова К.С. в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании Никифоров К.С. поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней. Просит суд приостановить производство по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-7647/2010 по заявлению ЗАО «Национальный банк сбережений» о признании решения Чувашского УФАС России по делу №26-Р-2010 о признании ненадлежащей рекламы банковских услуг о предоставлении кредитов, распространенную в «Российской газете» №07 (974) от 1 февраля 2010 года.
Учитывая, что при изложенных обстоятельствах КоАП РФ не предусматривает оснований для приостановления производства по делу, то суд согласно п.6 ч.2 ст.30.6 КоАПРФ отказывает в удовлетворении заявленного Никифоровым К.С. ходатайства.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике ФИО2, полагавшую, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки по соблюдению законодательства РФ о рекламе выявлен факт обнародования на стр. 20 «Российской газеты» № 92 (5171) от 29 апреля 2010 года рекламной статьи Екатерины Добровой под заголовком «Деньги для бюджетников. Работники госучреждений районных центров и сел получили доступ к кредитам».
В названной статье содержится информация о том, что «благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов». При этом подчеркивается легкость получения кредита - что «для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке».
Статья 3 ФЗ «О рекламе», определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
Информация ЗАО «Национальный банк сбережений» о предоставлении банковских услуг является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 Порядка разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ( далее -целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Одновременное использование словосочетаний «федеральная программа», «бюджетная сфера», «национальный банк», содержащихся в наименовании банковского кредитного продукта и наименовании банка, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно разработчика программы и ее исполнителя, создает у них впечатление, что рассматриваемая программа разработана Правительством Российской Федерации, имеет бюджетное финансирование, а банк определен в качестве ее исполнителя. В данном случае рекламодатель умышленно с целью введения потребителей рекламы в заблуждение использовал словосочетания «федеральная программа», «бюджетная сфера», «национальный банк», вызывающие у потребителей доверие, поскольку они связаны с деятельностью государственных органов.
Реклама ЗАО «Национальный банк сбережений» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившиеся в позиционировании программы кредитования работников бюджетной сферы, разработанной банком, как Федеральной программы и несоответствии информации о легкости и простоте получения кредитов требованиям, предъявляемым к заемщику в реальности.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Федеральный закон «О рекламе» обязывает рекламодателя предоставлять потребителю рекламы всю значимую и необходимую информацию, для того чтобы он мог сделать верный вывод о свойствах объекта рекламирования, приобрести его и использовать надлежащим образом.
Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характерам.
В данном случае нарушение запрета, установленного частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», связано с непредставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к легкости получения банковского кредита - «благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов», простоте расчета максимальной суммы кредита - «максимальную сумму займа легко посчитать, умножив на десять свою среднемесячную зарплату», уникальным свойством - «для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке…»
Любой заемщик денежных средств ищет наиболее выгодный вариант получения кредита, только при осведомлении обо всех условиях его предоставления, потребитель может принять правильное для себя решение. Недоказанность, сокрытие важной информации вводит в заблуждение клиента и отнимает время.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Таким образом, реклама банковских услуг ЗАО «Национальный банк сбережений» о предоставлении кредитов по федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы, распространенная в «Российской газете» № 07 (974) от 01.02.2010, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Судом исследованы доводы Никифорова К.С. о том, что отсутствует событие административного правонарушения и его вина в совершении данного административного правонарушения. Данные доводы суд считает несостоятельными, так как объективную сторону ст.14.3 КоАП РФ составляет нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28-30 настоящего Закона несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Оплата за размещение рекламы в выпуске «Российская газета-Неделя» на региональных полосах «Волга-Кама» произведена ЗАО «Национальный банк сбережений» платежным поручением №0774 от 26.04.2010 согласно счету №68 от 15 апреля 2010 года, выставленному филиалом ФГУ «Редакция «Российской газеты» г. Казань.
Следовательно, начальник отдела регионального развития ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифоров К.С., как должностное лицо, виновен в распространении ненадлежащей рекламы, как не предпринявший необходимых мер по соблюдению требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которые требуются от рекламодателя, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ. При этом в привлечении автора указанной статьи при вышеизложенных обстоятельствах суд считает нет необходимости.
Признав достаточными доказательства, подтверждающие вину Никифорова К.С., заместитель руководителя УФАС по Чувашской Республике постановлением от 03 августа 2010 года привлек его к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.
Все исследованные доказательства добыты с соблюдением требований норм КоАП РФ и им должностным лицом дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении жалобы указанные обстоятельства подтвердились.
Заместителем руководителя УФАС по Чувашской Республике нарушений требований процессуальных норм при разрешении данного дела не допущено.
При назначении наказания заместитель руководителя УФАС по Чувашской Республике исходил из общих правил назначения административного наказания, сформулированных в положениях главы 4 КоАП РФ. Наказание Никифорову К.С. назначено в виде административного штрафа в размере ------ рублей в рамках санкции ст.14.3 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое. Выводы должностного лица о невозможности признания административного правонарушения малозначительным мотивированы и являются правильными.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 03 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела регионального развития ЗАО «Национальный банк сбережений» Никифорова ------ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М.Васильев