Адм. дело №12-504/2011 РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении 22 ноября 2011 г. г. Чебоксары Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев жалобу Ильина Александра Николаевича на постановление -----П от дата заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО9 о привлечении его к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, установил: Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО10 по делу об административном правонарушении начальник отдела маркетинга ОАО «Чувашторгтехника» Ильин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ----- рублей за не соблюдение требований п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Не согласившись с данным постановлением, начальник отдела маркетинга ОАО «Чувашторгтехника» Ильин А.Н. обжаловал его в Ленинский районный суд г. Чебоксары. В своей жалобе заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания от дата, производство по делу прекратить по следующим основаниям. Считает привлечение к административной ответственности неправомерным, поскольку согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Его служебные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией от дата ----- и Положением об отделе маркетинга от дата ----- не предусматривают работу по осуществлению контроля за импортными операциями, т.к. данные операции не относятся к предмету деятельности и функциям возглавляемого им отдела, а относятся к компетенции отдела материально-технического снабжения. Приказом генерального директора ОАО «Чувашторгтехника» ----- от дата на ведущего менеджера отдела маркетинга по ВЭД ФИО3 возложена обязанность по оформлению и представлению документов валютного контроля. Также, данный приказ содержит перечень лиц, ответственных за выполнение конкретных требований валютного законодательства (ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции ЦБ РФ ------И от дата). Таким образом, в данном приказе содержится перечень должностных лиц, на которых прямо возложены служебные обязанности по выполнению требований валютного законодательства. Сам факт того, что он является непосредственным руководителем лица, ответственного за оформление и представление документов валютного контроля не свидетельствует о том, что он должен понести наказание без вины. Согласно п. 13. раздела 2 Должностной инструкции ведущего менеджера отдела маркетинга от 11.11.2009 № 63 в число его должностных обязанностей входит следующее: «Организовывает работу и осуществляет контроль за деятельностью специалистов группы ВЭД.». И по п. 4 раздела 3 имеет право «Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей». Следовательно, ведущий менеджер по ВЭД может считаться должностным лицом. Из комментария ст. 2.4. КоАП следует, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера. «Распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными - по управлению вещами. Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться в должностных инструкциях, так и в приказах, и в общих компетенционных актах (например, в положении об отделе, в котором он работает)». Как следует из должностной инструкции, данные полномочия возлагаются на ведущего менеджера по ВЭД, как на лицо, руководящее группой ВЭД (менеджером по ВЭД и специалистом по ВЭД). Его доводы пытались опровергнуть ссылаясь на его должностную инструкцию, в которой указано, что он осуществляет контроль за деятельностью специалистов группы ВЭД за осуществлением валютного контроля, по заключенным сделкам. Между тем, в расчет никак не было принято то обстоятельство, что контроль им осуществляется по сделкам заключенным в рамках реализации задач и функций отдела маркетинга. Тогда как импортные контракты не входят в предмет компетенции отдела маркетинга, и он не обязан осуществлять контроль по сделкам, заключенным другими отделами и службами ОАО «Чувашторгтехника». Таким образом, он не может быть лицом, ответственным в ОАО «Чувашторгтехника» по контролю соблюдения валютного законодательства РФ в части своевременного представления в уполномоченный банк в установленные сроки подтверждающих документов ввоза товара на таможенную территорию РФ. На рассмотрении дела лицо, привлекаемое к административной ответственности Ильин А.Н. полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе и вновь привел их суду, просил отменить обжалуемое постановление. Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике по доверенности ФИО4 и ФИО5 просили в удовлетворении жалобы отказать в связи с необоснованностью, так как факт совершения административного правонарушения доказывается представленными материалами административного дела, доводы, изложенные в жалобе, считает необоснованными. Представили письменное возражение на жалобу. Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 я суде пояснил, что он работает в должности заместителя Генерального директора по маркетингу ОАО «Чувашторгтехника». По его мнению Ильина А.Н. необоснованно привлекли к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. Он не может быть лицом, ответственным в ОАО «Чувашторгтехника» по контролю соблюдения валютного законодательства РФ в части своевременного представления в уполномоченный банк в установленные сроки подтверждающих документов ввоза товара на таможенную территорию РФ. Приказом генерального директора Общества данная обязанность возложена на конкретного должностного лица - на ведущего менеджера отдела маркетинга ФИО3 возложена обязанность по оформлению и представлению документов валютного контроля, а не на начальника отдела маркетинга Ильина А.Н. И эта обязанность четко прописана в должностной инструкции ведущего менеджера отдела маркетинга. Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему. В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме. Как следует из материалов дела, ОАО «Чувашторгтехника» (Покупатель) дата заключен контракт ----- (далее - контракт) на покупку металлопродукции из нержавеющей стали (далее - товар) с компанией ФИО11 (Продавец). Общая стоимость товара согласно п. 2.3. контракта составляет -----. Согласно п. 4.1 контракта оплата осуществляется Покупателем банковским переводом на основании инвойсов, выставленных Продавцом. В соответствии с п. 3.1 контракта поставка товара производится отдельными партиями в течение всего срока действия контракта на основании подписанных спецификация (Приложений) на условиях CIF - Санкт-Петербург (Инкотермс 2000). Срок поставки согласно п. 3.2 контракта составляет 90 календарных дней с даты осуществления предоплаты товара. ОАО «Чувашторгтехника» по контракту оформлен ПС ----- от дата в Филиале ОАО ------» - Чувашское отделение -----. Обществом с дата по дата осуществлена оплата на общую сумму 1783 440 долларов США, нерезидентом с дата по дата на указанную сумму поставлен товар, в том числе по ГТадрес на сумму -----, что подтверждается ведомостью банковского контроля от дата по паспорту сделки ----- Согласно отметки Балтийской таможни на ГТадрес выпуск товара осуществлен дата. Следовательно, крайним сроком представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ГТадрес на сумму ----- является дата, однако указанная справка Обществом представлена в уполномоченный банк только дата, то есть на 7 календарных дней позднее установленного срока. В нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ и п. 2.4 Положения № 258-П Обществом не соблюдены установленные сроки представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям. Данный факт не соблюдения установленного срока предоставления форм отчетности в уполномоченный банк никем не оспаривается. Заявителем в жалобе оспаривается тот факт, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку на другое должностное лицо возложена обязанность по контролю соблюдения валютного законодательства РФ в части своевременного представления в уполномоченный банк в установленные сроки подтверждающих документов ввоза товара на таможенную территорию РФ. Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы по следующим основаниям. Согласно статье 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание к статье 2.4 КоАП РФ дает определение должностных лиц, из которого следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Под организационно-распорядительными обязанностями в соответствии с действующим законодательством понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация работы подчиненных, поддержание труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители несут ответственность как должностные лица. Ильин А.Н. назначен на должность начальника отдела маркетинга ОАО «Чувашторгтехника» по приказу генерального директора Общества от дата ------к. В соответствии с п. п. 4.16 должностной инструкции начальник отдела маркетинга должен знать валютное законодательство, Федеральный закон № 173-ФЗ, Инструкцию Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И) и иное действующее валютное законодательство. Из п. 13 должностной инструкции начальника отдела маркетинга следует, что он организовывает работу и осуществляет контроль за деятельностью специалистов группы ВЭД за осуществлением валютного контроля, по заключенным сделкам: оформление и переоформление паспорта сделки (ПС) в уполномоченном банке в сроки, указанные в пунктах 3.14 и 3.15 Инструкции № 117-И и др. В соответствии с п. 3.14 Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И (ред. от 29.12.2010) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок") для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше. В пункте 3.15. указанной Инструкции указано, что в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: 3.15.1. Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; 3.15.2. Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор); 3.15.3. Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией; 3.15.4. Разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения. Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении Ильину А.Н. вменяется не соблюдение требований п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», т.е. не соблюдение установленного срока представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям. Вместе с тем, как следует из должностных обязанностей начальника отдела маркетинга Ильина А.Н., не предусматривается возложение на него указанных обязанностей. Согласно должностной инструкции ведущего менеджера отдела маркетинга №63 от 11.11.2009 года п.10 следует, что указанная обязанность по составлению и предоставлению в уполномоченный банк через кассу предприятия справки о подтверждающих документах в сроки, указанные в Положении Центрального Банка Росси от 01.06.2004 г. №258П, возложена на него. Из пункта 2 раздела 4 должностной инструкции менеджера отдела маркетинга следует, что он несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения (субъективной стороны правонарушения). Анализируя материалы дела и оценивая доказательства собранные по делу об административном правонарушении в совокупности с действующим законодательством, прихожу к выводу об отсутствии вины начальника отдела маркетинга ОАО «Чувашторгтехника» Ильина А.Н. в совершении указанного правонарушения, выразившемся в несоблюдении требований п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П. Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что Ильин А.Н. необоснованно привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с вышеизложенным постановление -----П от дата, вынесенное заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской адрес И.В. о привлечении Ильина Александра Николаевича к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Ильина А.Н. состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья р е ш и л: Постановление -----П от дата, вынесенное заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО12 о привлечении Ильина Александра Николаевича к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ отменить. Производство по делу в отношении Ильина А.Н. прекратить на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток с момента его получения. Судья Ю.П. Сорокин Не вступило в законную силу.