Дело № 2-137/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ЕАО, с. Ленинское 10 июня 2011 года Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе: председательствующего судьи Кочева С.Н., с участием заявителя Митюхляевой К.К., представителя заявителя Кадын Н.В., представителя администрации МО «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО Кочергина Ю.Н., при секретаре Димовой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Митюхляевой Клавдии Константиновны о признании постановления администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области № 61 от 01.10.2010 об исключении из списков, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий незаконным, установил: Митюхляева К.К. обратилась в Ленинский районный суд ЕАО с заявлением о признании постановления администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области № 61 от 01.10.2010 об исключении из списков, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий незаконным, указывая, что данным постановлением администрации нарушаются её права на улучшение жилищных условий и получение жилья за счет средств федерального бюджета. Свои требования мотивировала тем, что она является участником Великой Отечественной войны и согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах» имеет право на получение жилья за счет средств федерального бюджета. 02 марта 2010 года она написала заявление о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. 24.05.2010 постановлением администрации Бабстовского сельского поселения № 36 её включили в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В то время, пока собирала справки, предоставляя то одну, то другую, её исключили из указанных списков. Об исключении из списков никто её не уведомил. Просит признать постановление администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области № 61 от 01.10.2010 об исключении ее из списков, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий незаконным и обязать администрацию устранить допущенное нарушение. В судебном заседании заявительница Митюхляева К.К. свои требования поддержала, по существу ничего не дополнила. Представитель заявительницы Кадын Н.В. требования поддержала и пояснила, что Митюхляева - ее мать. В 2009 году с администрации сельского поселения им сообщили, что мать может встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, нужно собирать документы. С февраля 2010 года она стала этим заниматься, собирать справки т.к. мать престарелая, ей 85 лет, в 2009 перенесла инсульт. Она представила соответствующие документы и 24 мая 2010 года мать включили в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Собранные документы администрацией сельского поселения были направлены в Ленинский районный отдел социальной защиты населения, затем в Областной отдел соцзащиты населения. В Биробиджане, в областном отделе соцзащиты населения встал вопрос о том, что мать не проживает на одном месте 5 лет и требовалась справка, что ею не было приватизировано жилье по последнему ее месту жительству. Затем ей было сказано, что все справки выданы на имя матери по адресу ее проживания в <адрес>, <адрес> тогда как по паспорту она зарегистрирована по <адрес>, <адрес>. С администрации сельского поселения сказали, что нужно перепрописаться, хотя это тот же самый дом. Для того, чтобы перепрописаться, нужно заключить договор социального найма. 14 октября 2010 года в доме администрация провела акт обследования жилья. На тот момент она еще не знала, что мать исключили из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Стала собирать требуемые справки по матери с последнего ее места жительства, одновременно перерегистрировала ее, договор социального найма оформила на свою дочь, т.е. внучку матери ФИО6, т.к. сама мать уже не в состоянии следить за домом. Пока все это собирала и делала, в Ленинском отделе социальной защиты населения в декабре 2010 года случайно узнала, что 01 октября мать исключили из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Никто их официально об этом не уведомлял, на руки ничего не выдали. В Областном отделе социальной защиты населения сказали, что дом у матери не ветхий, не валится, что своими действиями они хотят, намерено показать, что жилищное положение матери хуже, чем есть на самом деле. Трехмесячный срок обращения в суд пропустила т.к. в феврале 2011 года обращалась на прием в областной отдел социальной защиты населения, писала в депутатский центр в Еврейской автономной области партии «Единая Россия», в прокуратуру района, везде отвечали, разберемся, затем обращайтесь в суд. Представитель администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО Кочергин Ю.Н. требования заявительницы признал и пояснил, что действительно сбором пакета необходимых документов по Митюхляевой для постановки ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий занималась ее дочь Кадын Н.В. Хотя Митюхляева по учетным нормам жилья в квадратных метрах обеспечена жильем, но в доме, где она проживает нет удобств, вода привозная, отопление нецентрализованное и в мае 2010 года Митюхляеву включили в список нуждающихся в улучшении жилья. Однако в дальнейшем действительно из комитета отдела социальной защиты населения стали звонить и требовать предоставления еще каких-то актов и справок, переоформления договора социального найма. Затем в устной форме начальником Ленинского районного отдела социальной защиты населения ФИО8 было сказано, что Митюхляеву необходимо исключить из указанных списков нуждающихся, т.к. она не проживает по указанному адресу 5 лет. Постановление было об этом вынесено, в адрес Митюхляевой его не отправляли. Выслушав заявителя и ее представителя, представителя администрации, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Митюхляевой К.К. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254, ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановлено, считать необходимым обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, участников и инвалидов ВОВ в срок до 01.03.2010 из расчета 22 кв.м. на одного человека. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Пунктом 3 части 1 статьи 15 указанного закона установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что Митюхляева К.К., согласно удостоверению серия ВВ № 1415945 от 23.05.2002 является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы установленные Федеральным законом «О ветеранах», имеет вторую группу инвалидности по общему заболеванию (л.д. 18-19). Постановлением администрации МО «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО № 36 от 24 мая 2010 года Митюхляева К.К., как участник Великой Отечественной войны включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 13). Постановлением администрации указанного сельского поселения № 61а от 01.10.2010 на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, Устава муниципального образования, и решением жилищной комиссии № 02 от 27.09.2010 - Митюхляева К.К., исключена из списка нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. В соответствии с ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Частью 2 указанной статьи установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Зарегистрирована Митюхляева К.К., и проживает по адресу <адрес> - 02.07.2010, в качестве члена семьи «Нанимателя» по договору социального найма - ФИО6, в доме общей площадью 72 кв.м., что подтверждается паспортными данными, договором социального найма жилого помещения (л.д. 14-17, 35). Из справки администрации «Бабстовское сельское поселение» от 14.10.2010, № 2455 следует, что Митюхляева К.К. проживает у родственников по <адрес>, <адрес>, ЕАО, собственного жилья не имеет (л.д. 21). Из справки ГУП «БТИ ЕАО» от 02.02.2010 следует, что в пределах Ленинского района ЕАО Митюхляева К.К., квартиру не приватизировала, и недвижимость до февраля 1998 года в БТИ не была зарегистрирована (л.д. 9). Из сообщений Управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО и по Хабаровскому краю соответственно от 02.02.2010 и 11.10.2010 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Митюхляевой К.К., на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 10, 20). Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу статьи 4 Закона ЕАО от 31.05.2005 № 500-ОЗ (ред. от 02.11.2005) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления и представленных документов. Из акта обследования жилищно-бытовых условий семьи от 14.10.2010 следует, что Митюхляева К.К., проживает в <адрес>, ЕАО <адрес> внучкой ФИО6. Дом панельный, с печным отоплением, без удобств, вода привозная. Необходимая мебель для проживания имеется. Митюхляева является инвалидом 2 группы, нуждается в благоустроенной квартире (л.д. 22). Аналогичный акт обследования жилищно-бытовых условий семьи Митюхляевой К.К., был составлен 02.02.2010 года (л.д. 6). Согласно решению жилищной комиссии администрации Бабстовского сельского поселения № 02 от 27.09.2010 Митюхляеву К.К., решено снять с учета по улучшению жилищных условий в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с отсутствием права, возникшее с улучшением жилищно-бытовых условий по адресу : <адрес>, <адрес> <адрес>. Суд считает, что решение жилищной комиссии противоречит актам обследования жилищно-бытовых условий семьи Митюхляевой К.К. Так, в данных актах проведенных, как до постановки на учет Митюхляевой К.К., так и после снятия с учета указано, что Митюхляева К.К. нуждается в благоустроенной квартире. В тоже время, в решении жилищной комиссии отражено, что у Митюхляевой К.К., отсутствует право на улучшение жилищно-бытовых условий, в связи с их улучшением. При этом, обследование жилья от 14.10.2010 проведено до вынесения решения жилищной комиссии от 27.09.2010. В чем выразилось улучшение жилищных условий Митюхляевой К.К., ни в решении жилищной комиссии, ни в постановлении об исключении из списка не указано. В решении жилищной комиссии от 27.09.2010 № 02 и постановлении администрации сельского поселения № 61а от 01.10.2010 в обоснование исключения Митюхляевой К.К., из списка нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий как на основание, указано на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Согласно 53 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако какие были совершены действия со стороны Митюхляевой К.К., которыми она намеренно ухудшила свои жилищные условия, ни в решении жилищной комиссии, ни в постановлении администрации об исключении из списка нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий не отражено. В тоже время, в соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета гражданина, в качестве нуждающегося в жилом помещении должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, что в принятых решениях в отношении Митюхляевой К.К., отсутствует. В судебном заседании установлено, что постановление об исключении из списка нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий Митюхляевой К.К., не выдавалось и не направлялось, тогда как, в соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ должно было быть направлено или вручено заявительнице не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. С учетом изложенного суд считает, что при принятии решения об исключении Митюхляевой К.К., из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий был не соблюден порядок принятия такого решения, а именно: нарушена его процедура, основания и сроки. В связи с нарушением требований законодательства заявление Митюхляевой К.К., подлежит удовлетворению. Решая вопрос о причинах нарушения сроков обращения заявительницы в суд с указанными требованиями, суд считает их уважительными и пропущенный срок подлежащим восстановлению. При этом, суд учитывает возраст заявительницы Митюхляевой К.К., ей 85 лет, то обстоятельство, что данным вопросом занималась ее дочь Кадын Н.В., которой об исключении матери из списка нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий стало известно случайно, в декабре 2010 года. При этом до обращения в суд по вопросу исключения матери из указанного списка Кадын Н.В., обращалась в комитет социальной защиты населения правительства ЕАО, в прокуратуру Ленинского района ЕАО, в депутатский центр всероссийской политической партии «Единая Россия» в ЕАО, что подтверждается ответами с указанных учреждений. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Решил: Заявление Митюхляевой Клавдии Константиновны удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области № 61 от 01.10.2010 об исключении Митюхляевой Клавдии Константиновны из списков, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий. Обязать администрацию муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области № 61 от 01.10.2010 осуществить постановку Митюхляевой Клавдии Константиновны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его изготовления судом в окончательной форме. Судья С.Н. Кочев Копия верна Судья С.Н. Кочев