по жалобе о привлечение к адм.ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства



Адм. дело №12-447/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 ноября 2011 г.                       г.Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев жалобу Яковлева Вячеслава Алексеевича на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----- от дата о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4 ----- от дата заместитель главы администрации г.Чебоксары - начальник управления архитектуры и градостроительства Яковлев В.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ----- за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением Яковлев В.А. обжаловал его в Ленинский районный суд г.Чебоксары.

В своей жалобе заявитель Яковлев В.А. просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР - Чувашии ----- от дата по следующим основаниям.

С привлечением к административной ответственности он не согласен по следующим причинам.

Так, при рассмотрении обращения ФИО5 им был подписан в сентябре 2010 года ответ о невозможности удовлетворения его просьбы в связи с принятием администрацией г. Чебоксары решения о размещении на испрашиваемом участке в районе адрес адрес физкультурно-оздоровительного сооружения.

При этом, дата главой администрации адрес ФИО7 на совещании с главами районных администраций было дано указание о строительстве физкультурно-оздоровительного сооружения, а дата главным архитектором г.Чебоксары ФИО8 во исполнения этого поручения для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса был предложен земельный участок районе адрес адрес. В связи с этим поручением принято решение о подготовке в срок до дата документации о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса по типовому проекту.

Следовательно, еще до истечения установленных законом сроков дачи ответа ФИО5 его вышестоящим руководителем - главой администрации г.Чебоксары - было принято однозначное решение о строительстве физкультурно-оздоровительного сооружения для Минспорта Чувашской Республики и для данного сооружения выбран участок в районе адрес адрес

Ввиду его подчинения главе администрации г.Чебоксары он в силу действовавшему положению как заместитель главы администрации г.Чебоксары был обязан исполнять все поручения главы администрации г.Чебоксары и не мог игнорировать его поручение о подготовке строительства ФОКа на испрашиваемом ФИО5 земельном участке.

Поэтому у него отсутствовали основания для удовлетворения заявления ФИО5

При этом, в соответствии со ст. 70. 1 Земельного Кодекса РФ, пунктом 4 Положения о резервировании земель для государственных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 у Главы администрации г.Чебоксары на сентябрь 2010 года имелось право на подготовку решения о резервировании земельного участка для размещения социального объекта. Такая подготовка в силу требований закона не требует какого-либо особого документального оформления на этой стадии, а вполне может быть оформлена как результат совещания при главе администрации. Причины, по которым в настоящее время такое решение не принято официально, не влияют на законность действий администрации в сентябре 2010 года.

Ссылка автора постановления на решение комиссии УФАС об установлении факта нарушения администрацией г.Чебоксары антимонопольного законодательства необоснованна, поскольку данное решение принято без привлечения меня к расследованию, он не имел никакой возможности ни дать объяснения, ни обжаловать решение комиссии, вследствие чего такое решение не может иметь преюдициального значения для моего дела.

При таких обстоятельствах им никоим образом не нарушены требования ст. 31 ЗК РФ и его действия не привели и не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности заявителя, поскольку не нарушали его прав.

Более того, в своем заявлении ФИО5 просил предоставить ему для строительства указанный земельный участок.

В то же время согласно ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Очевидно, что ФИО5 заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в администрацию г.Чебоксары не подавалось.

Поэтому вменение УФАС ему нарушение положений ст. 31 ЗК РФ противоречит требованиям закона и не является основанием для привлечения его к ответственности.

Следовательно, им не совершались неправомерные действия (бездействия), которые бы могли ограничить конкуренцию или препятствовать законной предпринимательской деятельности ФИО5

В судебном заседании представитель Яковлева В.А. по доверенности ФИО6 полностью поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а так же представили письменный отзыв, в котором указывают, что доводы заявителя указанные в жалобе являются не состоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.

Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из содержания постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ----- от дата усматривается, что действие (бездействие), выразившееся в необоснованном отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью ----- кв.м. в районе адрес по адрес адрес для проектирования и строительства спортивно-развлекательного комплекса с площадками для отдыха и занятия спортом, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, заместитель главы администрации города Чебоксары - начальник управления архитектуры и строительства Яковлев Вячеслав Алексеевич нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Материалами дела об административном правонарушении установлено следующее.

дата на имя заместителя главы администрации адрес Яковлева В.А., ФИО5 было подано заявление с приложением ситуационного плана о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью ----- кв.м. в районе адрес по адрес адрес для проектирования и строительства спортивно-развлекательного комплекса с площадками для отдыха и занятия спортом.

дата заявителю был дан ответ за подписью зам.главы администрации г.Чебоксары Яковлева В.А., о том, что удовлетворить просьбу не представляется возможным по причине принятия решения о размещении на вышеуказанном земельном участке физкультурно-оздоровительного сооружения.

В соответствии с Протоколом от дата ----- на совещании при главе г.Чебоксары ФИО7 было принято решение о подготовке в срок до дата документации о строительстве Ледового дворца и физкультурно-оздоровительных комплексов по типовым проектам.

Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ (далее - Земельный кодекс), гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

На основании и во исполнение данной статьи ФИО5, являясь заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка, обратился в Администрацию г.Чебоксары с заявлением.

Согласно правил землепользования и застройки в г.Чебоксары, испрашиваемый земельный участок попадает на зону Р-1. В соответствии со статьей 25 «Перечень территориальных зон. Градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости» разрешенными видами использования недвижимости, сопутствующими основным являются;

- детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий.

-универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы.

В соответствии с ч.2 статьи 31 Земельного кодекса, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического -лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с ч.6 Земельного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о подготовке документации о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса принято на совещании при Главе адрес дата (протокол -----), место для размещения ------ определено только во исполнение протокольного решения от дата ----- п.7 - («выбрать места для размещения физкультурно-оздоровительных комплексов») - следовательно, после обращения ФИО5

Согласно служебной записке главного архитектора города     Чебоксары ФИО8 от дата ----- в адрес главы администрации г.Чебоксары ФИО7, в соответствии с заявкой ------» подготовлены акты выбора земельных участков под размещение физкультурно-оздоровительных комплексов по следующим адресам: - по адрес; - адрес - по бульвару Эгерский.

Администрацией г.Чебоксары оформлен и выдан МУП «ГУКС» акт ----- от дата выбора земельного участка под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса по бульвару Эгерский. Также ------» разрабатывается эскизный проект ------ на данном земельном участке, планировочное решение ------ предварительно рассмотрено и согласовано Минспорта Чувашской Республики.

В соответствии с положениями Земельного кодекса, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Администрация г.Чебоксары не воспользовалась своими полномочиями и не зарезервировала земельный участок под строительство ФОК, тем самым предоставила право юридическим и физическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка обратиться с заявлением.

Ответ администрации г.Чебоксары о принятом решении о размещении на вышеуказанном земельном участке физкультурно-оздоровительного сооружения не содержал мотивов для отказа в рассмотрении обращения заявителя, так как не основывался на нормах Земельного Кодекса.

Установлено, что Администрация г.Чебоксары необоснованно отказала в рассмотрении заявления ФИО5 в предоставлении земельного участка в районе адрес для размещения спортивно-развлекательного комплекса с площадками для отдыха и занятий спортом, что препятствует последнему в осуществлений предпринимательской деятельности и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия администрации г.Чебоксары, выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении земельного участка препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с п. 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение о признании факта нарушения Администрации г.Чебоксары антимонопольного законодательства было принято дата

На оснований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с Положением утвержденным распоряжением администрации города Чебоксары от дата ------р управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Чебоксары в том числе:

осуществляет подготовку для принятия решения о выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, на капитальный ремонт, перепланировку и реконструкцию объектов недвижимости на территории города Чебоксары.

осуществляет подготовку и выдачу градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

исполняет функции организатора работ по подготовке документов территориального планирования города Чебоксары, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства муниципального значения, по согласованию проектов схем территориального планирования города Чебоксары, имеющего общую границу с другими муниципальными образованиями, в соответствии с градостроительным законодательством;

исполняет функции организатора работ по повышению качества застройки, улучшение архитектурного облика территории города Чебоксары, комплексного благоустройства территорий.

- готовит ответы на поступившие в Управление письма и обращения граждан, юридических лиц.

Согласно Положению Управление возглавляет заместитель главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства - начальник управления архитектуры и градостроительства. Назначается и освобождается от должности главой администрацииторода~Чё~боксары, отвечающий квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю управления архитектуры и градостроительства, заместитель главы администрации города по вопросам архитектуры и градостроительства - начальник управления архитектуры и градостроительства несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и осуществление возложенных функций.

Заместитель главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства - начальник управления, архитектуры и градостроительства руководит деятельностью Управления на основе единоначалия.

Ответ на обращение ФИО5 о предоставлении земельного участка в районе жилого адрес по адрес для размещения спортивно-развлекательного комплекса подписан дата заместителем Главы администрации адрес - начальником управления архитектуры и строительства Яковлевым В.А.

В ходе рассмотрения административного дела ФИО9 представил пояснения по делу об административном нарушении (б/н от дата), согласно которым поручение о размещении на истребуемом земельном участке физкультурно-оздоровительного сооружения было дано главой администрации Емельяновым на совещании с главами районных администраций-г.Чебоксары-еще-10 сентября 2010 г., а дата, до дачи ответа ФИО5 главным архитектором ФИО8 во исполнение этого поручения для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса был предложен данный земельный участок и принято решение о подготовке в срок до дата документации о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса по типовому проекту.

В своем пояснении Яковлев В. А. отмечает, что до дачи ответа ФИО5 вышестоящим руководителем - главой администрации г.Чебоксары - было принято решение о строительстве не указанном земельном участке физкультурно-оздоровительного сооружения для Минспорта Чувашской Республики

Яковлев В.А. считает, что у него отсутствовали основания для удовлетворения заявления ФИО5, поскольку согласно действовавшему положению зам. главы администрации г.Чебоксары обязан исполнять все поручения главы администрации г.Чебоксары.

Так же в своем пояснении В.А.Яковлев отмечает, что у главы администрации г.Чебоксары на сентябрь 2010 г. в соответствии со ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ, пункта 4 Положения о резервировании земель для госнужд имелось право на подготовку решения о резервировании земельного участка для размещения социального объекта, и считает, что причины по которым в дальнейшем такое решение не было сформировано официально не влияют на законность действий администрации..

Данные доводы Яковлева В.А. полностью поддержала на судебном заседании представитель ФИО6. Суд считает их не состоятельными по следующим основаниям.

Решение о подготовке документации о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса принято на совещании при главе администрации города Чебоксары дата (протокол -----), место для размещения ------ определено только во исполнение протокольного решения от дата ----- пункт 7 - («выбрать места для размещения физкультурно-оздоровительных комплексов»), т.е. намного позже обращения ФИО5

В соответствии с положениями Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с требованием статьи 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Кроме этого, на основании пункта 4 части 1 статьи 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статьи 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Администрация г.Чебоксары не воспользовалась своими полномочиями и не зарезервировала земельный участок под строительство ФОК, тем самым предоставила право юридическим и физическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка обратиться с заявлением.

Таким образом, по состоянию на дата у администрации г.Чебоксары не было решения по выбору испрашиваемого ФИО5 земельного участка под строительство ------, также администрация г.Чебоксары не зарезервировала земельный участок для муниципальных нужд.

дата ФИО5 был дан ответ за подписью заместителя главы администрации г.Чебоксары Яковлева В.А. о том, что удовлетворить просьбу не представляется возможным по причине принятия решения о размещении на вышеуказанном земельном участке физкультурно-оздоровительного сооружения.

Ответ администрации г.Чебоксары о принятом решении о размещении на вышеуказанном        земельном        участке        физкультурно-оздоровительного сооружения не мог служить поводом для отказа на обращение ФИО5, так как не основывался на нормы Земельного кодекса.

Таким образом, осуществив действия (бездействие), выразившееся в необоснованном отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью ----- кв.м. в районе адрес по адрес адрес для проектирования и строительства спортивно-развлекательного комплекса с площадками для отдыха и занятия спортом, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, заместитель главы администрации города Чебоксары - начальник управления архитектуры и строительства Яковлев Вячеслав Алексеевич нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, Яковлев В.А. является должностным лицом и несет ответственность за нарушение требований п.2 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, образует состав административного правонарушения

На основании изложенного прихожу к выводу о виновности должностного лица Яковлева В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Нарушений установленной законом процедуры привлечения заместителя главы администрации города Чебоксары - начальника управления архитектуры и строительства Яковлева В.А. к административной ответственности административным органом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4 ----- ----- от дата о привлечении Яковлева Вячеслава Алексеевича к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Яковлева В.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья                                                                      Ю.П. Сорокин

Не вступило в законную силу.