Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда



Дело № 2-204/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ленинского районного суда ЕАО Маняхин В.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Ключкиной А.А.,

ответчика индивидуального предпринимателя Рустамова Р.Н.о.,

при секретаре Черкашиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Рустамову Рахибу Назарали оглы о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

установил:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Рустамову Р.Н.о., о понуждении проведения в магазинах «<данные изъяты>», расположенных в <адрес>, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Требования мотивировал тем, что в порядке осуществления надзора за исполнением трудового законодательства была проведена проверка ИП Рустамова Р.Н.о., в ходе которой установлено, что последним в указанных магазинах не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, что является нарушением Трудового кодекса РФ, и в частности статей 22, 212. Согласно штатному расписанию, утвержденному ИП Рустамовым Р.Н.о., по состоянию на 01.01.2010 года количество штатных единиц в магазинах составляет <данные изъяты> человек, однако аттестация рабочих мест не проведена, отсутствует и сертификат соответствия работ по охране труда. Бездействием ИП Рустамова Р.Н.о. не обеспечены безопасные условия труда,нарушаются права неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых невозможно, в том числе работающих в настоящее время работников, а также вновь принимаемых на работу лиц. Просил суд признать бездействие ИП Рустамова Р.Н.о. по непроведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда незаконным, обязать его провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.02.2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Ключкина А.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и уточнила. Просила провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в срок до 01.02.2011 года.

Ответчик индивидуальный предприниматель Рустамов Р.Н.о. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что приказ об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда им уже издан. С центром условий и охраны труда в ЕАО предварительная договоренность на проведение аттестации рабочих мест уже имеется. Определено, какие документы необходимо передать в центр по магазину, его оборудованию, штатное расписание. После оплаты счета работы будут проведены в срок до 01.02.2011 года.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с абзацем 3 части 2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Частью 8 ст. 209 ТК РФ установлено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда - это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Частью 1 статьи 212 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Кроме этого, п.9 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Порядок), регулирующий вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Пунктом 5 указанного Порядка - сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 7 Порядка - вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Согласно пункта 46 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утверждены Правила сертификации работ по охране труда.

Пунктом 3 Правила устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минтрудом России порядке (в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации рабочих мест для проведения выборочных измерений и оценок, форма сертификата безопасности, порядок рассмотрения апелляций, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях).

В соответствии с пунктом 4 Правил - объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

Пунктом 5 указывается, что сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.

Согласно пункта 6 Правил - сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Согласно штатного расписания на 2010 год, утвержденного ИП Рустамовым Р.Н.о., количество штатных единиц в магазинах составляет <данные изъяты> единиц по следующим должностям: продавец-кассир <данные изъяты> единиц, техничка <данные изъяты> единицы, экспедитор <данные изъяты> единица, водитель <данные изъяты> единица.

В соответствии с приказами ИП Рустамова Р.Н.о. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ ода №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №а, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №а, от ДД.ММ.ГГГГ №а, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в магазины «<данные изъяты>» в настоящее время приняты <данные изъяты> человек.

Из трудовых договоров, заключенных с ИП Рустамовым Р.Н.о., следует, что последние обязуются выполнять обязанности по соответствующим должностям в магазинах.

Из договоров аренды муниципального имущества №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП Рустамов Р.Н.о. арендует помещения под магазины, расположенные в <адрес> ЕАО, по адресу <адрес>, в <адрес>, в <адрес>.

Из свидетельства серия 79 № следует, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ внесена запись об индивидуальном предпринимателе Рустамове Р.Н.о..

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Рустамов Р.Н.о. в нарушение указанных выше норм не организовал и не провел аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в магазинах, тем самым не обеспечив безопасные условия труда на данном предприятии.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, следовательно, с индивидуального предпринимателя Рустамова Р.Н.о. подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 об утверждении «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Рустамову Рахибу Назарали Оглы о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Рустамова Назарали Оглы по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в магазинах «<данные изъяты>».

Обязать индивидуального предпринимателя Рустамова Рахиба Назарали Оглы провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 01 февраля 2011 года в магазинах «<данные изъяты>», расположенных по адресам ЕАО, <адрес>.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Рустамова Рахиба Назарали Оглы судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Ленинский муниципальный район» в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЕАО, через Ленинский районный суд ЕАО, со времени вынесения.

СудьяМаняхин В.А.

Решение вступило в законную силу 21.12.2010г.