Дело № 2-77/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Токмачевой Н.И.
с участием истца старшего помощника прокурора Молчановой Г.А.,
представителя ответчика администрации района Стешиной А.М.,
представителя третьего лица МУЗ «Ленинская ЦРБ» Лаврук Н.Р.,
представителя третьего лица отдела образования Шаминовой О.М.
при секретаре Димовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ленинское, Еврейской АО
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с иском в защиту прав, свобод и законных интересов к МОУ «ООШ <адрес>» о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством в срок до 01.01.2011 года.
В заявлении указал, что в соответствии с п. 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако в школе отсутствует медицинский кабинет, что нарушает право учащихся на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Определением суда от 03.12.2010 к участию в деле были привлечены: в качестве соответчика - администрация Ленинского муниципального района ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - муниципальное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО.
Определением суда от 15.12.2010 к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования уточнила, просила возложить обязанность на ответчиков в срок до 01 сентября 2011 года оборудовать медицинский кабинет необходимым медицинским оборудованием и инструментарием согласно Приложению № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02, а именно: приобрести 4 стула; ширму; шкаф канцелярский 1 шт.; шкаф аптечный; медицинский столик со стеклянной крышкой - один с набором прививочного инструмента, другой со средствами оказания неотложной помощи; холодильник (для вакцин и медикаментов); умывальную раковину (умывальник); ведро с педальной крышкой; весы медицинские; ростомер; спирометр; динамометр ручной; лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования; таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота; тонометр; фонендоскоп 1 шт.; бикс маленький 1 шт.; жгут резиновый 2 шт.; шприцы одноразовые с иглами: 2,0; 5,0; 10,0 - по 5 шт. каждого; пинцет; термометр медицинский 3 шт.; ножницы 2 шт.; грелка резиновая 1 шт.; пузырь для льда 1 шт.; лоток почкообразный 2 шт.; шпатель металлический 10 шт.; шины иммобилизационные 2 шт.; носилки; кварц тубусный; очки в детской оправе, полихроматические; таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина; плантограф деревянный; коврик (1 м х 1,5 м). Требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца МУЗ «Ленинская ЦРБ» Лаврук Н.Р. требования прокурора поддержала и пояснила, что для качественного оказания медицинских услуг школьникам медицинскому работнику необходим кабинет, оснащенный оборудованием и инструментарием, предусмотренным Приложением 1 СаПиН 2.4.2.1178-02. С учетом небольшого количества учащихся количество некоторого оборудования может быть уменьшено - стулья 4 шт., шкаф канцелярский 1 шт., фонендоскоп 1 шт., бикс маленький 1 шт., жгут резиновый 1 шт., шприцы одноразовые с иглами 2,0; 5,0; 10, 0 - по 5 шт., термометр медицинский 3 шт., грелка резиновая 1шт., пузырь для льда 1 шт., лоток почкообразный 2 шт., шпатель металлический 10 шт., шины иммобилизационные 2 шт. В связи с небольшим количеством населения в селе, обязанность медицинского обслуживания школьников будет возложена на фельдшера ФАП с. Степное, который ежедневно в течение двух часов будет находиться в медицинском кабинете школы.
Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО Стешина А.М. требования не признала и пояснила, что все дети, обучающиеся в школе <адрес>, получают необходимое медицинское обслуживание в фельдшерско-акушерском пункте, вводить единицу медицинского работника в данном образовательном учреждении на 49 учащихся нецелесообразно. Кроме того, медицинский кабинет необходимо лицензировать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдела образования администрации района Шаминова О.М. возражала против удовлетворения требований прокурора и пояснила, что права детей на медицинское обслуживание не нарушены, поскольку в школе <адрес> оказывается вся необходимая медицинская помощь учащимся медработником ФАПа - проводится вакцинация, беседы и лекции.
Представитель ответчика МОУ «ООШ <адрес>» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражениях на иск указала, что как таковой медицинский кабинет в школе имеется, в нем есть кушетка и стол, медицинского оборудования нет.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Управления Роспотребнадзора по ЕАО в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Пунктом 23 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
Часть 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что соблюдения санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».
Пунктом 2.8.1. названного СанПиНа определено, что в обязательный набор помещений при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании входит, в том числе, и медпункт или помещение для медицинского обеспечения.
Приложением № 1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 предусмотрен обязательный примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета: письменный стол 1-2 шт., стулья 4-6 шт., ширма 1 шт., кушетка 1 шт., шкаф канцелярский 1-2 шт., шкаф аптечный 1 шт., медицинский столик со стеклянной крышкой: набором прививочного инструмента 1 шт., со средствами оказания неотложной помощи 1 шт., холодильник (для вакцин и медикаментов) 1 шт., умывальная раковина (умывальник) 1 шт., ведро с педальной крышкой 1 шт., весы медицинские 1 шт., ростомер 1 шт., спирометр 1 шт., динамометр ручной 1 шт., лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования 1 шт., таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота 1 шт., тонометр 1 шт., фонендоскоп 2 шт., бикс маленький 2 шт., бикс большой 2 шт., жгут резиновый 4-6 шт., шприцы одноразовые с иглами 2,0 – 10 шт.. 5,0 – 10 шт., 10, 0 – 5 шт., пинцет 1 шт., термометр медицинский 20-25 шт. ножницы 2 шт., грелка резиновая 1-2 шт., пузырь для льда 1-2 шт., лоток почкообразный 5 шт., шпатель металлический 40 шт., шины иммобилизационные 10 шт., носилки 1 шт., кварц тубусный 1 шт., очки в детской оправе (Дрр 56-58 мм) с линзами в 1 дптр 1 шт., полихроматические таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина 1 шт., плантограф деревянный 1 шт., коврик (1 м х 1,5 м).
В соответствие с абзацем 4 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.
Согласно п/п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебном заседании свидетель ФИО1 – заведующая – фельдшер ФАПа <адрес> пояснила, что в школе необходим медицинский кабинет, оснащенный оборудованием и инструментарием для работы медицинского персонала.
В судебном заседании стороны не оспаривали наличие в школе <адрес> помещения для медицинского обеспечения учащихся, в котором отсутствует определенный приложением № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 примерный перечень оборудования и инструментария.
Это подтверждается и исследованными в судебном заседании материалами дела: сообщением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЕАО по Октябрьскому и Ленинскому районам № 04-02 от 18.01.2011 года, техническим паспортом здания школы, договором о передачи имущества администрацией района в пользование на праве оперативного управления, возражениями на иск директора школы.
Из анализа приведенных норм и совокупности приведенных доказательств следует, что поскольку ответственность по предоставлению помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников несет образовательное учреждение, постольку обязанность создать эти соответствующие условия (в том числе, оснастить оборудованием и инструментарием) лежит на ответчике МОУ «ООШ <адрес>» в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств.
Из Устава МОУ «ООШ <адрес>» (пп.2, 113) следует, что деятельность школы финансируется ее учредителем - МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района в соответствии с договором между ними, но не ниже нормативов бюджетного финансирования для данного типа и виды школы.
Пунктом 109 названного Устава определено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО в целях обеспечения образовательной деятельности за школой закрепляется здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского социального, культурного и иного назначения на правах оперативного управления.
Стороны в судебном заседании не оспаривали факт того, что все имеющееся в школе имущество – муниципальная собственность Ленинского района ЕАО и школа им пользуется на праве оперативного управления. Это обстоятельство подтверждается и исследованным договором от 29.09.2001 № 28 о закреплении за муниципальным учреждением «ООШ<адрес>» муниципального имущества на праве оперативного управления.
Таким образом, при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, обязанность по оснащению медицинского кабинета в школе оборудованием и инструментарием, в соответствии с требованиями санитарных правил, возлагается на учредителя образовательного учреждения, собственника имущества – администрацию Ленинского муниципального района ЕАО.
Учитывая характер и объем работ, необходимых для устранения выявленного нарушения, суд находит срок до 01.09.2011 достаточным для его исполнения.
Довод представителя ответчика администрации района Стешиной А.М. и представителя третьего лица отдела образования Шаминовой О.М. о том, что оснащение медицинского кабинета в МОУ «ООШ <адрес>» оборудованием и инструментарием, предусмотренным Приложением № 1 СанПиНа, нецелесообразно в виду малого количества учащихся (49 человек), так как в соответствии с приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (пункт 47) на 1 должность медицинской сестры предусмотрено обслуживание 900 учащихся школ, то есть медицинский работник в школе работать не будет, суд считает несостоятельным.
Поскольку, во-первых, в приведенных нормах закона (Закон «Об образовании», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые имеют большую юридическую силу, чем приказ Минздрава СССР) отсутствует зависимость обязанности образовательного учреждения предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников от количества обучающихся в нем.
А, во-вторых, названый Приказ не снимает обязанность образовательного учреждения в предоставлении соответствующего медицинского помещения в случае, если количество учащихся меньше, чем предусмотрено ставкой медицинской сестры.
Кроме того, из пояснений главного врача МУЗ «Ленинская ЦРБ», чье учреждение непосредственно осуществляет медицинское обслуживание школьников, следует, что обязанность по медицинскому обслуживанию школьников в медицинском кабинете в течение 2-3 часов в день будет возложена на работника ФАП <адрес>.
Довод представителя ответчика Стешиной А.м. о том, что спорный медицинский кабинет подлежит лицензированию, суд считает несостоятельным, поскольку не основан на законе.
Так в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит вид деятельности (в нашем случае медицинская деятельность ст. 17), а не помещение (в нашем случае медицинский кабинет).
И в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (п. 5).
То есть по смыслу приведенных норм, лицензированию подлежит медицинская деятельность медицинского учреждения (МУЗ «Ленинская ЦРБ») в медицинском кабинете МОУ «ООШ с. Степное», оборудованном в соответствии с действующим законодательством для медицинского обслуживания учащихся.
В соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организации признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец прокурор Ленинского района ЕАО и ответчик администрация Ленинского муниципального района ЕАО.
Поскольку исковые требования истца прокурора удовлетворены, следовательно, государственная пошлина в размере 2000 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ – 4000 рублей : 2 плательщика) подлежит взысканию с ответчика МОУ «ООШ <адрес>», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Закона РФ «Об образовании», абз. 2 п. 3 ч.1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.п. 9, 19 ч. 1, ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>» оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: <адрес> оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением № 1 СанПин 2.4.2.1178-02.2.4.2 а именно: приобрести 4 стула; ширму; шкаф канцелярский 1 шт.; шкаф аптечный; медицинский столик со стеклянной крышкой - один с набором прививочного инструмента, другой со средствами оказания неотложной помощи; холодильник (для вакцин и медикаментов); умывальную раковину (умывальник); ведро с педальной крышкой; весы медицинские; ростомер; спирометр; динамометр ручной; лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования; таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота; тонометр; фонендоскоп 1 шт.; бикс маленький 1 шт.; жгут резиновый 2 шт.; шприцы одноразовые с иглами: 2,0; 5,0; 10,0 - по 5 шт. каждого; пинцет; термометр медицинский 3 шт.; ножницы 2 шт.; грелка резиновая 1шт.; пузырь для льда 1 шт.; лоток почкообразный 2 шт.; шпатель металлический 10 шт.; шины иммобилизационные 2 шт.; носилки; кварц тубусный; очки в детской оправе, полихроматические; таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина; плантограф деревянный, коврик (1 м х 1,5 м) в срок до 01 сентября 2011 года.
При недостаточности денежных средств у МОУ «ООШ <адрес>» обязанность оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: <адрес> оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением № 1 СанПин 2.4.2.1178-02.2.4.2, а именно: приобрести 4 стула; ширму; шкаф канцелярский 1 шт.; шкаф аптечный; медицинский столик со стеклянной крышкой - один с набором прививочного инструмента, другой со средствами оказания неотложной помощи; холодильник (для вакцин и медикаментов); умывальную раковину (умывальник); ведро с педальной крышкой; весы медицинские; ростомер; спирометр; динамометр ручной; лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования; таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота; тонометр; фонендоскоп 1 шт.; бикс маленький 1 шт.; жгут резиновый 2 шт.; шприцы одноразовые с иглами: 2,0; 5,0; 10,0 - по 5 шт. каждого; пинцет; термометр медицинский 3 шт.; ножницы 2 шт.; грелка резиновая 1шт.; пузырь для льда 1 шт.; лоток почкообразный 2 шт.; шпатель металлический 10 шт.; шины иммобилизационные 2 шт.; носилки; кварц тубусный; очки в детской оправе, полихроматические; таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина; плантограф деревянный, коврик (1 м х 1,5 м) в срок до 01 сентября 2011 года возложить на администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере 2000 (две тысячи) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда ЕАО Н.И. Токмачева
Решение не вступило в законную силу