Дело № 2-191/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ленинское, ЕАО ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Михайлова Л.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Ключкиной А.А.,
представителя ответчика Гортэ Р.Е.,
при секретаре Черкашиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «<данные изъяты>» о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «<данные изъяты> (далее ГУП ЕАО «<данные изъяты>») о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Требования мотивировал следующим. В ходе проверки исполнения трудового законодательства об охране труда в деятельности ГУП ЕАО «<данные изъяты>» установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному директором ГУП ЕАО «<данные изъяты>» ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц составляет 44 человека, однако аттестация рабочих мест отсутствует, так же как и отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. Указанные обстоятельства нарушают интересы работающих в настоящее время работников, а также могут нарушить интересы вновь принимаемых на работу лиц.
Просил суд признать бездействие ГУП ЕАО «<данные изъяты>» по непроведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда незаконным, обязать провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Ключкина А.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и уточнила. Просила провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в срок до 01.03.2011 года.
Представитель ответчика Гортэ Р.Е. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что аттестация рабочих мест не производилась из-за трудного материального положения на предприятии. Просил установить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда до 01 марта 2011 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с абзацем 3 части 2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Частью 8 ст. 209 ТК РФ установлено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда - это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с частью 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Частью 1 статьи 212 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Кроме этого, в соответствии с п.9 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Порядок), регулирующий вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, определению методов исследований при проведении оценки условий труда.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Пунктом 5 указанного Порядка - сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с пунктом 7 Порядка - вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Согласно пункта 46 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утверждены Правила сертификации работ по охране труда.
Пунктом 3 Правила устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минтрудом России порядке (в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации рабочих мест для проведения выборочных измерений и оценок, форма сертификата безопасности, порядок рассмотрения апелляций, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях).
В соответствии с пунктом 4 Правил - объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
Пунктом 5 указывается, что сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.
Согласно пункту 6 Правил - сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Согласно плановому штатному расписанию, утверждённому директором ГУП ЕАО «<данные изъяты>» ФИО2, на предприятии количество штатных единиц составляет 44 человека, а именно инженерно-технические работники - 10; рабочие - 19; рабочие на лесокультурных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятиях - 15 (л.д.15).
Из пояснений представителя ответчика Гортэ Р.Е. следует, что в ГУП ЕАО «<данные изъяты>» свободно 10 вакансий должностей.
В соответствии с приказами ГУП ЕАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № б90, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № в ГУП ЕАО «<данные изъяты>» приняты соответственно на должности: тракториста - ФИО4, рабочего рубок ухода - ФИО5, сторожа - ФИО6, рабочего рубок ухода - ФИО7, тракториста - ФИО8, сторожа - ФИО9, водителя - ФИО10, рабочаго лесокультурных работ - ФИО11, заместителя директора - ФИО36, водителя - ФИО12, рабочего рубок ухода - ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, рабочего лесокультурных работ - ФИО17, рабочего рубок ухода - ФИО18, рабочего лесокультурных работ - ФИО19, ФИО20, рабочего - ФИО21, рабочего лесокультурных работ и рубок ухода - ФИО22, сторожа - ФИО23, рабочего лесокультурных работ и рубок ухода - ФИО24, рабочего рубок ухода - ФИО25, вальщика леса - ФИО26, тракториста - ФИО38 водителя - ФИО27, ФИО28, ФИО29, экономиста - ФИО30, секретаря делопроизводителя - ФИО31, бухгалтера расчётного стола - ФИО32, помощника начальника участка - ФИО33, главного бухгалтера - ФИО34, директора - ФИО2 (л.д. 22- 55).
Из трудовых договоров, заключенных ГУП ЕАО «<данные изъяты>» с ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО36, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО39, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО35, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО2, следует, что последние обязуются выполнять обязанности по соответствующим должностям на своих рабочих местах (л.д.56-124).
Из акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в хозяйственное ведение ГУП ЕАО «<данные изъяты>» в соответствии с приказом комитета по управлению государственным имуществом ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № передано имущество по списку.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ГУП ЕАО «<данные изъяты>» в нарушение указанных выше норм не организовал и не провел аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, тем самым не обеспечив безопасные условия труда на предприятии.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 4 000 рублей.
В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 об утверждении «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «<данные изъяты>» о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «<данные изъяты>» по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Возложить обязанность на Государственное унитарное предприятие Еврейской автономной области «<данные изъяты>» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 01 марта 2011 года.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «<данные изъяты>» судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Ленинский муниципальный район» в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЕАО, через Ленинский районный суд ЕАО со времени вынесения в окончательной форме.
Судья Л.В.Михайлов
Судебной коллегией по гражданским делам суда ЕАО решение суда оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 29.12.2010.