Адм.дело № 12-51/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении.
21 февраля 2011 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Емельянова Н.И. Журиной О.А., представившей доверенность от 1 декабря 2010 года,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ющенко А.В., представившего доверенность от 24 декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Журиной Ольги Анатольевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 17 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 17 декабря 2010 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, глава администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Емельянов Н.И. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ------ рублей.
Заместителем руководителя Управления ФАС по ЧР было установлено, что по результатам рассмотрения комиссией Управления ФАС по ЧР дела № 139-АМЗ-2010 по признакам нарушения Администрацией г. Чебоксары п.7 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) признан факт нарушения Администрацией г. Чебоксары вышеуказанной статьи закона.
Нарушение Администрации г. Чебоксары выразилось в следующем.
ИП ФИО4 в 2007 году обратилась в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе адрес, для размещения временной стоянки для индивидуального транспорта на 56-машиномест.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 19.11.2009 №-р ФИО4 утвержден акт выбора, схема расположения на кадастровом плане земельного участка в районе жилого адрес.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 19 января 2010 года №-р ИП ФИО4 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:99 площадью 1156 кв.м по адрес в районе адрес, для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта на 45- машиномест в аренду сроком до 15.12.2011 года.
До предоставления ИП ФИО4 в аренду данного земельного участка, ТСЖ «Залив» также обращалось в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выделении земельного участка для размещения автостоянки для индивидуального автотранспорта.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Опубликование информации о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Чебоксары не осуществлено.
При предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу императивного характера нормы статьи 34 Земельного кодекса администрация Чебоксары обязана обеспечить заблаговременную публикацию о возможном предоставлении земельных участков для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта.
Часть 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 3акона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация г. Чебоксары с заявлением о предоставлении преференции ИП ФИО7 в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В результате предоставления земельного участка в аренду ИП ФИО4 без проведения обязательных публичных процедур на рынок оборота земельных участков не смогли выйти потенциальные участники, что повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов данного рынка и, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является признаком ограничения конкуренции.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 указанного закона.
Таким образом, администрация г. Чебоксары, предоставив в аренду ИП ФИО4 земельный участок для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта в районе адрес, не опубликовав информацию о возможном предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, лишила возможности иных лиц подать заявления на предоставление данного земельного участка, тем самым ограничив их круг, и предоставило ИП ФИО4 более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со ст.26 Устава Муниципального образования города Чебоксары-Столицы Чувашской Республики (действовавшего на момент совершения правонарушения) Глава администрации г.Чебоксары осуществляет следующие полномочия, в том числе, представляет город Чебоксары в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Чебоксары.
Емельянов Н.И., являясь главой администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, следовательно, он является должностным лицом, который несет ответственность за нарушение требований п.2 ч.1 статьи 15, Федерального закона от 26.07.2006 №-Ф3 «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным постановлением, защитник Емельянова Н.И. Журина О.А. обжаловала его, просит отменить, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием. Требование мотивировано тем, что бездействие администрации г. Чебоксары, выраженное в неопубликовании информации о предстоящем предоставлении земельного участка, не лишило граждан и юридических лиц, в частности, ТСЖ «Залив» права на подачу заявления о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства. Учитывая, что установление границ земельного участка на местности и его кадастровый учет осуществлялся ИП ФИО4, то непредоставление указанного земельного участка ей влечет для администрации г. Чебоксары негативные последствия в виде компенсации понесенных затрат. Отсутствие публикации об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В оспариваемом постановлении указаны неверные паспортные данные Емельянова Н.И. с указанием даты выдачи паспорта 16.02.1999 года. Однако, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления у него был новый паспорт с датой выдачи 22.03.2010, о чем было сообщено на заседании представителям УФАС.
В обжалуемом постановлении о наложении штрафа указано, что в соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики глава администрации осуществляет следующие полномочия: представляет город Чебоксары в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Чебоксары.
Однако, должностным лицом Управления ФАС не учтено, что в ст. 26 Устава отражены полномочия главы города Чебоксары. 19.10.2010 года главой города Чебоксары избран ФИО8 На момент составления протокола об административном правонарушении Емельянов Н.И. не являлся главой города Чебоксары. Считает, что материалами дела не доказана вина Емельянова Н.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Также при решении вопроса о наложении штрафа на Емельянова Н.И. в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не были выяснены следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; должностным лицом при рассмотрении дела не исследован вопрос о возможности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, с недоказанностью совершения правонарушения и наличием неустранимых сомнений в виновности Емельянова Н.И.
В судебном заседании защитник Журина О.А. жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
В судебное заседание Емельянов Н.И., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, об отложении дела не просил. Суд согласно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Журину О.А. и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ющенко А.В., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО4 в 2007 году обратилась в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе адрес, для размещения временной стоянки для индивидуального транспорта на 56-машиномест.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 19.11.2009 №-р ФИО4 утвержден акт выбора, схема расположения на кадастровом плане земельного участка в районе жилого адрес.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 19 января 2010 года №87-р ИП ФИО4 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:99 площадью 1156 кв.м по адрес в районе адрес, для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта на 45- машиномест в аренду сроком до 15.12.2011 года.
До предоставления ИП ФИО4 в аренду данного земельного участка, ТСЖ «Залив» также обращалось в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выделении земельного участка для размещения автостоянки для индивидуального автотранспорта.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Опубликование информации о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Чебоксары не осуществлено.
При предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу императивного характера нормы статьи 34 Земельного кодекса администрация Чебоксары обязана обеспечить заблаговременную публикацию о возможном предоставлении земельных участков для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта.
Часть 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 3акона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация г. Чебоксары с заявлением о предоставлении преференции ИП ФИО4 в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В результате предоставления земельного участка в аренду ИП ФИО4 без проведения обязательных публичных процедур на рынок оборота земельных участков не смогли выйти потенциальные участники, что повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов данного рынка и, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является признаком ограничения конкуренции.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 указанного закона.
Таким образом, администрация г. Чебоксары, предоставив в аренду ИП ФИО4 земельный участок для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта в районе адрес, не опубликовав информацию о возможном предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, лишила возможности иных лиц подать заявления на предоставление данного земельного участка, тем самым ограничив их круг, и предоставило ИП ФИО4 более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, следовательно, доводы защиты в этой части являются несостоятельными.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со ст.26 Устава Муниципального образования города Чебоксары-Столицы Чувашской Республики (действовавшего на момент совершения правонарушения) Глава администрации г.Чебоксары осуществляет следующие полномочия, в том числе, представляет город Чебоксары в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Чебоксары.
Емельянов Н.И., являясь главой администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, следовательно, он является должностным лицом, который несет ответственность за нарушение требований п.2 ч.1 статьи 15, Федерального закона от 26.07.2006 №-Ф3 «О защите конкуренции».
Доводы защиты о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении Емельянов Н.И. не являлся главой города Чебоксары, так как 19 октября 2010 года главой города Чебоксары избран ФИО5, поэтому ссылка на ст.26 Устава муниципального образования города Чебоксары-Столицы Чувашской Республики должностным лицом при рассмотрении дела и привлечение Емельянова Н.И. к административной ответственности незаконно. Суд считает их необоснованными, так как на момент совершения правонарушения функции главы города исполнял Емельянов Н.И., являясь главой администрации города Чебоксары и главой города Чебоксары, соответственно нес персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.
Доводы защиты о том, что в оспариваемом постановлении указаны неверные паспортные данные Емельянова Н.И. с указанием даты выдачи паспорта 16.02.1999 г., однако на момент рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления у Емельянова Н.И. был новый паспорт с датой выдачи 22.03.2010, о чем было сообщено на заседании представителям УФАС, судом исследованы, они являются обоснованными, однако, не свидетельствуют о нарушении должностным лицом при рассмотрении дела каких-либо процессуальных норм, влекущем отмену постановления. При этом судом установлено, что сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, не изменились.
Также судом исследованы доводы защиты о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью вины Емельянова Н.И. в совершении административного правонарушения. Суд указанные доводы считает несостоятельными, так как у Емельянова Н.И. как у должностного лица - главы города Чебоксары - Главы администрации г.Чебоксары имелась возможность для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, однако он не предпринял зависящие от него меры для соблюдения требований антимонопольного законодательства, что свидетельствует об умышленной форме вины Емельянова Н.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела должностным лицом возможность применения малозначительности исследовалась. Его выводы о том, что действия Емельянова Н.И. содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить должностное лицо от административной ответственности по этому основанию, суд находит обоснованными и законными.
Учитывая, что административное правонарушение имеет формальный состав, не требует наступления каких-либо последствий, то в связи с вышеизложенным суд также считает, что отсутствуют основания для прекращения производства по делу согласно ст.2.9 КоАП РФ.
Все исследованные доказательства добыты с соблюдением требований норм КоАП РФ и им должностным лицом дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении жалобы указанные обстоятельства подтвердились.
Заместителем руководителя УФАС по Чувашской Республике нарушений требований процессуальных норм при разрешении данного дела не допущено.
При назначении наказания должностное лицо исходило из общих правил назначения административного наказания, сформулированных в положениях главы 4 КоАП РФ. Наказание Емельянову Н.И. назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 17 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении главы администрации г. Чебоксары Емельянова ------ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М.Васильев