Адм.дело № 12-122\2011 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 6 апреля 2011 года г.Чебоксары Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев административное дело по жалобе представителя заместителя главы администрации-председателя Горкомимущества Якутенок Евгения Владимировича Никитиной Нелли Николаевны на постановление № от 25 января 2011 года, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Чебоксары по пожарному надзору ФИО3 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере № рублей, у с т а н о в и л: Постановлением № от 25 января 2011 года государственного инспектора Ленинского района г. Чебоксары по пожарному надзору ФИО3 на заместителя главы администрации-председателя Горкомимущества г. Чебоксары Якутенок Евгения Владимировича наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме № рублей по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, а именно: по указанию прокуратуры 12 января 2011 г в 10 ч. 00 мин, на объекте жилого дома по адресу: адрес допустил нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)», (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г., зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838), Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 «Звания жилые многоквартирные», приняты и введены в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Минстроя России от 23.06.2003 г. № 109, а именно: перекрыт сквозной проход через лестничную клетку здания в 4 подъезде, п.3 ППБ 01-03, п.7.4.1 СНиП 31-01-2003. Не согласившись с данным постановлением, представитель Якутенок Е.В. 09 февраля 2011 года по доверенности Никитина Н.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Чебоксары ЧР с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление. В обоснование свое жалобы указала, что вина Якутёнок Е.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения инспектором не доказана, в связи с чем в действиях Якутёнка Е.В. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Указывает, что протокол № от 14.01.2011 года об административном нарушении требований пожарной безопасности и постановление № от 25.01.2011 года составлены с нарушением установленного законом порядка - в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности - Якутёнка Е.В., не извещенного надлежащим образом о времени и месте их составления. Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Составление протокола об административном правонарушении в отношении физического лица должно осуществляться в его присутствии, либо в присутствии его защитника. При этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные вышеназванными нормами. Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении от 14.01.2011 № и постановление от 25.01.2011 года составлены в отсутствие Якутенка Е.В., либо его защитника. На момент составления протокола и постановления инспектор не располагал информацией о надлежащем извещении Якутенка Е.В. о времени и месте проведения данного процессуального действия. Из вышеизложенного следует, что Якутенок Е.В., будучи не извещенным о месте дате и времени составления протокола об административном правонарушении и постановления о наложении административного взыскания, был лишен возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные вышеназванными нормами. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.21 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым. На основании изложенного, просит постановление № от 25 января 2011 года, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Чебоксары по пожарному надзору ФИО3 отменить. На рассмотрение дела Якутенок Е.В. не явился, обеспечив явку своего защитника Никитину Н.Н., которая полностью поддержала жалобу по изложенным в нем основаниям. Также дополнительно пояснила, что оспариваемое постановление является незаконным, необоснованным, существенно нарушающим права и законные интересы Якутёнка Е.В., и подлежит отмене по следующим основаниям. Основанием для привлечения Якутёнка Е.В. к административной ответственности послужил ошибочный вывод Инспектора о допущении Якутёнком Е.В. нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ (п.3 ППБ 01-03) и п.7.4.1 СНиП 31-01-2003, выразившегося в перекрытии сквозного прохода через лестничную клетку подъезда № адрес. В подъезде № адрес расположено нежилое помещение муниципальной собственности № площадью № кв. м. В отношении указанного помещения осуществлен технический учет (технивентаризация от 12.10.2005 года), зарегистрировано право собственности муниципального образования (свидетельство от дата № №). Жилой адрес, в том числе нежилое помещение муниципальной собственности № размером № кв.м. находится в управлении ООО «------» (договор управления от дата). Пунктом 1.15.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Приказом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 26.12.1997 N 17-139, установлено, что содержание и ремонт жилищного фонда должны осуществляться в соответствии с требованиями по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве и пожарной безопасности. Состояние общего имущества в жилых зданиях должно соответствовать требованиям правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 N313, и обязательных для применения и исполнения всеми организациями независимо от организационно-правовых форм. Аналогичная норма закреплена в пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, где также указано, что содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества. Таким образом, общество, заключив договор на управление жилым домом и приняв на себя обязательства по их содержанию, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности. Считает, что административным органом не представлено никаких доказательств, наличия в действиях Якутёнка Е.В. вмененного состава правонарушения. Представитель ГУ МЧС РФ по Чувашской Республике ФИО3,просил в удовлетворении жалобы отказать в связи с необоснованностью, так как факт совершения административного правонарушения доказывается представленными материалами административного дела. Исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему. Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из протокола № от 14 января 2011 года об административном правонарушении следует, что Якутенок Е.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что в 10 часов 00 минут 12 января 2011 года в нежилом здании но адресу: адрес допустил нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)», (утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003г.. зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838), Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», приняты и введены в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Минстроя России от 23.06.2003 г. № 109. а именно: перекрыт сквозной проход через лестничную клетку здания, п.3 ППБ 01-03, п.7.4.1 СНиП 31-01-2003. Из материалов дела следует, что 13 января 2011 года Якутенок Е.В. по месту работы был извещен, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует штамп Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом на извещении. Копия протокола с указанием даты и времени рассмотрения административного дела была вручена защитнику должностного лица Якутенок Е.В. по доверенности Никитиной Н.Н. лично дата, о чем имеется его подпись в протоколе. Таким образом, доводы защитника Якутенок Е.В. по доверенности Никитиной Н.Н. опровергаются исследованными материалами дела, и не принимаю их во внимание. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). В пункте 2 указанных Правил предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании пункта 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Из изложенных норм следует, что на Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом возложена обязанность по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, а отделению ГПН Чебоксарского района предоставлены полномочия по проверке соблюдения данной обязанности. Из представленных ГУ МЧС РФ по Чувашской Республике документов следует, что в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проверки по обращению ФИО4 по вопросу проверки факта нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности при использовании пожарного прохода, расположенного в подъезде многоквартирного жилого адрес были выявлены нарушения п. 3 ППБ 01-03, п.7.4.1 СНиП 31-01-2003 перекрыт сквозной проход через лестничную клетку здания. Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 7.4.1 СНиП 31-01-2003 сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой - не менее 4,25 м для зданий высотой до 50 м и не менее 4.5 м - для зданий высотой более 50 м. Сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от друга не более 100 м. Допускается не устраивать сквозные проходы через лестничные клетки при устройстве водопроводных сетей с установкой на них пожарных гидрантов с двух противоположных сторон. В соответствии с пунктом 1.10 СНиП 2.08.01-89 сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой 4,25 м. Сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м. Сам факт совершения правонарушения доказывается указанным протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему материалами. Доводы защитника Якутенок Е.В. по доверенности Никитиной Н.Н, что ООО «------» заключив договор на управление жилым домом и приняв на себя обязательство по их содержанию, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности, считаю не состоятельными поскольку сторонами в договоре не урегулирован вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности. Так как в договоре указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена на стороны в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Анализируя представленные по делу доказательства, указанный выше договор между МУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» и ООО «------» считаю, что в данном случае ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности не может быть возложена на ООО «------». Якутенок Е.В., являясь заместителем главы администрации г.Чебоксары -Председателем Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом - в соответствии с Положением о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом руководит деятельностью Комитета на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций. Следовательно, Якутенок Е.В. является должностным лицом и несет ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности образует состав административного правонарушения. Таким образом, Якутенок Е.В. привлечен к ответственности обоснованно. Наказание ему назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, следовательно, оно законное и справедливое. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не имеется. Исходя из изложенного, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление № от дата государственного инспектора адрес по пожарному надзору ФИО3 о привлечении заместителя главы администрации-председателя Горкомимущества Якутенок Евгения Владимировича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя Якутенок Е.В. - Никитиной Н.Н. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары. Судья Ю.П.Сорокин Не вступило в законную силу.