Адм. дело №12-107/2012 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 07 марта 2012 г. г.Чебоксары Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев жалобу представителя главы администрации города Чебоксары Ладыкова Алексея Олеговича - Яковлевой Э.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----- от 31 января 2012 года о привлечении Ладыкова О.А. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4 ----------- от 31 января 2012 года глава администрации г. Чебоксары Ладыков Алексей Олегович подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ----- рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не согласившись с данным постановлением глава администрации города Чебоксары Ладыков А.О. через своего защитника по доверенности Яковлеву Э.А.. обжаловал его в Ленинский районный суд г.Чебоксары. В жалобе просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР -Чувашии ----- от 31 января 2012 года по следующим основаниям. Из жалобы следует, что в материалах административного производства не имеется сведений подтверждающих факт ограничения предпринимательской деятельности, либо могущие привести к ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а указанной нормой правонарушение; характеризуется виной в форме прямого умысла. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие, деяния, под которым принято понимать такое поведение субъекта правоотношения, которое может выражаться в виде действия или бездействия. Под действием необходимо понимать активное невыполнение определенной обязанности, неподчинение требованию правовой нормы. Бездействие предполагает пассивное невыполнение. Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативным правовым актом совершения конкретного действия (бездействия). Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым нарушает норму действующего законодательства. Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по халатной неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения (проступка). Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Глава администрации города Чебоксары подписывает распоряжения предоставлении земельных участков в пределах полномочий, предоставленных земельным законодательством. Администрация как собственник земель муниципальной образования определяет условия их использования, том числе срок аренды земельное участка. Антимонопольный орган фактически вмешался в полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Следовательно, доводы антимонопольного органа о том, что «Ладыков А. О., являясь главой администрации города Чебоксары подписал распоряжение от 15 ноября 2011 г. ------р, необоснованно препятствующее осуществлению деятельности ------»..» не состоятельны. На основании изложенного, считают, что со стороны должностного лица администрации города Чебоксары не было допущено нарушения. В связи с чем, не имеется законных оснований для привлечения его к административной ответственности. На рассмотрение дела Ладыков А.О. не явился, обеспечив явку своего защитника по доверенности Яковлеву Э.А., которая полностью поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении жалобы без его участия, представил письменный отзыв на жалобу, в котором указывает, что оспариваемое постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО6 ----- 31 декабря 2012 года является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется. Заслушав доводы защитника лица привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Из материалов дела следует, что 31 октября 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы поступило обращение Чувашской республиканской, общественной организации «------» (далее - ------ Из обращения следует, что администрация города Чебоксары неправомерно задерживает издание распоряжения «О внесении изменений в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 №1251» в части уточнения площади земельного участка по адрес (адрес ориентира: ЧР, адрес) с кадастровым номером ----- находящегося у ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» на праве аренды для культурно-массовых мероприятий (далее - Земельный участок). Письмом исх. ----- от 11.11.11 у Администрации города Чебоксары был запрошен проект распоряжения «О внесении изменений в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 №1251», а также мотивированные письменные пояснения причин задержки рассмотрения земельного дела об освоении Земельного участка. 23 ноября 2011 г. администрация города Чебоксары направила ответ на вышеуказанный запрос, в котором сообщила, что рассмотрев обращение председателя ------», в соответствии со статьями 22, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании кадастрового паспорта земельного участка от 07.04.2011 ----- принято распоряжение администрации города Чебоксары от 15.11.2011 №3049-р «О внесении изменения в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 -----» в части уточнения площади Земельного участка. Принятие вышеуказанного распоряжения заявитель считает прямым нарушением прав ------ так как срок аренды Земельного участка изменен с 21 декабря 2018 г. на 21 декабря 2012 г. Комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, выслушав заявителя, пришла к следующему. Постановлением Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 № 1251 «О перерегистрации земельных участков и выдаче правоустанавливающих документов землепользователям» за ------ закреплен земельный участок площадью ----- кв.м в районе адрес, занимаемый площадкой спортивно-стрелкового комплекса для культурно-массовых мероприятий, в бессрочное (постоянное) пользование. В последующем распоряжением администрации города Чебоксары от 04.03.1996 №381-р были внесены изменения в вышеуказанное постановление в части переоформления права пользования земельного участка в долгосрочную аренду сроком до дата и заключен договор на аренду земли от 27 мая 1996 г. ------К между Чебоксарской городской администрацией и ------. Распоряжениями администрации адрес от дата ----- «О прекращении у ------» права аренды части земельного участка и предоставлении ------ земельного участка по адресу», от дата ------р «------» права аренды и предоставлении «------» земельного участка по адрес у ------» прекращено право аренды части земельного участка площадью 35 614 кв.м и 31 055 кв.м. Таким образом, площадь Земельного участка, предоставленного в аренду ------» составила 12 565 кв.м. В январе 2011 года ------» провела межевание Земельного участка, в результате которого выявлено, что его площадь составляет 11 045 (+/- 25) кв.м, в то время как ------» платит за аренду земельного участка площадью ----- 20 апреля 2011г. ------» направило письмо исх.----- в администрацию адрес, в котором просило внести изменения в распоряжение администрации адрес от 17.06.2009 г. ------р о предоставлении земельного участка по адрес в части уточнения его площади. Был издан проект распоряжения «О внесении изменений в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 -----», который на 21 октября 2011 года в связи с необходимостью дополнительного изучения вопроса вместе с земельным делом был передан в отдел муниципального земельного и лесного контроля Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом. 15 ноября 2011 г. администрацией города Чебоксары принято распоряжение №3049-р «О внесении изменения в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 -----», площадь Земельного участка, находящегося на праве аренды у ------» уточнена. В соответствии с данным распоряжением внесены изменения в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 ----- путем изложения пункта 1.1 в следующей редакции: «1.1. Предоставить ------ (------») (адресА, ИНН -----) из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ----- кв.м (1,1045 га) по адресу (адрес ориентира: адрес для культурно-массовых мероприятий, занимаемой площадкой спортивно-стрелкового комплекса в аренду сроком до 21 декабря 2012 г. и заключить с ним договор аренды земельного участка». Таким образом, срок аренды Земельного участка изменен с 21 декабря 2018 г. на 21 декабря 2012 г. Письмом от 06 декабря 2011 г. вх.----- администрация города Чебоксары подтвердила, что срок аренды Земельного участка распоряжением от 15 ноября 2011 г. ------р установлен до 21 декабря 2012 г. Каких-либо пояснений по поводу уменьшения срока аренды Земельного участка администрация города Чебоксары не представила. Земельный участок используется ------» в уставных целях (обучения навыкам стендовой стрельбы, проведения выставок охотничьих собак и др. культурно-массовых мероприятий) и необоснованное уменьшение срока аренды Земельного участка создает препятствие для осуществления хозяйственной деятельности ------». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. На основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что администрация города Чебоксары, приняв распоряжение ------р «О внесении изменения в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 -----», в котором срок аренды Земельного участка необоснованно сокращен, нарушила пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». По результатам решения Комиссии в отношении главы администрации г. Чебоксары Ладыкова А.О. должностным лицом Управления ФАС по Чувашской Республики 18 января 2012 года с участием защитника главы администрации г. Чебоксары Ладыкова А.О. по доверенности Яковлевой Э.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ. И 31 января 2012 года вынесено постановление о привлечении Ладыкова А.О. к административной ответственности по инкриминируемой ему статье КоАП и наложено взыскание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение о признании факта нарушения администрацией города Чебоксары антимонопольного законодательства было принято 29 декабря 2011 г. На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения. Ладыков А.О., являясь главой администрации города Чебоксары, подписал Распоряжение от 15 ноября 2011 г. ------р, необоснованно препятствующее осуществлению деятельности ------». Совершенное Ладыковым А.О. правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в действиях главы администрации г. Чебоксары Ладыкова Алексея Олеговича усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАР РФ, выразившиеся в совершении действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Изложенные обстоятельства, подтверждаются протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему доказательствами, в частности решением Комиссии УФАС по ЧР, заверенными копиями договора аренды ------к от 27 мая 1996 г. и Распоряжения от 15 ноября 2011 г. ------р. На основании изложенного прихожу к выводу о виновности должностного лица Ладыкова А.О. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Доводы заявителя о том, что материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на совершение им виновных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и они не основаны на законе, суд считает не состоятельными, по следующим основаниям. Распоряжения от 15 ноября 2011 г. ------р срок аренды Земельного участка изменен с 21 декабря 2018 г. на 21 декабря 2012 г. Земельный участок используется ------» в уставных целях (обучения навыкам стендовой стрельбы, проведения выставок охотничьих собак и др. культурно-массовых мероприятий) (абз.5 стр.3 Постановления от 31.01.2012 -----), т.е., очевидно, что без земельного участка ------» не может осуществлять уставную деятельность. Таким образом, необоснованное уменьшение со стороны администрации г.Чебоксары в одностороннем порядке срока аренды Земельного участка на 6 лет создает препятствие для осуществления хозяйственной деятельности -----» (что также указано в постановлении). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Решением от 28.12.2011 по делу ----- администрация г.Чебоксары признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Данное решение администрацией города не обжаловалось. В судебном заседании защитник заявителя Яковлева Э.А. заявила, что администрация г.Чебоксары во исполнение предписания по делу ----- распоряжением от 30.01.2012 ------р внесены изменения в постановление Чебоксарской городской администрации от 21.12.1993 ----- в части срока аренды земельного участка по адресу, предоставленного ------». Из вышеизложенного следует, что администрация адрес признает нарушение антимонопольного законодательства, установленного решением по делу -----. Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. На основании изложенного Постановлением от 31.01.2012 по делу -----, возбужденному по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП, на главу администрации г.Чебоксары Ладыкова А.О. назначено наказание в виде административного штрафа в размере ----- (-----) рублей. Таким образом, материалами дела об административном правонарушении ----- факт совершения администрацией г.Чебоксары действия, ведущего к ограничению конкуренции, в частности, препятствования хозяйственной деятельности ------», подтвержден полностью. Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции в функции антимонопольного органа входит обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, в том числе в сфере использования земли, из чего следует, что довод администрации г.Чебоксары о том, что антимонопольный орган необоснованно вмешался в полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, также является необоснованным. Доводы заявителя и его защитника о малозначительности данного правонарушения также считаю не состоятельными по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, письмом от 06 декабря 2011 г. вх. ----- администрация г.Чебоксары подтвердила, что срок аренды Земельного участка установлен до 21 декабря 2012 г., т.е. администрация г.Чебоксары сократила срок аренды Земельного участка сознательно, а не допустила техническую опечатку. Согласно статье 41 Устава муниципального образования г.Чебоксары-столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики. В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования г.Чебоксары - столицы Чувашской Республики глава администрации г.Чебоксары наделен рядом исполнительно-распорядительных полномочий, в частности, осуществляет общее руководство деятельностью администрации города Чебоксары, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации. Следовательно, как должностное лицо, Ладыков А.О. несет персональную ответственность за возложенные на него должностные обязанности главы администрации г.Чебоксары Чувашской Республики. Совершенное Ладыковым А.О. административное правонарушение, посягающее на предпринимательскую деятельность, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта. Его конкретные действия, выразившиеся в подписании акта, препятствующего осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта и ведущего к ограничению конкуренции, свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям. Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, деяние Ладыкова А.О. не может быть признано малозначительным. Нарушений установленной законом процедуры привлечения главы администрации г. Чебоксары Ладыкова А.О. к административной ответственности административным органом не допущено. Вид и размер назначенного наказания соответствует характеру и степени опасности совершенного правонарушения и целям наказания, принято с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----------- от 31 января 2012 года о привлечении Ладыкова Алексея Олеговича к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу его защитника Яковлевой Э.А. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Судья Ю.П. Сорокин Не вступило в законную силу.