Адм.дело № 12-63/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении.
2 марта 2011 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Васильев А.М.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Емельянова Н.И. Журиной О.А., представившей доверенность от 1 декабря 2010 года,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ланской Г.Ю., представившей доверенность от 1 марта 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Журиной ------ на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 декабря 2010 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, глава администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Емельянов Н.И. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ------ рублей.
Заместителем руководителя Управления ФАС по ЧР было установлено, что 28.07.2010 в связи с поступившим заявлением ООО «Рекламные технологии - Билборд» Чувашским УФАС России осуществлено мероприятие по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе при проведении администрацией города Чебоксары открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары.
По результатам проверки выявлено, что администрация города Чебоксары в объявлении о проведении 02.07.2010 в 10 час. 00 мин. открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию наружной рекламы в городе Чебоксары в перечне документов, представляемых претендентами на участие в аукционе указала, в частности, оригинал справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы заявителю и его аффилированным лицам на территории города Чебоксары.
Данное требование содержится в пункте 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» для участия в торгах (аукционе, конкурсе) любое юридическое или физическое лицо - претендент, должен представить организатору торгов (аукциона, конкурса) в числе прочих документов, информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории (справку из МУП «Градостроительство»).
В силу части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо (претендент) обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.
Из буквального толкования данной правовой нормы не следует, что информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, должна быть представлена в виде справки, выданной какой-либо организацией.
Лицу, подавшему заявку на участие в торгах (аукционе или конкурсе), достаточно приложить к заявке названную выше информацию, подготовленную самостоятельно и оформленную в произвольной форме на основании выданных органом местного самоуправления данному лицу разрешений на установку рекламных конструкций.
Таким образом, пункт 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» противоречит части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Необходимость обращения в МУП «Градостроительство» для получения справки об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории накладывает дополнительные обременения на претендентов на участие в торгах и существенно сужает круг лиц, имеющих возможность принять участие в торгах, поскольку совершение данного действия требует значительных временных затрат.
Администрация города Чебоксары нарушила часть 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» и пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», поскольку установила к претендентам на участие в торгах необоснованное требование о предоставлении справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, не предусмотренной частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».
Постановление от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» издано администрацией города Чебоксары и подписано главой местной администрации Емельяновым Н.И., следовательно, он виновен в установлении в указанном постановлении необоснованного требования о предоставлении претендентами на участие в торгах справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.
Емельянов Н.И., являясь главой администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, следовательно, он является должностным лицом, который несет ответственность за нарушение требований п.2 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным постановлением, защитник Емельянова Н.И. Журина О.А. обжаловала его, просит отменить, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием. Требование мотивировано тем, что на основании п. 5.2. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» в постановление администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 был включен пункт о предоставлении претендентами на участие в торгах справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых им было выдано.
Пунктом 5.2 ст. 19 Закона «О рекламе» установлено, что участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.
Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными.
В связи с этим, в соответствии с п. 5.5 ст. 19 Закона «О рекламе» для участия в торгах (аукционе, конкурсе) лицо обязано предоставить в орган местного самоуправления сведения об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу или аффилированным лицам на соответствующей территории.
Учитывая, что вышеуказанная информация находится в ведении отдела рекламы и информации МУП «Градостроительство», то подготовкой и выдачей данных сведений занимается указанная организация.
Считает, что требования УФАС об исключении из абзаца 5 пункта 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары» путем исключения слов «справку МУП «Градостроительство» противоречат действующему законодательству.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решение Комиссии Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 29.10.2010 № 164-АМЗ-2010 обжаловано администрацией города Чебоксары в Арбитражном суде ЧР. Заявление администрации города Чебоксары поступило в Арбитражный суд Чувашской Республики 16.12.2010 года.
Оспариваемое постановление о наложении штрафа основано на решении, которое, по мнению администрации города Чебоксары, является незаконным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья либо должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в ст. 5.1 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ является невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий.
Считает, что глава администрации города Чебоксары Емельянов Н.И. привлечен к административной ответственности за правонарушение, которое не представляет большой общественный вред и не наносит сколько-нибудь значительного ущерба государственным интересам либо гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Считает, что при решении вопроса о наложении штрафа на Емельянова Н.И. в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не были выяснены следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Журина О.А. жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
В судебное заседание Емельянов Н.И., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, об отложении дела не просил. Суд согласно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Журину О.А. и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ланскую Г.Ю., полагавшую, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 28.07.2010 в связи с поступившим заявлением ООО «Рекламные технологии - Билборд» Чувашским УФАС России осуществлено мероприятие по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе при проведении администрацией города Чебоксары открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары.
По результатам проверки выявлено, что администрация города Чебоксары в объявлении о проведении 02.07.2010 в 10 час. 00 мин. открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию наружной рекламы в городе Чебоксары в перечне документов, представляемых претендентами на участие в аукционе указала, в частности, оригинал справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы заявителю и его аффилированным лицам на территории города Чебоксары.
Данное требование содержится в пункте 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» для участия в торгах (аукционе, конкурсе) любое юридическое или физическое лицо - претендент, должен представить организатору торгов (аукциона, конкурса) в числе прочих документов, информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории (справку из МУП «Градостроительство»).
В силу части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо (претендент) обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.
Из буквального толкования данной правовой нормы не следует, что информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, должна быть представлена в виде справки, выданной какой-либо организацией.
Лицу, подавшему заявку на участие в торгах (аукционе или конкурсе), достаточно приложить к заявке названную выше информацию, подготовленную самостоятельно и оформленную в произвольной форме на основании выданных органом местного самоуправления данному лицу разрешений на установку рекламных конструкций.
Таким образом, пункт 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» противоречит части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики 30.11.2005, глава администрации города Чебоксары в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Чебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления администрации города Чебоксары по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Чебоксары федеральными законами и законами ЧР, а также распоряжения администрации г. Чебоксары по вопросам организации работы администрации г. Чебоксары.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В нормативном правовом акте главы администрации г. Чебоксары - постановлении администрации города Чебоксары от 24.10.2008 № 246 «О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары» содержится требование, которое приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выразившемуся в необоснованном препятствии осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, и тем самым нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрация города Чебоксары нарушила часть 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» и пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», поскольку установила к претендентам на участие в торгах необоснованное требование о предоставлении справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, не предусмотренной частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».
Емельянов Н.И., являясь главой администрации города Чебоксары, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, следовательно, он является должностным лицом, который несет ответственность за нарушение требований п.2 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Доводы защиты о том, что пункт о предоставлении претендентами на участие в торгах справки МУП «Градостроительство» об общей площади информационных полей рекламных конструкций, имеющийся в постановлении главы администрации г. Чебоксары от 24 октября 2008 года, соответствует ФЗ «О рекламе», следовательно, указанное требование к претендентам не может свидетельствовать о нарушении главой администрации г. Чебоксары Емельяновым Н.И. п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», судом исследованы, по изложенным выше обстоятельствам они являются несостоятельными.
Также судом исследованы доводы защиты о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного главой администрации г. Чебоксары Емельяновым Н.И. административного правонарушения. Суд указанные доводы считает несостоятельными, так как выводы должностного лица о том, что действия Емельянова Н.И. содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить должностное лицо от административной ответственности по этому основанию, суд находит правильными.
Учитывая, что административное правонарушение имеет формальный состав, не требует наступления каких-либо последствий, то в связи с вышеизложенным суд также считает, что отсутствуют основания для прекращения производства по делу согласно ст.2.9 КоАП РФ.
Все исследованные доказательства добыты с соблюдением требований норм КоАП РФ и им должностным лицом дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении жалобы указанные обстоятельства подтвердились.
Заместителем руководителя УФАС по Чувашской Республике нарушений требований процессуальных норм при разрешении данного дела не допущено.
При назначении наказания должностное лицо исходило из общих правил назначения административного наказания, сформулированных в положениях главы 4 КоАП РФ. Наказание Емельянову Н.И. назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении главы администрации г. Чебоксары Емельянова ------ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М.Васильев