Решение по делу о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда



Дело № 2-214/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ленинское, ЕАО ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Михайлова Л.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Ключкиной А.А.,

представителя ответчика Краевской Н.И.,

при секретаре Сушко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее администрация) о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Требования мотивировал следующим. В ходе проверки деятельности администрации прокурором были истребованы документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест, однако указанные документы прокурору представлены не были. Согласно штатному расписанию в администрации количество штатных единиц составляет <данные изъяты>. Согласно приказов о приеме на работу и трудовых договоров в администрации трудоустроены <данные изъяты> человек. Аттестация рабочих мест отсутствует, так же как и отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. Указанные обстоятельства нарушают интересы работающих в настоящее время работников, а также могут нарушить интересы вновь принимаемых на работу лиц.

Просил суд признать бездействие администрации по непроведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда незаконным, обязать провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.02.2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Ключкина А.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и уточнила, просила провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в срок до 01.04.2011 года.

Представитель ответчика Краевская Н.И. исковые требования признала в полном объеме и уточнила, что количество штатных единиц в администрации составляет <данные изъяты> человека, трудоустроены <данные изъяты> человек, из них <данные изъяты> человек работают по совместительству. Аттестация рабочих мест не производилась из-за трудного материального положения в администрации, однако, несмотря на тяжелое финансовое положение, администрация планирует провести аттестацию рабочих мест в 2011 году. Просила установить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда до 01 апреля 2011 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с абзацем 3 части 2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Частью 8 ст. 209 ТК РФ установлено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда - это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - это, оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Частью 1 статьи 212 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Кроме этого, в соответствии с п.9 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Порядок), регулирующий вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, определению методов исследований при проведении оценки условий труда.

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Пунктом 5 указанного Порядка - сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствие с пунктом 7 Порядка - вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Согласно пункта 46 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утверждены Правила сертификации работ по охране труда.

Пунктом 3 Правила устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минтрудом России порядке (в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации рабочих мест для проведения выборочных измерений и оценок, форма сертификата безопасности, порядок рассмотрения апелляций, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях).

В соответствии с пунктом 4 Правил - объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

Пунктом 5 указывается, что сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.

Согласно пункту 6 Правил - сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Согласно штатным расписаниям, утверждённым Собранием депутатов Ленинского сельского поселения от 24.12.2009г. №114, а также распоряжением главы администрации Ленинского сельского поселения от 11.01.2010 года № 1-лс, в администрации количество штатных единиц составляет <данные изъяты> человека, из них председатель Собрания депутатов - <данные изъяты>; глава поселения- глава администрации - <данные изъяты>; муниципальные служащие администрации - <данные изъяты>; работники, автовокзала - <данные изъяты>; работники стадиона - <данные изъяты>; работники осуществляющие техническое обеспечение администрации - <данные изъяты> (л.д.83-88).

В соответствии с постановлением №1 от 27.10.2008 года Гончаров Д.М. с 27.10.2008 года вступил в должность главы МО «Ленинское сельское поселение» (л.д.15)

Согласно решению №3 от 27.10.2008 года Собрания депутатов председателем Собрания депутатов второго созыва муниципального образования «Ленинское сельское поселение» на постоянной основе избрана Дрень Л.Г. (л.д.9)

В соответствии с приказами МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ № «а»-лс, ДД.ММ.ГГГГ № -лс, ДД.ММ.ГГГГ № «б»-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ № «б»лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс в администрацию приняты соответственно на должности: заместителя главы администрации - ФИО6, сторожа - ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, уборщика служебных помещений - ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, электрогазосварщика с переводом на должность водителя - ФИО16, сторожа - ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ведущего специалиста 1 разряда - ФИО1, специалиста-эксперта - ФИО21, ведущего специалиста - ФИО22, консультанта - ФИО23, специалиста-эксперта - ФИО24, специалиста-эксперта -ФИО25, ведущего специалиста 2 разряда - ФИО26, старшего специалиста 1 разряда - ФИО27, ведущего специалиста 3 разряда - ФИО28, ФИО29, ведущего специалиста 1 разряда - ФИО30.

Из трудовых договоров, заключенных между администрацией и ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО31, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО32, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО1, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27. ФИО28, ФИО29, ФИО30, следует, что последние обязуются выполнять обязанности по соответствующим должностям на своих рабочих местах.

Из договора безвозмездного пользования №6 от 14.07.2010 г. и акта приема-передачи помещения от 14.06.2010 г. следует, что от имени МО «Ленинский муниципальный район» комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Ленинский муниципальный район» во временное пользование администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» передал помещения общей площадью 143,8 кв.м., расположенные на 2-м этаже здания, расположенного по адресу: ЕАО, с.Ленинское, ул. Пограничная, д.34.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.08.2010 № 391 следует, что в графе «сведения о видах экономической деятельности» основным видом экономической деятельности администрации является деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрации Ленинского сельского поселения в нарушение указанных выше норм не организовала и не провела аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, тем самым не обеспечив безопасные условия труда на предприятии.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 4 000 рублей.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 об утверждении «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 года №28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Возложить обязанность на администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 01 апреля 2011 года.

Взыскать с администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Ленинский муниципальный район» в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение десяти дней со времени вынесения.

Судья Л.В.Михайлов

Судебной коллегией по гражданским делам суда ЕАО решение суда оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 12.01.2011.