нарушение должностным лицом требований ФЗ `О безопасности дорожного движения`



Адм. дело № 12-4/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 января 2012 года                                                                                          г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев жалобу должностного лица - начальника отдела безопасности дорожного движения и контроля пассажирских перевозок Чебоксарского ПАТП -филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Храмова Владислава Георгиевича на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Чебоксары от 05 октября 2011г. о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Чебоксары от 05 октября 2011г. начальник отдела безопасности дорожного движения и контроля пассажирских перевозок Чебоксарского ПАТП-филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Храмов В.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере рублей за допущение нарушение лицензионных требований при осуществлении Чебоксарским ПАТП - филиалом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» деятельности по пассажирским перевозкам.

Не согласившись с данным постановлением Храмов В.Г. обжаловал его в Ленинский районный суд г. Чебоксары, просит отменить постановление. Считает, что данное постановление подлежит отмене исходя из следующего.

Из жалобы следует, что изложенное в постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ (дело .6) в пункте № 1. ... стажировка водителей проводится с нарушениями, считает обоснованным, но по отношению к нему не справедливым, так как за проведение стажировки вся ответственность лежит в соответствии требований РД-200-РСФСР-22-0071-86-12 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» п.п. 10.1-ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на главного инженера предприятия, т. е. на главного инженера ЧПАТП ФИО3, который прошел соответствующую подготовку по безопасности дорожного движения и имеет соответствующее удостоверение.

Изложенное в постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ (дело .6) в пункте . ... в нарушении приказа Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 журнал учета ДТП оформляется не в полном объеме, не заполняется графа № учетной карточки в МАД» отсутствует информация о других участниках ДТП и не раскрывается о ДТП». .. необоснованно по следующим причинам, при проверке документации, в частности журнала учета ДТП заместителем начальника УГАДАН по ЧР ФИО4 представители отдела БДД и КПП лично не присутствовали и не могли пояснить ситуацию. Так как у них в отделе ведется 2 журнала по учета ДТП (чистовик и черновик) возможно, он рассматривал «черновик». Утверждает, что вся документация по ДТП на их предприятии ведется и оформляется надлежащим образом, подтверждением его слов являются акты проверок сотрудниками отдела ГИБДД УМВД ЧР г. Чебоксары, которые проводили проверку по ДТП совершенные ФИО5 и ФИО6

Указывает, что, изложенное в постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ (дело .6) в пункте . .. .служебные расследования по факту ДТП проводятся не качественно, без выявлений фактов нарушений…. по отношению к нему не справедливы и не законны. Так, согласно "Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий" (утверждено Приказом Минтранса РФ N 49 от 26 апреля 1990 г.). при совершении ДТП с гибелью людей или причинением среднего и тяжкого вреда здоровью участников ДТП назначается служебное расследование: п.п.1.3. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

Изложенное в постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ (дело .6) в пункте . ..в нарушение требований «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса и далее по тексту... считает обоснованным, но по отношению к нему не справедливым.

В соответствии Постановления Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" начальники колонн обязаны при составлении графиков работы водителей, расписания и графиков движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатывать с учетом норм и требований настоящего Положения. Начальники колонн ФИО7 и ФИО8 по своим должностным обязанностям при составления графиков работы водителей и расписания движения, обязаны были выполнять требования Закона и в соответствии приказа директора ЧПАТП от 23 мая 2011 года «О назначении ответственных» начальники колонн назначены ответственными за лицензируемую деятельность в автоколоннах по ЧПАТП и обязаны нести ответственность за режим труда и отдыха водительского состава в своих подразделениях, так же хочу сообщить, что при составлении графика работы водителей на месяц, на неделю, на день, он как начальник отдела БДД и КПП не участвует, не руководит водительским составом и не принимает решения по графику работы водителей. Начальники колонн составляют графики работы водителей и утверждают график у заместителя директора по перевозке и безопасности движения ФИО10, который в соответствии приказа генерального директора ГУЛ ЧП « Чувашавтотранса» от 25.12.09 г назначен ответственным лицом за лицензируемую деятельность ЧПАТП.

Начальники колонн, так же имеют соответствующие знания и удостоверения по безопасности дорожного движения и допущены к самостоятельной работе. По своим функциональным обязанностям и руководящим документам, он не отвечает и не организовывает режим труда отдыха водительского состава, он только контролирует и при выявлении нарушений со стороны начальников колонн или других лиц, докладывает непосредственному начальнику - заместителю директора по перевозке и БД ФИО10 и он уже принимает решение. После проверки УГАДАН по результатам проверки, он как начальник отдела БДД и КПП был привлечен к дисциплинарной ответственности, приказом Директора ЧПАТП от 19.09.11 г п.п 4.1 ему объявлен выговор.

Считает, что любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должен влечь за собой юридическую ответственность и в особое положение здесь поставлены должностные лица, имея большой объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньше, а в большой степени, чем другие нижестоящие работники. Данным постановлением его поставили унизительное положение, т. е. вышестоящие начальники решили (директор, главный инженер, зам. по перевозке и БД), раз проверка была, УГАДАН кого-то должны наказать (из практики)... и попросили ФИО9 составить протокол на Храмова В.Г., тем более у него с ФИО4 неприязненные и натянутые отношения, но он с этой постановкой вопроса не согласен.

Исходя из выше изложенного, считает, что мировой судья допустил ошибку при оценке доказательств и фактов его вины.

В судебном заседании Храмов В.Г. поддержал, доводы, изложенные в жалобе, и вновь привел их суду. Дополнительно пояснил, что согласно должностной инструкции он не отвечает за те нарушения, ответственность за которое наступает по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ. Он не является субъектом данного правонарушения. За лицензируемую деятельность по Чебоксарскому ПАТП №3 согласно приказа от 25.12.2009 года отвечает заместитель директора ФИО10 Согласно указанного же приказа он назначен ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения. Однако он не ознакомлен с данным приказом и его подпись в нем отсутствует.

Представитель Управления ГАДН по ЧР ФИО4 просил в удовлетворении жалобы отказать в связи с необоснованностью. Считает, что доводы, изложенные в жалобе, опровергаются представленными материалами дела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 года N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, являются, в том числе:

соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Как усматривается из материалов дела в отношении Чебоксарского ПАТП - филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс», зарегистрированном по адресу: адрес, на основании приказа начальника УГАДН по ЧР ФИО11 от 24.08.2011г. Федеральной службы в сфере транспорта (Ространснадзор) УГАДН по Чувашской Республике была проведена внеплановая выездная проверка по факту ДТП с автобусом ПАЗ-320402-03 гос. № АО 410 17 августа 2011г. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 №196-ФЗ (статья 20), "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемым при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.94 №15, требований "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.91 №2 и других нормативных документов. Выявленные нарушения указаны в акте проверки от 15 сентября 2011 года.

По результатам проверки в отношении должностного лица - начальника отдела безопасности дорожного движения и контроля пассажирских перевозок Чебоксарского ПАТП - филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Храмова Владислава Георгиевича составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ. Указанный протокол составлен с участием Храмова В.Г.

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Чебоксары Храмов В.Г. привлечен к административной ответственности по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ.

Признавая виновным в совершении указанного правонарушения мировой судья установил нарушение должностным лицом Храмовым В.Г. требований ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ, «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемым при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, требований «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 и других нормативных документов, не выполняются в полном объеме должностные функции, в связи с чем допущен рост ДТП по вине водителей автобусов, в том числе совершено ДТП 17.08.2011 г. повлекшее гибель человека.

В постановлении указано, что стажировка водителей проводится в нарушении требований п.2.2, п. 2.3.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2 и п. 8.4, 3.4 РД-200-РСФСР-22-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей».

  1. В нарушение приказа Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 журнал учета ДТП оформляется не в полном объеме, не заполняются графа «№ учетной карточки в МВД», отсутствует информация о других участниках ДТП и не раскрываются обстоятельства ДТП.
  2. Служебные расследования по фактам ДТП проводится не качественно, без выявлений фактов нарушений требований безопасности перевозки пассажиров и, как следствие, без соответствующих выводов комиссии. Так при проведении служебного расследования ДТП с автобусом ПАЗ-320402-03 гос. № АО 410 17.08.2011 г. не установлены факты нарушений со стороны диспетчерского состава, начальника автоколонны в части несоответствия Планов-нарядов на 16-17 августа с месячным графиком и нарушения межсменного отдыха водителя...
  3. В нарушение требований «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, допускаются нарушения межсменного отдыха водителей автобусов. Межсменный отдых водителя ФИО12 с 10 по 11 августа составил 10 час 41 мин вместо допустимого - 12 час, межсменный отдых водителя ФИО5 ч 16 по 17 августа составил 8 час 40 мин вместо допустимого - 12 часов.

Доказательствами подтверждающими указанные обстоятельства являются акт проверки от 15.09.2011 года с приложенными к нему документами, протокол об административном правонарушении от 15.09.2011 года. Заявитель Храмов В.Г. также не оспаривают факт наличия указанных нарушения Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 №196-ФЗ (статья 20), "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемым при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.94 №15, требований "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.91 №2

Анализируя представленные по делу доказательства, в постановлении мирового судьи сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица Храмова В.Г. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" - в не соблюдении организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется.

Согласно ст.2.4. КоАП РФ к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Заявитель Храмов В.Г. согласно приказа по ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 25.12.2009 года , назначен ответственным должностным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с должностной инструкции начальника отдела безопасности дорожного движения и контроля пассажирских перевозок, утвержденного директором ЧПАТП №3-филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии от 30.07.2009 года, с которым был ознакомлен Храмов В.Г. под роспись, приказа от 11 января 2010 года «Об утверждении «Положения о распределении функциональных обязанностей между службами и отделами по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и возложении ответственности на должностных лиц» на Храмова В.Г. возложена ответственность за организацию и работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, прихожу к выводу, что доводы Храмова В.Г., что он не является субъектом данного правонарушения, считаю не состоятельными.

Жалоба Храмова В.Г. не содержит доводов, которые опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену или изменение постановления.

Вид и размер назначенного наказания соответствует характеру и степени опасности совершенного правонарушения и целям наказания, принято с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г. Чебоксары от 5 октября 2011 года о привлечении Храмова Владислава Георгиевича к административной ответственности по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья                                                Ю.П.Сорокин