самоуправство



Адм. дело № 12-376/2010

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 октября 2010 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гордеева Дмитрия Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Чебоксары от 01 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары от 01 сентября 2010 года начальник отдела по организации обращения с твердыми бытовыми отходами МУ «Управление экологии г. Чебоксары» Гордеев Д.В. привлечен к административной ответственности ст.19.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ------ рублей за составление протокола об административном правонарушении по ст. 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003г. «Об административных правонарушениях в ЧР» в отношении директора ООО «УК «Надежда» не имея на то полномочий.

Копию данного постановления заявитель получил 2 сентября 2010г., согласно имеющегося в материалах дела справочного листа.

Не согласившись с постановлением, Гордеев Д.В. 10 сентября 2010 года обжаловал его в Ленинский районный суд г. Чебоксары. В своей жалобе просит постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары от 01.09. 2010г. отменить. В жалобе указывает, что при подготовке дела к рассмотрению, рассмотрении, окончании рассмотрения дела об административном правонарушении были нарушены следующие нормы процессуального права. На судебном заседании 01.09.2010 г. мировому судье им было подано письменное ходатайство о привлечении заинтересованных лиц, однако судьей оно не было удовлетворено, кроме того не вынесено решение об отказе в удовлетворении ходатайства в виде определения. Тем самым, были нарушены требования части 2 статьи 24.4 КоАП РФ.

Указывает, что им в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду, а также устранения причин (в данном случае порубочных остатков и твердых бытовых отходов размещенных возле контейнерной площадки адрес) способствовавших к возникновению пожароопасной ситуации в сухой сезон года были собраны материалы о выявленном правонарушении и направлены на рассмотрение административной комиссии по Ленинскому району г. Чебоксары. Данное обстоятельство судом не было рассмотрено как смягчающее вину обстоятельство, что повлияло на вынесение данного незаконного постановления. Считает, что мировой судья мог признать его вышеуказанное действие по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду смягчающим вину обстоятельством.

Согласно п. 5 статьи 26.1 КоАП РФ характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению.

В данном случае директору ООО «УК «Надежда» административной комиссией вынесено предупреждение, хотя ст. 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусматривает и наложение штрафных санкций. Таким образом, судом не рассмотрена возможность квалифицировать данное нарушение как малозначительное, и ограничиться устным замечанием.

Так же судом, по окончании рассмотрения дела 01 сентября 2010 г., в нарушение части 1 статьи 29.11 КоАП РФ ему не было объявлено постановление по делу об административном правонарушении. Итоги рассмотрения дела он узнал при получении копии постановления в судебном участке № 4 только 02 сентября 2010 года.

Кроме нарушенных норм процессуального права, не были объективно изучены все обстоятельства по данному делу, а именно следующее.

Одной из функций, возложенной на него должностной инструкцией начальника отдела по организации обращения с ТБО - инженера-эколога, утвержденной начальником МУ «Управление экологии города Чебоксары» 08.04.2009г. является соблюдение требований правовых актов Чебоксарского городского собрания депутатов предприятиями и организациями всех форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - природопользователями при организации работ по сбору, вывозу, переработке, утилизации, и захоронению твердых бытовых отходов, образующихся у природопользователей. Для выполнения должностных функций начальника отдела по организации обращения с ТБО - инженера-эколога ему предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 33 Закона ЧР «Об административных правонарушениях в ЧР» и распоряжения Администрации города Чебоксары от 12.09.2008 г. № 3268-р «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Из смысла ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений. При этом одним из вопросов местного значения в соответствии с п. 24 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского Городского собрания депутатов от 30.11.2005г. № 40 (далее по тексту - Устав г. Чебоксары) является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Ст. 62 Устава г. Чебоксары предусмотрено право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и некоммерческих организаций. Органы местного самоуправления города Чебоксары могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Распоряжением Администрации города Чебоксары № 1453-р от 30.04.2008 создано муниципальное учреждение «Управление экологии города Чебоксары» (далее по тексту -Учреждение), которое является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета г. Чебоксары. Учредителем данного Учреждения является Администрация города Чебоксары.

Уставом Муниципального учреждения «Управление экологии города Чебоксары», утвержденным администрацией города Чебоксары определены правовой статус и цели деятельности учреждения. Как следует из п.п. 2.2., 3.1. устава учреждение осуществляет свою деятельность с целью реализации полномочий органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды в муниципальном образовании города Чебоксары, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов, а также организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования города Чебоксары, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования города Чебоксары. Учреждение создано для осуществления полномочий местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.

В п.п. «г» п. 3.2 устава сказано, что орган местного самоуправления, создавая муниципальное учреждение «Управление экологии города Чебоксары» для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения возложило на него осуществление мероприятий в области организации сбора, вывоза, переработки, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. В случае выявления нарушений, согласно п.п. «в» п. 3.5 устава, комплектовать материалы, необходимые для принятия мер по устранению выявленных правонарушений в области охраны окружающей среды, к административной или в иных случаях к уголовной ответственности (с приложением доказательной базы и фотоматериалами), передавать их в органы, уполномоченные рассматривать данный вид правонарушений по их подведомственности.

Чебоксарское городское Собрание депутатов, которое является органом местного самоуправления, представительным органом города Чебоксары, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Чебоксары, руководствуясь п. 18 ст. 31 Устава г. Чебоксары, 30.11.2005г. принял Решение № 42 «Об административных комиссиях». Данным решением Чебоксарское городское собрание депутатов решило образовать административные комиссии при администрациях города Чебоксары, право определения лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», предоставил главе города Чебоксары, главам администраций районов города Чебоксары и председателю городского комитета по управлению имуществом.

Согласно Приложению 1 к Решению в состав административной комиссии при администрации города Чебоксары входит Гордеев Дмитрий Васильевич - начальник отдела по организации обращения с ТБО - инженер-эколог МУ «Управление экологии города Чебоксары» (решение № 1435 от 06.10.2009).

На основании вышеизложенного, он - начальник отдела по организации обращения с ТБО, инженер-эколог, должностное лицо муниципального учреждения «Управление экологии города Чебоксары», являясь членом административной комиссии по решению органа местного самоуправления - Чебоксарского Городского Собрания депутатов, действуя по распоряжению органа местного самоуправления -администрации города Чебоксары, осуществляло решение вопросов местного значения в области обращения с отходами, и поэтому подано ходатайство о привлечении представителей данных структур. Кроме того, он выполнял свои должностные обязанности, возложенные на него должностной инструкцией начальника отдела по организации обращения с ТБО -инженера - эколога МУ «Управление экологии города Чебоксары» от 08.04.2009 г.

Указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина является одним их важнейших признаков любого административного правонарушения. Самоуправство-правонарушение умышленное, оно может быть совершено только с умыслом - прямым или косвенным. Он исполнял свои непосредственные должностные обязанности, возложенные на него должностной инструкцией, а также актами органов местного самоуправления, никакого умысла при этом не имел. Следовательно, виновность лица в совершении административного правонарушения не доказана.

На основании вышеизложенного просит отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары и прекратить производство по делу.

На судебном заседании Гордеев Д.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, вновь привел их суду.

Представители Гордеева Д.В., допущенные по его устному ходатайству ФИО3 и ФИО4, в ходе рассмотрения дела также поддержали жалобу по изложенным в нем основаниям и просили производство по делу в отношении Гордеева Д.В. прекратить в связи с недоказанностью вины Гордеева Д.В. в совершении указанного административного правонарушения.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Шашков В.В. в судебном заседании жалобу заявителя признала необоснованной, материалами дела вина Гордеева Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, полностью доказана, наказание назначено в пределах, установленных законом, в связи с чем в удовлетворении жалобы просил отказать.

Выслушав заявителя его представителей, прокурора, изучив административный материал, проверив правильность применения при принятии обжалуемого постановления норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 19.1 КоАП РФ самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Последнее возможно, если нарушитель пытался осуществить мнимое право, которым в действительности законом он наделен не был. Правонарушитель не предвидел общественной опасности своего действия, хотя мог и должен был ее предвидеть.

Объективная сторона самоуправства чаще выражается в целенаправленном действии (правонарушитель, не обладая должными полномочиями, осуществляет свое право). По убеждению правонарушителя, мотивация его действий законна и правомерна.

Из материалов дела усматривается, что Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля, в ходе которой выявлено, что 03.06.2010 г. начальником отдела организации обращения с твердыми бытовыми отходами МУ "Управление экологии города Чебоксары" Гордеевым Д.В. составлен протокол № 17 об административном правонарушении по ст. 10 Закона Чувашской Республики от 23 июля №22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в отношении директора ООО "УК "Надежда" Павловой А.Ю., что не соответствует требованиям законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Проверкой установлено, что в действиях начальника отдела организации обращения с твердыми бытовыми отходами МУ "Управление экологии города Чебоксары" Гордеева Д.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иными нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, на основании чего было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника отдела организации обращения с твердыми бытовыми отходами МУ "Управление экологии города Чебоксары" Гордеева Дмитрия Васильевича.

В соответствии с п.4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования города Чебоксары, утвержденного Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года №40, так и Устава муниципального учреждения «Управление экологии города Чебоксары» следует, что данное учреждение не входит в структуру органов местного самоуправления г. Чебоксары. В соответствии с п. «г» ст.33 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10, вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий.

Из представленных документов Постановления главы администрации Ленинского района г.Чебоксары Гордеев Д.В. входит в состав административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары, а также на основании Решения главы г. Чебоксары - в состав административной комиссии при администрации г. Чебоксары. Одновременно работает начальником отдела по обращению с ТБО МУ «Управление экологии г. Чебоксары». Однако из представленных документов не следует, что он является должностным лицом органов местного самоуправления. Муниципальное учреждения «Управление экологии города Чебоксары», где работает заявитель, не входит в структуру органов местного самоуправления г. Чебоксары.

Анализируя все указанные обстоятельства, прихожу к выводу, что в действиях Гордеева Д.В. усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ по признаку осуществление своего предполагаемого права вопреки установленному иным нормативным правовым актом порядку, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей действия Гордеева Д.В. правильно квалифицированы по части 1 статье 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем считаю, что наказание назначенное мировым судьей в отношении Гордеева Д.В. не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, личности виновного и имеющихся смягчающих обстоятельств - действия Гордеева по охране окружающей среды. Следовательно, доводы заявителя в указанной части принимаю во внимание и считаю их в этой части обоснованными.

С учетом изложенного, считаю возможным назначенное мировым судьей наказание в виде административного штрафа изменить на предупреждение.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 и п.2 ч.1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Чебоксары от 01 сентября 2010 года по делу о привлечении Гордеева Дмитрия Васильевича к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток с момента вручения.

Судья Ю.П. Сорокин

Не вступило в законную силу.