ограничение кокуренции органами власти, органами местного самоуправления



Адм.дело № 12-35/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении.

8 февраля 2011 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лепилина А.И.,

его защитника Афиногенова В.З.,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Алексеевой А.В., представившей доверенность от 24 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лепилина ------ на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, заместитель министра Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Лепилин А.И. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ------ рублей.

Заместителем руководителя Управления ФАС по ЧР было установлено, что по результатам рассмотрения дела №-АМЗ-2010 по признакам нарушения Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры п.7 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) признан факт нарушения Министерством вышеуказанной статьи закона в части предоставления ИП ФИО4 государственной преференции с нарушением порядка ее предоставления.

Нарушение Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры выразилось в следующем.

5 апреля 2010 года ИП ФИО4 утверждено новое расписание по маршруту Н.Ч. Сюрбеево-Комсомольское-Чебоксары, согласно которому выезд из Н.Ч. Сюрбеево осуществляется в 05-40, 12-40, 13-52. Таким образом, ИП ФИО4 предоставлен дополнительный рейс с выездом из Н.Ч. Сюрбеево в 13-52.

Частью 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа, установлено, что конкурс проводится по мере необходимости в случае открытия нового маршрута или возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» к полномочиям Минстроя Чувашии относит согласование маршрутов, графиков и расписания движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок.

Следовательно, согласование графиков и расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется в порядке непосредственного обращения перевозчиков, получивших право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по конкретному маршруту, т.е. по итогам конкурса.

Таким образом, Минстрой Чувашии неправильно применило на практике нормы действующего законодательства, в силу того, что ИП ФИО4 право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршруту №544 «Н.Ч. Сюрбеево-Чебоксары» на законных основаниях не получала, и согласование рейса в 13-52 по указанному маршруту является незаконным.

Предоставление ИП ФИО4 возможности осуществления перевозок по маршруту Н.Ч. Сюрбеево-Комсомольское-Чебоксары в 13-52 без проведения конкурса, ставит ИП ФИО4 в более выгодные условия деятельности, относительно иных участников рынка осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции.

Расписание движения автобусов по маршруту Н.Ч. Сюрбеево- Комсомольское-Чебоксары, где перевозчиком выступает ИП ФИО4 с рейсом в 13-52, утверждено Лепилиным А.И., который согласно представленной доверенности от 19.10.2009 №04-35/154 уполномочен на подписание расписаний движения автобусов по маршрутам регулярных перевозок, следовательно, в его действия содержат признаки совершения административного правонарушения.

Положением о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 №231 установлено, что основными задачами Министерства являются развитие конкуренции среди организаций, занятых в сфере градостроительной и архитектурной деятельности, строительства и строительной индустрии, жилищного строительства, транспорта, дорожного и жилищно-коммунального хозяйств.

Лепилин А.И., как должностное лицо, подписав указанное расписание движения автобусов, совершил действие, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Не согласившись с данным постановлением, Лепилин А.И. обжаловал его и просит отменить, производство по делу прекратить. Требование мотивировано тем, что в соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органом государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции. При этом признаками ограничения конкуренции согласно п.17 ст.4 указанного закона являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следовательно, необходимо доказать, что его действия привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и они не основаны на законе.

Однако, при рассмотрения дела неправильно выделен рынок услуг, на котором установлено нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела были рассмотрены 2 рынка услуг предоставляемых населению Комсомольского района Чувашии:

- по транспортному обеспечению населения н.п. Н.Ч.Сюрбеево;

- по транспортному обеспечению населения н.п. Н.Мураты.

Предоставлением услуг по транспортному обеспечению населения Н.Ч.Сюрбеево занимается ИП ФИО4 на маршруте № 544 Н.Ч.Сюрбеево - Комсомольское Чебоксары, а транспортным обеспечением населения Н.Мураты занимается ИП ФИО5 на маршруте № 626 Н.Мураты - Чебоксары. Рассматривать их как конкурентов на участке от Чебоксар до Комсомольского неправомерно, так как для обеспечения потребностей в транспортном сообщении населения с. Комсомольского существуют и открыты задолго до вышеназванных маршрутов другие из с. Комсомольского, в частности маршрут № 542 Комсомольское - Чебоксары.

Кроме того комиссией УФАС неправильно применена часть 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г N 96 «О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике», в соответствии с которым конкурс проводится но мере необходимости в случае открытия нового маршрута при возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут. Перевозчики на маршрут №544 Н.Ч.Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары не привлекались, до настоящего времени маршрут обслуживается одним перевозчиком - ИП Богдановой Е.Г. Новый маршрут при этом не открывался из Н.Ч. Сюрбеево в Чебоксары до настоящего времени, в Государственном (Республиканском) реестре перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории Чувашской Республики числится один маршрут №544 Н.Ч. СЮрбеево-Комсомольское-Чебоксары.

ИП ФИО4 осуществляла перевозки в 2010 году, как и на протяжении целого ряда лет перевозки на указанном маршруте, договор не расторгался, заключались дополнительные соглашения, следовательно, права на осуществление перевозок она не теряла. Соответственно, Минстрой Чувашии правильно применяет на практике нормы действующего в Республике законодательства и действия его основаны на законе.

Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 22 сентября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

На территории Чувашской Республики правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом, регулирует Закон от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», в статье 4 которого закреплено, что организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляется уполномоченным органом, которым, согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 № 231, является Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры, а согласно ст. 7 Министерство организует, в частности, изучение состояния рынка транспортных услуг пассажирам автомобильным транспортом на территории Чувашской Республики; согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок; осуществляет контроль за регулярностью движения транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок; в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок; организует осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа; заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа и осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками принятых договорных обязательств.

Таким образом, Министерство вправе с учетом потребностей населения муниципального района в транспортных услугах изменять или закрывать действующие маршруты с внесением соответствующих изменений в сводное расписание движения.

Такие изменения вносятся Министерством 2 раза в год при утверждении сезонного сводного расписания движения автобусов по междугородным и пригородным маршрутам на основании требований пунктов 54, 55 «Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N200.

Учитывая изложенное и наличие у него доверенности, он был уполномочен на утверждение и согласование расписания движения автобуса по указанному маршруту, следовательно, его действия не противоречат нормам действующего законодательства и выполнены в рамках предоставленных ему полномочий, обратное комиссией УФАС не доказано.

В судебном заседании Лепилин А.И. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней. Просит суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Защитник Афиногенов В.З. также просит прекратить производство по делу по указанному основанию и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

Обсудив доводы жалобы, выслушав Лепилина А.И., его защитника Афиногенова В.З. и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Алексееву А.В., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 5 апреля 2010 года ИП ФИО4 утверждено заместителем Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Лепилиным А.И. новое расписание по маршруту Н.Ч. Сюрбеево-Комсомольское-Чебоксары, согласно которому выезд из Н.Ч. Сюрбеево осуществляется в 05-40, 12-40, 13-52. Таким образом, ИП ФИО4 предоставлен дополнительный рейс с выездом из Н.Ч. Сюрбеево в 13-52. Указанные обстсоятельства судом достоверно установлены и участниками процесса не оспариваются.

Частью 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа, установлено, что конкурс проводится по мере необходимости в случае открытия нового маршрута или возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» к полномочиям Минстроя Чувашии относит согласование маршрутов, графиков и расписания движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок.

Следовательно, согласование графиков и расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется в порядке непосредственного обращения перевозчиков, получивших право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по конкретному маршруту, т.е. по итогам конкурса.

Таким образом, Минстрой Чувашии неправильно применило на практике нормы действующего законодательства, в силу того, что ИП ФИО4 право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршруту №544 «Н.Ч. Сюрбеево-Чебоксары» на законных основаниях не получала, и согласование рейса в 13-52 по указанному маршруту является незаконным.

Предоставление ИП ФИО4 возможности осуществления перевозок по маршруту Н.Ч. Сюрбеево-Комсомольское-Чебоксары в 13-52 без проведения конкурса, ставит ИП ФИО4 в более выгодные условия деятельности, относительно иных участников рынка осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Расписание движения автобусов по маршруту Н.Ч. Сюрбеево- Комсомольское-Чебоксары, где перевозчиком выступает ИП Богданова Е.Г. с рейсом в 13-52, утверждено Лепилиным А.И., который согласно представленной доверенности от 19.10.2009 №04-35/154 уполномочен на подписание расписаний движения автобусов по маршрутам регулярных перевозок, следовательно, в его действиях содержатся признаки административного правонарушения.

Его доводы о том, что должностным лицом при рассмотрении дела неправильно установлен рынок услуг, на котором установлено нарушение антимонопольного законодательства, суд считает несостоятельными, так как хозяйствующие субъекты, перевозя пассажиров по данным направлениям, осуществляют предпринимательскую деятельность на едином рынке услуг - рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам.

При этом маршруты №544 «Н. Сюрбеево-Комсомольское-Чебоксары» и маршрут № 626 «Чебоксары - Н. Мураты» дублируются по таким населенным пунктам как с. Комсомольское, Маяк, г. Канаш, г. Чебоксары. Если бы указанные маршруты предназначались только для обслуживания населения Н.Ч. Сюрбеево, Н. Мураты, то перевозки осуществлялись без заезда в другие населенные пункты.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, оказывая услуги по пассажирским перевозкам на указанных маршрутах осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке в пределах географических границ, в пределах Чувашской Республики.

Также судом исследованы доводы Лепилина А.И. о том, что антимонопольным органом неправильно применена ч. 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 №96 «О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике». Суд указанный довод считает также необоснованным, так как указанной нормой установлено, что конкурс проводится по мере необходимости в случае открытия нового маршрута или возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» к полномочиям Минстроя Чувашии относит согласование маршрутов, графиков и расписания движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок.

Таким образом, согласование графиков и расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется в порядке непосредственного обращения перевозчиков, получивших право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по конкретному маршруту, т.е. по итогам конкурса, следовательно, Минстроем Чувашии неправильно применены на практике нормы действующего законодательства, в силу того, что ИП ФИО4 право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршруту №544 «Н.Ч. Сюрбеево-Чебоксары» на законных основаниях не получала и следовательно, согласование рейса в 13- 52 по указанному маршруту является незаконным.

Также доводы заявителя о том, что Минстрой Чувашии вправе в соответствии со статьей 7 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» с учетом потребностей населения муниципального района в транспортных услугах изменять или закрывать действующие маршруты с внесением соответствующих изменений в сводное расписание движения, у него была соответствующая доверенность, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, суд считает несостоятельными, так как Положением о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 №231 установлено, что основными задачами Министерства являются развитие конкуренции среди организаций, занятых в сфере градостроительной и архитектурной деятельности, строительства и строительной индустрии, жилищного строительства, транспорта, дорожного и жилищно-коммунального хозяйств. Следовательно, Минстрой Чувашии при утверждении расписания осуществления пассажирских перевозок не должен ограничивать права и законные интересы перевозчиков путем предоставления одним по отношению к другим более выгодные условия деятельности.

В Чувашское УФАС России 18.06.2010 года с заявлением обратился ИП ФИО5, также осуществляющий пассажирские перевозки по маршруту №626 «Чебоксары-Н. Мураты», в котором предприниматель указывал на необоснованное согласование ИП ФИО4 дополнительных рейсов, ограничивающих его деятельность в данном направлении. Указанное обстоятельство является прямым доказательством нарушения прав других перевозчиков на конкурентном рынке пассажирских перевозок.

Доводы защитника об истечении срока давности привлечения к административной ответственности также судом исследованы, они являются необоснованными по следующим причинам.

Как следует из материалов дела, комиссией Чувашского УФАС России 5 октября 2010 года вынесено решение по делу №129-АМЗ-2010, согласно которому Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры признано нарушившим п.7 ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления ИП ФИО4 государственной преференции с нарушением порядка ее предоставления.

В соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с 5 октября 2010 года и составляет 1 год, следовательно, при вынесении 28 декабря 2010 года постановления по делу об административном должностным лицом указанный срок не пропущен.

Признав достаточными доказательства, подтверждающие вину Лепилина А.И., заместитель руководителя УФАС по Чувашской Республике квалифицировал его действия по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и привлек к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

Учитывая, что объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, суд выводы должностного лица в указанной части считает обоснованными и законными.

Все исследованные доказательства добыты с соблюдением требований норм КоАП РФ и им должностным лицом дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении жалобы указанные обстоятельства подтвердились.

Заместителем руководителя УФАС по Чувашской Республике нарушений требований процессуальных норм при разрешении данного дела не допущено.

При назначении наказания должностное лицо исходило из общих правил назначения административного наказания, сформулированных в положениях главы 4 КоАП РФ. Наказание Лепилину А.И. назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое. Вывод должностного лица о том, что совершенное административное правонарушение не может являться малозначительным, мотивирован и является правильным.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя министра Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Лепилина ------ ------ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.М.Васильев