Ограничение конкуренции



Адм. дело №12-198/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 апреля 2012 г.                       г.Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев жалобу представителя главы администрации города Чебоксары Ладыкова Алексея Олеговича - Филипповой Т.Ф. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----- от дата о привлечении Ладыкова О.А. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя ФИО2 антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО6 ----- от дата глава администрации адрес ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ------ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением глава администрации города Чебоксары Ладыков А.О. через своего защитника по доверенности Филипповой Т.Ф. обжаловал его в Ленинский районный суд г.Чебоксары.

В жалобе просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР -Чувашии ----- от дата и прекратить производство по делу по следующим основаниям.

Из жалобы следует, что антимонопольный орган вменяет в вину администрации г. Чебоксары и равно должностному лицу администрации нарушение положений ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции лишь за то, что, якобы администрация г. Чебоксары наделила МУП «Градостроительство» полномочиями органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций.

При этом распоряжение администрации г. Чебоксары «Об инвентаризации средств наружной рекламы на территории г. Чебоксары» не содержит пункта о делегировании каких-либо полномочий.

В соответствии с п.1 распоряжения от дата ----- ФИО2 архитектуры и градостроительства администрации адрес совместно с МУП «Градостроительство» поручено осуществить ряд мероприятий.

Считают, что антимонопольным органом не доказано наличие события административного правонарушения, не доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, что в свою очередь является основанием для отмены постановления антимонопольного органа.

Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии условий, в том числе и отсутствие состава и события административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, принято постановление о наложении штрафа, что является незаконным.

В абзаце 8 стр.3 обжалуемого постановления антимонопольный орган указывает на то, что администрация г. Чебоксары не вправе наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти, при этом антимонопольный орган привлекает к ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ предусматривающей действия (бездействия) должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Какую конкуренцию распоряжением администрация г. Чебоксары ограничила из постановления непонятно. Если учесть, что как указывается антимонопольным органом, демонтаж рекламных конструкций должен осуществляться органом местного самоуправления, а в случае если судом принят соответствующий судебный акт, то демонтаж осуществляется службой судебных приставов в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

При таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что администрация ограничила службу судебных приставов по демонтажу рекламных конструкций, не допустив их на конкурентный рынок.

В связи с этим, можно сделать вывод о недоказанности вины и соответственно привлечение должностного лица Ладыкова А.О. к административной ответственности.

На рассмотрение дела Ладыков А.О. не явился, обеспечив явку своего защитника по доверенности Филиппову Т.Ф., которая полностью поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, представила письменное дополнение к жалобе, в которой указывает, что антимонопольным органом не доказан факт совершения вмененного Ладыкову А.О. административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении жалобы без его участия, представил письменный отзыв на жалобу, в котором указывает, что оспариваемое постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО6 ----- от дата является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Заслушав доводы защитника лица привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Распоряжением администрации г. Чебоксары от дата ------р Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и МУП «Градостроительство» определено провести в срок до 30.07.2011 инвентаризацию всех средств наружной рекламы на территории г. Чебоксары; по результатам инвентаризации осуществить соответствующие мероприятия, направленные на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций, а также рекламных конструкций, которые используются с истекшим сроком действия договора на право установки и эксплуатации средств наружной рекламы в г. Чебоксары; направлять претензии к владельцам средств наружной рекламы о погашении образовавшейся задолженности по заключенным договорам на размещение средств наружной рекламы, а также предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций; направлять исковые заявления о взыскании образовавшейся задолженности по заключенным договорам на размещение средств наружной рекламы и на расторжение указанных договоров; направлять уведомления о досрочном расторжении договоров на размещение средств наружной рекламы неплательщикам, допустившим просрочку платежа свыше одного месяца ….

дата МУП «Градостроительство» и ООО «------» заключили агентский договор, согласно которому ООО «------» от своего имени, но за счет МУП «Градостроительство» осуществляет действия, направленные на демонтаж средств наружной рекламы, срок размещения которых истек либо размещение которых осуществляется без законных оснований.

Согласно положениям пункта 2 указанного договора ООО «------» уведомляет собственников наружной рекламы о необходимости незамедлительного добровольного демонтажа указанных конструкций. В случае отказа от добровольного демонтажа, своими силами и за свой счет демонтировать средства наружной рекламы. Также ООО «------» может возместить свои расходы за счет собственников наружной рекламы, либо за счет удержания и продажи рекламных конструкций.

Пунктом 2.3.2 агентского договора установлено, что МУП «Градостроительство» при необходимости выдает ООО «------» и его работникам доверенность для выполнения поручения, т.е. для выполнения демонтажа рекламных конструкций.

За выполнение указанного поручения МУП «Градостроительства» обязуется перечислить по договору ------. рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского ГСД от 30.11.2005 г. №40, к вопросам местного значения относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Чебоксары, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории г. Чебоксары, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с распоряжением администрации г. Чебоксары от 01.04.2008 № 1051-р для реализации полномочий органа местного самоуправления в области градостроительства, архитектуры, правил землепользования и застройки и иных полномочий в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Чувашской Республики на территории города Чебоксары создано Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и утверждено Положение об Управлении (далее - Положение).

В соответствии с Положением Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары осуществляет реализацию политики в области градостроительства, архитектурной деятельности, строительства и общественной инфраструктуры, рекламы, городского дизайна.

В разделе 7 указанного Положения отсутствует информация о взаимодействии Управления с какими либо органами или хозяйствующими субъектами по вопросам рекламы.

Пунктом 2.8. Положения об Управлении установлено, что Управление выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории г. Чебоксары, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории г. Чебоксары, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с требованиями пункта 22 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции осуществляется органом местного самоуправления по решению суда о принудительном демонтаже, с последующим взысканием расходов по демонтажу с владельца рекламной конструкции.

Пунктом 4.1 договора на право размещения средства наружной рекламы в г.Чебоксары установлено, что в случае прекращения права размещения средства наружной рекламы рекламораспространитель обязан в течение месяца произвести демонтаж рекламной конструкции и восстановить место размещения в том виде, в котором оно было до монтажа.

Анализируя указанные доказательства в совокупности, считаю, что должностное лицо УФАС обоснованно пришло к выводу, что МУП «Градостроительство» предоставило ООО «------» возможность осуществлять от своего имени полномочия по демонтажу рекламных конструкций без судебного решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции и взыскивать с собственников рекламных конструкций расходы за демонтаж, либо возмещать их за счет удержания и продажи рекламных конструкций, не являющиеся собственностью ООО «------».

Действия направленные на демонтаж рекламных конструкций, которые используются с истекшим сроком действия договора на право установки и эксплуатации средств наружной рекламы в г.Чебоксары предполагают собой направление предложения хозяйствующему субъекту о добровольном демонтаже рекламных конструкций либо обращение в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

Данными полномочиями, как указывалось ранее, обладает орган местного самоуправления и в силу пункта 2.8. Положения им является Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлен прямой запрет наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления. В силу императивности указанной нормы должностное лицо УФАС, вынесшее постановление признала нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что администрация г. Чебоксары распоряжением от дата ----- наделила МУП «Градостроительство» функциями органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций, что в свою очередь повлекло возложение данных функций на хозяйствующий субъект ООО «------».

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской     Федерации,     которые     недопустимы     в     соответствии     с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, образуют состав административного правонарушения.

Распоряжение от дата1 ----- «Об инвентаризации средств наружной рекламы на территории адрес» подписано главой администрации адрес ФИО1.

В соответствии со статьей 43 «Компетенция главы администрации города Чебоксары» Устава муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики глава администрации г.Чебоксары в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности осуществляет общее руководство деятельностью администрации города Чебоксары, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации.

На момент совершения административного правонарушения функции главы администрации г.Чебоксары исполнял Ладыков А.О., являясь главой администрации г.Чебоксары, Ладыков А.О. несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.

Действия по исполнению законных требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ладыковым А.О. не были совершены, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на должностное лицо обязанностей не установлено. У должностного лица Ладыкова А.О. имелась возможность для надлежащего исполнения возложенной на него обязанности и правовая и реальная возможность эту обязанность выполнить, но должностное лицо не предприняло соответствующих мер для того, чтобы исполнить требования части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», тем самым пренебрежительно отнесся к возложенным на него обязанностям.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, смягчающих административную ответственность Ладыкова А.О. не выявлено.

Невыполнение должностным лицом требований публичного права вследствие ненадлежащего исполнения им требований антимонопольного законодательства не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения. Следовательно, правовых и фактических оснований для признания деяния малозначительным не имеется.

Таким образом, глава администрации г. Чебоксары Ладыков А.О. виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Заявитель указывает, что из обстоятельств, приведенных в постановлении можно сделать вывод о том, что администрация ограничила службу судебных приставов по демонтажу рекламных конструкций не допустив их на конкурентный рынок.

Данные выводы администрации г.Чебоксары основаны на неверном толковании специальной нормы - Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с требованиями пункта 22 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» при невыполнении владельцем рекламной конструкции либо собственником или иным законным владельцем соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязанности по демонтажу рекламной конструкции (т.е. в случае, если владелец обязан демонтировать рекламную конструкцию, но не выполняет эту обязанность) орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж,     хранение     или     в     необходимых     случаях     уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции осуществляется органом местного самоуправления по решению суда о принудительном демонтаже, с последующим взысканием расходов по демонтажу с владельца рекламной конструкции.

Таким образом, в действиях главы администрации г. Чебоксары Ладыкова Алексея Олеговича усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАР РФ, выразившиеся в совершении действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Изложенные обстоятельства, подтверждаются протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему доказательствами, в частности решением Комиссии УФАС по ЧР -----

Нарушений установленной законом процедуры привлечения главы администрации г. Чебоксары Ладыкова А.О. к административной ответственности административным органом не допущено.

Вид и размер назначенного наказания соответствует характеру и степени опасности совершенного правонарушения и целям наказания, принято с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----- от дата о привлечении Ладыкова Алексея Олеговича к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу его защитника Филипповой Т.Ф. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья                                                                      Ю.П. Сорокин

Не вступило в законную силу.