Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-19/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Ключкиной А.А.,

представителя администрации муниципального образования ФИО1,

при секретаре Димовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района ЕАО к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО указывая, что постановлением главы администрации указанного муниципального образования от 25.09.2009 года №541 (в редакции от 30.07.2010 года №529) утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области. Просил признать недействующим подпункт 4 пункта 2.9 данного Положения, которым установлено, что дети работников образовательных учреждений пользуются внеочередным правом на зачисление в Учреждение, как противоречащего требованиям федерального законодательства в части установления порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, указав следующее. В соответствии с пунктом 2.9 оспариваемого Положения внеочередным правом на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее МДОУ) пользуются дети - судей, прокуроров и следователей прокуратуры, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и работников образовательных учреждений. Вместе с тем, перечень лиц, пользующихся правом внеочередного зачисления в МДОУ, строго определен нормами федерального законодательства, в соответствии с которыми для детей работников образовательных учреждений не предусмотрено право на внеочередное представление места в МДОУ. Нарушение требований законодательства, допущенное в оспариваемом постановлении, указывает на наличие в нем коррупционных факторов, связанных с выборочным изменением объема прав, созданием возможности предоставления должностными лицами, уполномоченными на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, необоснованных привилегий отдельным категориям граждан. Данное постановление было опубликовано в газете «Амурская нива» от 12.10.2009 года № 76 и вступило в силу с 13.10.2009 года после дня его официального опубликования.

В судебном заседании помощник прокурора района Ключкина А.А.поддержала требования, основываясь на доводах, изложенных в заявлении, и уточнила. Просила признать недействующим 7 абзац пункта 2.9 указанного Положения, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования от 25.09.2009 года №541 (в редакции от 30.07.2010 года №529).

Представитель администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО4 требования не признала и показала, что включение в Положение об установлении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений пункта, в соответствии с которым правом на внеочередное предоставление места в Учреждении пользуются и дети работников образовательных учреждений, принято в соответствии с подписанным Соглашением между комитетом образования ЕАО, отделами образований администраций муниципальных образований ЕАО и обкомом профсоюза работников народного образования и науки на 2009 - 2011 годы. Ни одна из категорий граждан, на которых распространяется право на внеочередное предоставление места для детей в МДОУ, из положения не исключена. Вместе с тем, учредитель МДОУ, включая в указанное положение и категорию детей работников образовательных учреждений, исходил и из того, что на территории муниципального образования много семей военнослужащих, принятие только детей которых в образовательные учреждения усложняет ситуацию с принятием других детей, которые выпадают из образовательного процесса. Очень остро стоит проблема и с комплектацией кадров работников образовательных учреждений, особенно в начале учебного года, и предоставление данным работникам указанной льготы является также решением проблемы. Норма, включенная в Положение о предоставлении внеочередного права на зачисление в Учреждение детей работников образовательных учреждений, не нарушает чьих-либо прав.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из изложенного следует, что прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Согласно ч.1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 28.09.2010) «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Пунктом 1.1. данной статьи установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Пунктами 15, 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666, установлено, что учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления, и порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Устава муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее Устав) к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Судом установлено, что постановлением главы администрации муниципального района от 25.09.2009 года №541 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области. Пунктом 2.9 Положения установлено, что внеочередным правом на зачисление в Учреждение пользуются дети: судей; прокуроров и следователей прокуратуры; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; работников образовательных учреждений (подпункт 4).

Постановлением администрации муниципального района от 30.07.2010 года №529 в указанное выше постановление внесены изменения и дополнения, а именно пункт 2.9 изложен в следующей редакции. Правом на внеочередное предоставление места в Учреждении пользуются дети: - судей (Федеральный Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»); - прокуроров, следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); - погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп (Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»); - военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей (Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей»); - граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); - работников образовательных учреждений.

Пунктом 24.13 раздела VII (социальные льготы и гарантии) Соглашения между комитетом образования Еврейской автономной области, отделами образований администраций муниципальных образований Еврейской автономной области и обкомом профсоюза работников народного образования и науки на 2009 - 2011 годы установлено, вне очереди предоставлять места в дошкольных образовательных учреждениях детям работников образовательных учреждений.

Согласно статье 15 Устава муниципального образования утверждена структура органов местного самоуправления муниципального района, которую составляют - представительный орган (Собрание депутатов муниципального района); глава муниципального образования (глава муниципального района); местная администрация (администрация муниципального района).

Пунктом 3 статьи 22 Устава глава муниципального района издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения.

Пунктом 2 статьи 34 Устава постановления и распоряжения главы муниципального района, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после дня их официального опубликования (обнародования).

С учетом изложенного суд считает, что постановление главы администрации муниципального района от 25.09.2009 года №541 (с учетом внесенных изменений в редакции от 30.07.2010 года №529) не противоречит требованиям федерального законодательства в части установления порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Постановление вынесено в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, по вопросам местного значения муниципального района, и в пределах полномочий главы администрации муниципального района. Изменениями, внесенными в оспариваемый нормативно-правовой акт постановлением администрации муниципального района от 30.07.2010 №529, учтены требования федерального законодательства о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений в части установления внеочередного права на зачисление в Учреждение детей отдельных категорий граждан, на которых эта льгота распространяется. Внесение в пункт 2.9 указанного постановления детей работников образовательных учреждений, не нарушает и не противоречит законодательству. Учредителем использовано свое право, в рамках действующего законодательства и Соглашения, заключенного между комитетом образования Еврейской автономной области, отделами образований администраций муниципальных образований Еврейской автономной области и обкомом профсоюза работников народного образования и науки, о предоставлении вне очереди мест в дошкольных образовательных учреждениях детям работников образовательных учреждений.

Исполнение законодательства о предоставлении внеочередного права на зачисление в дошкольные образовательные учреждения подтверждается и информацией отдела образования администрации Ленинского муниципального района от 30.12.2010 года, в соответствии с которой в течение 2010 года отделом образования выдано 87 направлений в дошкольные образовательные учреждения, и в частности, по очереди «внеочередники» - 73%, что значительно превышает выдачу данных направлений по другим категориям.

Доводы прокурора, ссылающегося в заявлении на Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» о том, что оспариваемый нормативно- правовой акт повышает вероятность коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, уполномоченных на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, выборочным изменением объема прав и возможностью необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций, по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц),несостоятельны. Включение указанной категории льготников в оспариваемое постановление не имеет признаков коррупциогенной нормы, поскольку для работников образовательных учреждений в качестве дополнительных гарантий предоставлено право на внеочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с указанным выше Соглашением. В связи с этим, указание прокурора на необоснованность включения в постановление администрации муниципального района оспариваемого пункта, не нашло своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 1.1. статьи 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», пунктами 15, 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района ЕАО к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО о признании недействующим - абзаца 7 пункта 2.9 постановления главы администрации муниципального образования от 25.09.2009 года №541 (в редакции от 30.07.2010 года №529) об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, в части наделения правом на внеочередное предоставление места в Учреждении для детей работников образовательных учреждений, отказать.

Решение может быть обжаловано, на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья С.Н. Кочев

Решение в законную силу не вступило