Адм.дело № 12-56/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении.
17 февраля 2011 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шилова Ю.А. Яковлевой Э.А., представившей доверенность от 19 октября 2010 года,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ющенко А.В., представившего доверенность от 24 декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Яковлевой Э.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.9 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.9 КоАП РФ, первый заместитель главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Шилов Ю.А. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ------ рублей.
Заместителем руководителя Управления ФАС по ЧР было установлено, что по результатам рассмотрения комиссией Управления ФАС по ЧР дела № 137-АМЗ-2010 по признакам нарушения Администрацией г. Чебоксары п.7 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) признан факт нарушения Администрацией г. Чебоксары вышеуказанной статьи закона.
Нарушение Администрации г. Чебоксары выразилось в следующем.
На основании заявки ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» распоряжением администрации г.Чебоксары от 16.04.2010 № 1241-р утвержден акт выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12- машиномест в районе жилого адрес
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 14.07.2010 № 2247-р ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв.м, в районе жилого дома адрес адрес для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального авто- транспорта на 12- машиномест в аренду сроком до 01.07.2013 года.
30 июля 2010 года администрация г.Чебоксары заключила договор №220/4650 аренды указанного земельного участка с ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств».
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Опубликование информации о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Чебоксары не осуществлено.
При предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу императивного характера нормы статьи 34 Земельного кодекса администрация Чебоксары обязана обеспечить заблаговременную публикацию о возможном предоставлении земельных участков для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта.
Часть 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 3акона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация г. Чебоксары с заявлением о предоставлении преференции ОАО «Дирекцияпо строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В результате предоставления земельного участка в аренду ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» без проведения обязательных публичных процедур на рынок оборота земельных участков не смогли выйти потенциальные участники, что повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов данного рынка и, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является признаком ограничения конкуренции.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 указанного закона.
Таким образом, предоставленные в аренду ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» земельного участка для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта по адрес а именно, не опубликование информации о возможном предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, лишило возможности иных лиц подать заявления на предоставление данного земельного участка, тем самым ограничив их круг, и предоставило Обществу более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со ст.26 Устава Муниципального образования города Чебоксары-Столицы Чувашской Республики (действовавшего на момент совершения правонарушения) Глава администрации г.Чебоксары осуществляет следующие полномочия, в том числе, представляет город Чебоксары в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Чебоксары.
На момент совершения административного правонарушения функции главы администрации города исполнял первый заместитель главы администрации г. Чебоксары по вопросам ЖКХ Шилов Ю.А., который подписал распоряжение №2247-р «О прекращении у МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» права безвозмездного срочного пользования на земельный участок по уладрес и предоставлении ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» земельного участка в районе жилого дома адрес Шилов Ю.А., являясь исполняющим обязанности главы администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.
Должностное лицо Шилов Ю.А. 29 октября 2010 г. привлекался антимонопольным органом к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Учитывая, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.9 КоАП РФ, составляют действия должностных лиц, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то Шилов Ю.А. виновен в совершении административно правонарушения по ч. 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Шилова Ю.А. Яковлева Э.А. обжаловала его и просит отменить. Требование мотивировано тем, что выводы должностного лица о виновности Шилова Ю.А. в совершении указанного административного правонарушения являются необоснованными, так как доказательств его вины в материалах дела не имеется. Вывод должностного лица о том, что опубликование информации о возможном предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, администрацией г. Чебоксары не осуществлено, является неверным, так как информация о предполагаемом предоставлении данного земельного участка была опубликована в газете «Чебоксарские новости» от 03.08.2010 № 81.
При изложенных обстоятельствах вывод антимонопольного органа не может считаться законным и обоснованным. В действиях администрации г. Чебоксары не усматривается ограничения, недопущения конкуренции, антимонопольным органом не доказан факт наличия вины Шилова Ю.А., предусмотренной ст. 14.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В настоящее время наличие события административного правонарушения (решение и предписание управления антимонопольной службы) обжалуется в порядке арбитражного судопроизводства.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Таких доказательств в материалах дела не имеется.
В судебном заседании защитник Яковлева Э.А. жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней. В суде пояснила, что земельное законодательство не предусматривает, в какой момент необходимо разместить публикацию о предоставлении земельного участка, до его предоставления или после.
В судебное заседание Шилов Ю.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, об отложении дела не просил. Суд согласно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Яковлеву Э.А. и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ющенко А.В., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании заявки ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» распоряжением администрации г.Чебоксары от 16.04.2010 № 1241-р утвержден акт выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12- машиномест в районе жилого адрес.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 14.07.2010 № 2247-р «О прекращении у МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» права безвозмездного срочного пользования на земельный участок по адрес и предоставлении ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» земельного участка в районе жилого адрес», подписанного исполняющим обязанности главы администрации г. Чебоксары Шилова Ю.А., ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв.м, в районе жилого адрес, для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12- машиномест в аренду сроком до 01.07.2013 года.
30 июля 2010 года администрация г.Чебоксары заключила договор №220/4650 аренды указанного земельного участка с ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств».
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Опубликование информации о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Чебоксары не осуществлено.
При предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу императивного характера нормы статьи 34 Земельного кодекса администрация Чебоксары обязана обеспечить заблаговременную публикацию о возможном предоставлении земельных участков для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта.
Часть 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 3акона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация г. Чебоксары с заявлением о предоставлении преференции ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В результате предоставления земельного участка в аренду ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» без проведения обязательных публичных процедур на рынок оборота земельных участков не смогли выйти потенциальные участники, что повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов данного рынка и, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является признаком ограничения конкуренции.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 указанного закона.
Таким образом, предоставленные в аренду ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» земельного участка для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта по адрес, а именно, не опубликование информации о возможном предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, лишило возможности иных лиц подать заявления на предоставление данного земельного участка, тем самым ограничив их круг, и предоставило Обществу более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом доводы защиты о том, что информация о предполагаемом предоставлении данного земельного участка была опубликована в газете «Чебоксарские новости» от 03.08.2010 № 81, что законодателем не предусмотрено, в какой момент необходимо разместить публикацию о предоставлении земельного участка, до его предоставления или после, поэтому нет оснований для привлечения Шилова Ю.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.9 КоАП РФ, суд считает несостоятельными, так как при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу императивного характера нормы статьи 34 Земельного кодекса администрация Чебоксары обязана обеспечить заблаговременную публикацию о возможном предоставлении земельных участков для размещения временной стоянки для индивидуального автотранспорта, а из представленных суду сведений такая информация о предоставлении земельного участка опубликована уже после свершившегося факта.
На момент совершения административного правонарушения функции главы администрации города исполнял первый заместитель главы администрации г. Чебоксары по вопросам ЖКХ Шилов Ю.А., который подписал распоряжение №2247-р «О прекращении у МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» права безвозмездного срочного пользования на земельный участок по адрес и предоставлении ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» земельного участка в районе жилого адрес». Шилов Ю.А., являясь исполняющим обязанности главы администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.
Должностное лицо Шилов Ю.А. 29 октября 2010 г. привлекался антимонопольным органом к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Учитывая, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.9 КоАП РФ, составляют действия должностных лиц, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то выводы должностного лица о виновности Шилов Ю.А. в совершении административно правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.9 КоАП РФ, суд находит правильными.
Также судом исследованы доводы защиты о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью вины Шилова Ю.А. в совершении административного правонарушения. Суд указанные доводы считает несостоятельными по следующим основаниям. В ходе рассмотрения дела должностным лицом было установлено, что у Шилова Ю.А., как у должностного лица, имелась возможность для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, однако он не предпринял зависящие от него меры для соблюдения требований антимонопольного законодательства. Указанные выводы должностного лица являются правильными и свидетельствуют об умышленной форме вины Шилова Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 14.9 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела должностным лицом возможность применения малозначительности исследовалась. Его выводы о том, что совершенное Шиловым Ю.А. правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности, действия Шилова Ю.А. содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить должностное лицо от административной ответственности по этому основанию, суд находит обоснованными и законными.
Все исследованные доказательства добыты с соблюдением требований норм КоАП РФ и им должностным лицом дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении жалобы указанные обстоятельства подтвердились.
Заместителем руководителя УФАС по Чувашской Республике нарушений требований процессуальных норм при разрешении данного дела не допущено.
При назначении наказания должностное лицо исходило из общих правил назначения административного наказания, сформулированных в положениях главы 4 КоАП РФ. Наказание Шилову Ю.А. назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.14.9 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации г. Чебоксары Шилова ------ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М.Васильев