Дело №12-283/2010
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении13 августа 2010 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от 30 июня 2010г. о привлечении его к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от 30 июня 2010 г. УГИБДД МВД по ЧР привлечен к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением УГИБДД МВД по ЧР обжаловало его в Ленинский районный суд г. Чебоксары. В жалобе указали, что не согласны с указанным постановлением по следующим основаниям. Из материалов дела об административном правонарушении невозможно установить, в чем выразились действия (бездействие) УГИБДД, в которых можно было бы усмотреть состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
УГИБДД МВД по ЧР осуществляет обработку персональных данных только в отношении двух категорий физических лиц: 1) работников (сотрудников) УГИБДД; 2)владельцев автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Чувашии.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
7) включенных в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.
Основной задачей деятельности УГИБДД является охрана общественного порядка (ст. 2 Закона «О милиции»). Учет и обработка данных владельцев автотранспортных средств ведется с целью охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, в отношении обеих групп физических лиц УГИБДД вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа.
Из материалов дела об административном правонарушении невозможно установить, в отношении каких физических лиц УГИБДД осуществляло обработку персональных данных без уведомления Управления Роскомнадзора, т.к. эти физические лица в материалах дела не указаны.
Так как ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» допускает обработку данных отдельных категорий физических лиц без уведомления уполномоченного органа, то состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ составляет только обработка данных тех физических лиц, которые не указаны в ч.2. ст. 22 ФЗ. Соответственно, если в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные физические лица, или хотя бы категории физических лиц, в отношении которых осуществлялась обработка персональных данных, то невозможно установить, есть в действиях оператора состав правонарушения или нет.
Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении категории таких физических лиц не указаны. В соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.
Просят отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от 30 июня 2010г. и прекратить производство по делу.
Представитель УГИБДД МВД по ЧР ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе и вновь привел их суду.
Представители Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии по доверенности ФИО5, ФИО6 просили в удовлетворении жалобы отказать в связи с тем, что считают, что УГИБДД МВД по ЧР законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу доказательствами. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не имеется. УГИБДД МВД по ЧР были нарушены нормы законодательства в сфере защиты прав субъектов персональных данных.
Оценивая доводы представителя заявителя Управления ГИБДД МВД по ЧР, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЧР - Чувашии, изучив материалы дела прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЧР - Чувашии в ходе проверки выявлено осуществление УГИБДД МВД по Чувашии обработки персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике- Чувашии.
Согласно ст. 19.7. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет административную ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует следующее.
Согласно протокола № об административном правонарушении от 04 июня 2010 г. 31.05.2010 г. в результате плановой выездной проверки, проводимой на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии от 28.04.2010 №102-нд с целью проверки соблюдения Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (юридический адрес: адрес, №, ИНН № начальник УГИБДД МВД по Чувашии - ФИО8) обязательных требований в области обработки персональных данных. Обнаружено нарушение: ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (непредставление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об осуществлении обработки персональных данных), а именно 31.05.2010 выявлено осуществление УГИБДД МВД по Чувашии обработки персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике- Чувашии. Данный протокол составлен на основании Акта проверки юридического лица от 31 мая 20010 года №А-21-05/093. Акт составлен с участием представителя УГИБДД МВД по ЧР.
Согласно акта проверки юридического лица УГИБДД МВД по ЧР №А№ от 12 мая 2010 г. выявлено нарушение обязательных требований законодательства РФ в области обработки персональных данных:
1. часть 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в части осуществления деятельности по обработке персональных данных без уведомления уполномоченного органа но защите прав субъектов персональных данных.
2. часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в части обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
3. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в части отсутствия в тексте договора существенного условия об обеспечении конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке, в случаях, когда оператор на основании данного договора поручает обработку персональных данных другому лицу.
4. пункт 13 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. №687 «Об утверждении Положения об обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»; пункт 14 Постановления Правительства РФ от 17.11.2007 №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», в части отсутствия у оператора перечня лиц, имеющих доступ к персональным данным, обрабатываемым как в информационной системе, так и без использования средств автоматизации.
5. пункт 15 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. №687 «Об утверждении Положения об обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», в части несоблюдения оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ.
К акту имеются приложения №1 - Справке о проведенных мероприятиях в Управлении ГИБДД МВД по Чувашской Республике и приложение 2 - Сведения о результатах проверки УГИБДД МВД по Чувашской Республике.
31 мая 2010 года УГИБДД МВД по ЧР по пунктам 2-5 указанного Акта было выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием содержания нарушения и срока устранения нарушения не позднее 30 июня 2010г. А по пункту 1 - составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ.
Анализируя все представленные суду доказательства, прихожу к следующему выводу.
Из представленных доказательств следует, что УГИБДД МВД по ЧР располагает данными о сотрудниках подразделений Госавтоинспекции; владельцах автомототранспортных средств, водительских удостоверений; участниках дорожно-транспортных происшествий; граждан, обратившихся в УГИБДД; о лицах, совершивших административные правонарушения по несоблюдению правил дорожного движения. Данные сведения являются персональными данными, конфиденциальность которых подлежит обязательной защите. П. 2 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152 - ФЗ устанавливает, что "оператор" это "государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных". УГИБДД МВД по ЧР также является оператором, организующим и осуществляющим обработку персональных данных, который обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 - ФЗ «О персональных данных»).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, отвечающее признакам противоправности и виновности.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Считаю, что у УГИБДД МВД по ЧР была реальная возможность для соблюдения правил и норм законодательства в сфере обработки персональных данных, но оно свою обязанность не выполнило без наличия уважительных причин. УГИБДД МВД по ЧР в нарушение ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» не представило в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии уведомление об обработке персональных данных. Обстоятельств, препятствующих УГИБДД МВД по ЧР представить в уполномоченный орган уведомление об обработке персональных данных, не установлено.
Только 28.06.2010 года (в целях устранения предписания об устранении выявленного нарушения П - 21 - 05/065 от 31.05.2010 г., после составления протокола об административном правонарушении) УГИБДД МВД по ЧР представило в адрес Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии уведомление об обработке персональных данных, подтвердив свой статус оператора. Поскольку у УГИБДД МВД по ЧР имелась возможность для соблюдения законодательства в сфере обработки персональных данных, однако им не были предприняты для этого необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, т.е. не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований актов, регулирующих сферу обработки персональных данных.
Доводы представителя УГИБДД МВД по ЧР о неуказании в протоколе об административном правонарушении конкретных физических лиц или хотя бы категорий физических лиц, в отношении которых осуществлялась обработка персональных данных, об отсутствии события и состава правонарушения считаю необоснованными и несостоятельными, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно ст. 28.2 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Оформленный ведущим социалистом - экспертом отдела защиты прав субъектов персональных данных протокол об административном правонарушении № 04 - 33/031 от 04.06.2010 г. в отношении УГИБДД МВД по ЧР составлен в соответствии с вышеуказанными требованиями. Отсутствие в протоколе об административном правонарушении «сведений о конкретных физических лицах или хотя бы категорий физических лиц, в отношении которых осуществлялась обработка персональных данных» не является основанием для исключения его из числа доказательств, поскольку оговоренные представителем УГИБДД МВД по ЧР сведения носят дополнительный характер (уведомление об обработке персональных данных помимо категории персональных данных и субъектов персональных данных содержит и иные положения (наименование и адрес местонахождения предприятия, цель обработки персональных данных, категории персональных данных и субъектов персональных данных, правовое основание и способы обработки ПДн и т.д.), их указание не является обязательным и связывается с усмотрением лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении. К тому же данные сведения нашли отражения и были зафиксированы в акте проверки № А-21-05/093 от 31.05.2010, который был приложен к протоколу об административном правонарушении.
Выводы мирового судьи о совершении УГИБДД МВД по ЧР административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ, основаны на имеющихся в деле доказательствах: протоколе об административном правонарушении № от 04.06.2010 года, актом проверки от 31.05.2010 № № с приложениями, содержащими сведения о результатах проведенной плановой проверки в отношении УГИБДД МВД по ЧР, предписанием об устранении выявленного правонарушения № П-21-05/065 от 31.05.2010 г., ответом УГИБДД МВД по ЧР от 28.06.2010 г., подтверждающим статус оператора, уведомлением об обработке персональных данных.
Установив данные обстоятельства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Управления ГИБДД МВД по ЧР состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ст.19.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от 30 июня 2010г. о привлечении к административной ответственности Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашии (юридический адрес: адрес, №, ИНН №, начальник УГИБДД МВД по Чувашии - ФИО9) по ст.19.7 КоАП РФ оставить в силе, жалобу Управления ГИБДД МВД по ЧР без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Ю.П. Сорокин