Решение по делу о возложении обязанности по оборудованию автобусов в соответствии с ГОСТами



      Дело № 2 -98/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2011 года                                                                             с. Ленинское, ЕАОЛенинский районный суд Еврейской автономной области в составе:председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Ключкиной А.А.,

представителей ответчиков

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» Игнатовой И.Н.,

отдела образования администрации Ленинского

муниципального района ЕАО Андреевой Е.А.,

администрации Ленинского муниципального района ЕАО Стешиной А.А.,

специалиста ФИО2,

при секретаре Шаминовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское», отделу образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности по оборудованию школьных автобусов в соответствии с ГОСТами,

установил:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское», о возложении обязанности по оборудованию школьных автобусов в соответствии с ГОСТами.

Требования мотивированы тем, что школьные автобусы №, государственный регистрационный знак №, 1992 года выпуска и № государственный регистрационный знак №, 1992 года выпуска в нарушение ГОСТа «Автобусы для перевозки детей. Технические требования ГОСТ Р 51160-98», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 101: не оснащены ремнями безопасности (ГОСТ Р 41.16-2005); не оснащены отсеками в задней части и (или) полками над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв. м и не менее 20 куб. дм на каждое место пассажира (п. 4.2.5.); в автобусах не предусмотрены специальные места для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии (п. 4.2.5.); в автобусах отсутствуют полки для ручной клади (п. 4.2.7.); в автобусах отсутствуют на боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса, нанесенные контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 её высоты (п. 4.5.20.); кузова автобусов не окрашены в желтый цвет (п.4.5.24.); автобусы не оснащены устройствами, обеспечивающими автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом (п. 4.5.25.); в автобусах отсутствуют сиденья, предусмотренные для взрослого пассажира, сопровождающего детей (п. 4.3.9.); в автобусах высота первой ступеньки от уровня дороги не соответствует ГОСТу, и должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола (п. 4.4.3.); в автобусах отсутствуют поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей (п. 4.4.6.). Выявленные факты несоответствия с ГОСТами школьных автобусов свидетельствуют о нарушениях его требований, которые являются обязательными и направлены на предотвращение детского травматизма, сохранение жизни и здоровья детей.

01 апреля и 27 мая 2011 года определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены соответственно отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО и администрация Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора района Ключкина А.А. исковые требования поддержала и уточнила, просила запретить МОУ «СОШ с. Ленинское» эксплуатацию автобусов, поскольку переоборудовать их в соответствии с требованиями ГОСТа как выяснилось, невозможно. Однако в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью детей эксплуатацию этих автобусов по перевозке школьников следует запретить.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское» (далее МОУ «СОШ с.Ленинское») Игнатова И.Н. исковые требования не признала и пояснила, что указанные два автобуса были переданы школе отделом образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО по договору безвозмездного пользования, срок которого в настоящее время истек. С 01 июля эти автобусы школой не эксплуатируются т.к., учебный процесс и экзамены закончились, и перевозка детей осуществляется имеющимися тремя автобусами нового образца. Автобусы, в отношении которых заявлены исковые требования могут быть задействованы только в подвозе школьников на соревнования, и с началом нового учебного года. Данные автобусы были выпущены до принятия ГОСТа, которым регулируется перевозка школьников. Этими автобусами перевозились такие же дети, которые ничем не отличались от детей до издания ГОСТа. Школа имеет лицензию на перевозку школьников, автобусы прошли техосмотр, т.е. могут эксплуатироваться, на них работают водители, имеющие большой стаж работы на данном виде автотранспорта. Дети во время перевозок находятся под присмотром сопровождающих. Обновление автопарка школы постепенно идет, с 2008 года школе администрацией района уже передано три новых автобуса. Наложение запрета школе эксплуатировать автобусы старого образца, повлечет срыв с 01 сентября подвоз детей к школе, т.е. срыв учебного процесса. Имеющимися тремя новыми автобусами перевозку всех детей, которых более 230 человек и основная масса которых учится в первую смену, невозможно будет произвести. Притом, что подвоз автобусами начинает осуществляться с 7 часов, успевают они сделать по два рейса, и перевозка осуществляется только по количеству посадочных мест.

Представитель ответчика отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО (далее отдела образования) Андреева Е.А. исковые требования не признала и пояснила, что автобусы, в отношении которых поставлен вопрос об их переоборудовании и запрете эксплуатации, принадлежат отделу образования. Срок действия договора между отделом образования и школой о передаче последней автобусов в безвозмездное пользование истек, договор не продлен, однако он продолжает действовать т.к. стороны не ставят вопрос о его расторжении. Указанные автобусы отделом образования не используются, их эксплуатирует школа. Вопрос по закупке недостающих автобусов будет решаться, возможно, в следующем году. В случае запрета эксплуатации автобусов будет нарушен образовательный процесс, порядка 120 детей будут лишены возможности подвоза в школу, а следовательно, образование им станет недоступным. Вместе с тем, в соответствии с 43 статьей Конституции РФ и частями 1,3 статьи 5 Закона об образовании каждый имеет право на образование, и возможность получения образования. В соответствии с федеральным законом о безопасности дорожного движения эксплуатация транспортных средств запрещается только при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Однако, данные автобусы технически исправные. Ссылка в исковом заявлении на отсутствие ремней безопасности безосновательна, так как в соответствии с правилами дорожного движения отсутствие ремней безопасности допустимо, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства. Однако, установка ремней безопасности невозможна, т.к. конструкцией автобусов их установка не предусматривалась.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО (далее администрации района) Стешина А.А. исковые требования не признала и пояснила, органами местного самоуправления, и в частности администрацией района предпринимаются все меры, чтобы образовательный процесс школы не был нарушен. Переоборудовать эти автобусы невозможно, они сняты уже с производства, и даже приобретение запчастей на них проблематично. Проблема замены автобусов решается по мере возможности выделения финансирования на эти цели. На этот год средств на эти цели в бюджете района нет. Фактически данные требования приведут только к срыву образовательного процесса, и в частности это отразится на детях, проживающих в отдаленных селах. Запрет на эксплуатацию автобусов будет лишь вынуждать детей, их родителей искать другие способы доставки детей в школу. Решить проблему их доставки выделением средств на оплату проезда рейсовыми автобусами тоже не выход, поскольку расписание рейсовых автобусов не подчинено школьному расписанию начала учебного процесса, и эти автобусы также не отвечают требованиям перевозки школьников.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статей 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О безопасности дорожного движения» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Частью 1 статьи 16 указанного закона определено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Частью 1 статьи 20 данного закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно пункта 2.1.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 (ред. 26.12.2008) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Пунктом 22.6 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.05.2010) «О правилах дорожного движения» установлено, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в имеющих опознавательные знаки "Перевозка детей" автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей.

Специальные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, к автобусам, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, определены Государственным стандартом Российской Федерации «Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98».

Ответчик МОУ «СОШ с.Ленинское» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельствами о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и постановкой его на учет в налоговом органе, Уставом общеобразовательного учреждения, сметой расходов на 2011 год.

В судебном заседании установлено, что в целях образовательного процесса в МОУ «СОШ с.Ленинское» для перевозки детей используются автобусы №, государственный номер №, государственный номер № что подтверждается договором безвозмездного пользования от 03.09.2009 и актом приема - передачи движимого имущества, передаваемого от отдела образования администрации Ленинского муниципального района в безвозмездное пользование муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское».

Срок пользования имуществом (автобусами) в соответствии с пунктом 4.1 договора заканчивается 31.08.2010 года.

К доводам представителя ответчика МОУ «СОШ с. Ленинское» о том, что срок пользования автобусами по договору истек и с 01 июля текущего года автобусы школой не эксплуатируются, т.к. учебный процесс и экзамены закончились, суд относится критически. В опровержение своих же пояснений, представитель ответчика МОУ «СОШ с.Ленинское» показала, что автобусы могут быть задействованы школой в подвозе школьников на соревнования, и с началом нового учебного года, т.к. их неиспользование повлечет срыв учебного процесса. Представитель ответчика отдела образования пояснила, что срок действия договора о передаче школе автобусов в безвозмездное пользование истек, но школа их эксплуатирует. Таким образом, установлено, что фактически автобусы не используются в подвозе школьников временно, в связи с окончанием учебного процесса, но дальнейшее использование их планируется в связи с наступлением нового учебного года, а также в случае других мероприятий (проведением соревнований и т.д.).

Из актов проверки автобусов отдела образования Ленинского муниципального района, осуществляющих детские перевозки от 18.03.2011 следует, что автобусы № 1992 г. выпуска, государственный регистрационный знак № и № 1992 г. выпуска, государственный регистрационный знак №, имеют несоответствие требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», а именно: не оснащены - ремнями безопасности; отсеком в задней части и (или) полками над окнами или другими местами для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв.м и не менее 20 куб.дм на каждое место пассажира; специальным местом для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии; полками для ручной клади над окнами; устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом; в проходах служебных дверей предназначенных для выхода детей поручнями или ручками; сиденьем для взрослого пассажира, сопровождающего детей; первой ступенькой высотой от уровня дороги не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола; наличием на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобусов контрастных надписей «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты; кузова автобусов не окрашены в желтый цвет.

Наличие указанных выше нарушений представителями ответчиков не оспаривается.

В судебном заседании уточнено, что один из двух автобусов - №, регистрационный знак № не 1992 года выпуска, как ошибочно указано в иске, а 1990. Это подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства - №, паспортом транспортного средства №.

Допрошенный в качестве специалиста начальник ОГИБДД ОВД по Ленинскому району ФИО2 показал, все нарушения по автобусам в актах проверки отражены правильно. Эксплуатация автобусов возможна, но только не по перевозке детей, т.к. это касается их безопасности. В случае ДТП риск получения детьми увечий, находясь в данных автобусах, возрастает многократно. Кроме того, все зависит от эксплуатации автобусов, рекомендуемый срок эксплуатации которых 10 лет. Технически автобусы устарели, один 1990 года выпуска, второй 1992 года. Они не оснащены специальным оборудованием, которое не позволяет разогнать автобус свыше 60 км в час. Выдвижение ступеньки не предусмотрено конструкцией. В одном из автобусов течет крыша, он сгнил. Переоборудовать их под новые требования невозможно, фактически это будут изменения в их технических характеристиках. Требования ГОСТа по перевозке школьников обязаны соблюдаться.

С учетом изложенного, суд считает, что перечисленные выше недостатки в техническом состоянии и оснащении автобусов, используемых МОУ «СОШ с.Ленинское» создают угрозу безопасности жизни и здоровья детей при осуществлении их перевозки, и могут повлечь тяжкие последствия в результате дорожно-транспортного происшествия.

Доводы представителей ответчиков о том, что школа имеет лицензию на перевозку школьников, автобусы прошли технический осмотр, и на них работают водители с большим стажем, дети во время перевозок находятся под присмотром сопровождающих, что обновление автопарка школы идет постепенное, и на этот год средств в бюджете района на приобретение новых автобусов нет, а наложение запрета эксплуатации автобусов старого образца по перевозке школьников повлечет срыв учебного процесса, не являются основанием для освобождения образовательного учреждения от обязанности соблюдения требований законодательства.

В удовлетворении исковых требований к отделу образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области суд считает необходимым отказать, поскольку данные ответчики являются ненадлежащими. Это обоснованно тем, что отдел образования и администрация района привлекались судом в качестве ответчиков по делу в связи с заявленными требованиями о необходимости переоборудования автобусов и выяснения ряда вопросов, в том числе (согласия собственника автотранспорта, финансирования и т.д.). В дальнейшем требования прокурора были уточнены, а именно прокурор просил суд обязать запретить общеобразовательному учреждению эксплуатацию автобусов. В процессе судом было установлено, что эксплуатацию автобусов осуществляет только МОУ «СОШ с.Ленинское».

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Пунктом 9 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Размер государственной пошлины по настоящему делу в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>.

Таким образом, в связи с удовлетворением иска, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден, подлежит взысканию с ответчика МОУ «СОШ с.Ленинское», не освобожденного от ее уплаты.       

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское», о запрете эксплуатации автобусов по перевозке школьников удовлетворить.

Запретить муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское», эксплуатацию автобусов - №, государственный регистрационный знак №, 1992 года выпуска, №, государственный регистрационный знак №, 1990 года выпуска для перевозки школьников в связи с несоответствием их требованиям ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» предусматривающим:

- оснащение автобусов ремнями безопасности;

- оснащение автобусов отсеком в задней части и (или) полками над окнами или другими местами для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв.м и не менее 20 куб.дм на каждое место пассажира;

- оснащение автобусов специальным местом для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии;

- оснащение автобусов полками для ручной клади над окнами;

- наличие в автобусах не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей;

- наличие в автобусах первой ступеньки высотой от уровня дороги не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола;

- наличие на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобусов контрастных надписей «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты;

- окраску кузова автобусов желтого цвета;

- оснащение автобусов устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;

- оснащение в проходах служебных дверей автобусов предназначенных для выхода детей поручнями или ручками.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере <данные изъяты>.

Исковые требования прокурора Ленинского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о запрете эксплуатации автобусов по перевозке школьников оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                          С.Н. Кочев

Копия верна

Судья С.Н. Кочев