Дело № 2-179/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ЕАО, с. Ленинское ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ленинского районного суда ЕАО Кочев С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Молчановой Г.А.,
ответчика индивидуального предпринимателя Талибова Т.М.о.,
при секретаре Димовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Талибову Тофигу Мейдан оглы о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,
установил:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Талибову Т.М.о., о понуждении проведения в магазине «<данные изъяты>» аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Требования мотивировал тем, что в порядке осуществления надзора за исполнением трудового законодательства была проведена проверка ИП Талибова Т.М.о., в ходе которой установлено, что последним в указанном магазине, расположенном по адресу: <адрес>А не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, что является нарушением Трудового кодекса РФ, и в частности статей 22, 212. Согласно штатному расписанию, утвержденному ИП Талибовым Т.М.о., по состоянию на 01.01.2010 года количество штатных единиц магазина составляет <данные изъяты> человек, однако аттестация рабочих мест не проведена, отсутствует и сертификат соответствия работ по охране труда. Бездействием ИП Талибова Т.М.о. не обеспечены безопасные условия труда,нарушаются права неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых невозможно, в том числе работающих в настоящее время работников, а также вновь принимаемых на работу лиц. Просил суд признать бездействие ИП Талибова Т.М.о. по непроведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда незаконным, обязать его провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.11.2010 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и уточнила. Просила провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в срок до 01.12.2010 года.
Ответчик индивидуальный предприниматель Талибов Т.М.о. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что приказ об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда им уже издан. С центром условий и охраны труда в ЕАО предварительная договоренность на проведение аттестации рабочих мест уже имеется. Определено, какие документы необходимо передать в центр по магазину, его оборудованию, штатное расписание. После оплаты счета работы будут проведены в течение месяца. До 01 декабря, считает, времени должно хватить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с абзацем 3 части 2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Частью 8 ст. 209 ТК РФ установлено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда - это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с частью 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Частью 1 статьи 212 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Кроме этого, п.9 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Порядок), регулирующий вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Пунктом 5 указанного Порядка - сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с пунктом 7 Порядка - вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Согласно пункта 46 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утверждены Правила сертификации работ по охране труда.
Пунктом 3 Правила устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минтрудом России порядке (в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации рабочих мест для проведения выборочных измерений и оценок, форма сертификата безопасности, порядок рассмотрения апелляций, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях).
В соответствии с пунктом 4 Правил - объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
Пунктом 5 указывается, что сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.
Согласно пункта 6 Правил, сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Талибова Т.М.о. «Об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» следует, что приказано создать аттестационную комиссию, которой сформировать полный перечень рабочих мест и опасных, вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, заключить договор с ФГУЗ «ЦГ и Э в ЕАО» по проведению лабораторных измерений, по результатам заключения указанного учреждения провести аттестацию рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатного расписания на 2010 год, утвержденного ИП Талибовым Т.М.о., количество штатных единиц в магазине составляет <данные изъяты> единиц по следующим должностям: бухгалтер - <данные изъяты>, технический работник - <данные изъяты>, продавец кассир - <данные изъяты>, старший продавец - <данные изъяты>.
В соответствии с приказами ИП Талибова Т.М.о. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № и №, от ДД.ММ.ГГГГ № в магазин «<данные изъяты>» в настоящее время приняты соответственно на должности бухгалтера - ФИО4, продавцов - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8.
Из трудовых договоров, заключенных ИП Талибовым Т.М.о. по ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (без номера и даты), ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 следует, сто последние обязуются выполнять обязанности по соответствующим должностям в магазине.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что магазин расположен по адресу ЕАО, <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, находится в собственности у Талибова Т.М.о.
Из свидетельства серия № следует, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе Талибове Т.М.о., с отражением нового государственного регистрационного номера записи о его государственной регистрации как индивидуального предпринимателя.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Талибов Т.М.о. в нарушение указанных выше норм не организовал и не провел аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в магазине, тем самым не обеспечив безопасные условия труда на данном предприятии.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, следовательно, с индивидуального предпринимателя Талибова Т.М.о. подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 об утверждении «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Талибову Тофигу Мейдан Оглы о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Талибова Тофига Мейдан Оглы по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в магазине «<данные изъяты>».
Обязать индивидуального предпринимателя Талибова Тофига Мейдан Оглы провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ в магазине - «<данные изъяты>» расположенном по адресу ЕАО, <адрес>А.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Талибова Тофига Мейдан Оглы судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Ленинский муниципальный район» в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЕАО, через Ленинский районный суд ЕАО, со времени вынесения.
Судья С.Н. Кочев
Решение вступило в законную силу 29.10.2010г.