Решение по делу №2-124/2011 по иску Тонких Т.С. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации вступило в законную силу 12.08.2011



Дело № 2-124/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское                                                                              27 июля 2011 года

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участием истца Тонких Т.С.,

представителя истца Кузнецовой М.М.,

при секретаре Швецовой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тонких Тамары Семеновны к Государственному учреждению «Пограничное ордена Отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области», Комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Тонких Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Требования мотивировала тем, что согласно ордеру № 145 выданного ей войсковой частью 2537 от 19.10.1994 года она вселилась в <адрес>, в <адрес>. С 2004 года является добросовестным квартиросъемщиком, пользовалась субсидией. 28.12.2009 года при подаче документов на получение субсидии на январь 2010 года была поставлена в известность, что субсидию ей предоставить не могут из-за отсутствия договора найма жилого помещения, либо договора приватизации. Фактически она занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, т.к. исправно оплачивает коммунальные услуги, оплачивает за наем, техническое обслуживание, текущий ремонт. Другого жилья не имеет, правом на приватизацию не пользовалась. Приватизировать квартиру пыталась с 2004 года. На ее неоднократные обращения к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО по вопросу приватизации квартиры ей было предложено дождаться оформления технических паспортов на все квартиры дома, после чего дом можно будет внести в Реестр государственной собственности либо обращаться в суд. В феврале 2011 экспертная комиссия ЕАО по применению законодательства по вопросам предоставления гражданам субсидий, рассмотрела ее вопрос о предоставлении субсидии и предоставила ее с 01 февраля по 31 июля 2011 года. Считает, что понесла материальный и моральный ущерб. Истица просила признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: ЕАО <адрес>. Взыскать с Комитета социальной защиты населения правительства ЕАО материальный ущерб, сложившийся из недополученной субсидии в размере <данные изъяты>, с Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО судебные расходы в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

31.05.2011 года судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Областное государственное бюджетное учреждение «Расчетно-кассовый центр» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ЕАО.

13.07.2011 года определением суда уточнено наименование ответчиков и постановлено считать Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Областное государственное бюджетное учреждение «Расчетно-кассовый центр» соответственно как Государственное учреждение «Пограничное ордена Отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, и Областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области».

27.07.2011 года определением суда производство по настоящему иску в части взыскания с Государственного учреждения «Пограничное ордена Отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО судебных расходов в сумме <данные изъяты> компенсации морального вреда, с ответчиков Комитета социальной защиты населения правительства ЕАО и Областного государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» материального ущерба из недополученной субсидии в сумме <данные изъяты> прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании истица Тонких Т.С. первоначальные требования поддержала и пояснила, что фактически в указанном <адрес> в <адрес> проживает с 1985 года, а в <адрес> октября 1994 года. Квартира ей была предоставлена на основании ордера войсковой частью №2537 в связи с ее работой в части. Ранее не участвовала в приватизации жилых помещений. С 2004 года пользовалась субсидией. В декабре 2009 года была предупреждена ОГБУ «расчетно-кассовый центр», что для предоставления субсидии необходимы договор найма жилого помещения либо договор приватизации. Решением экспертной комиссии ЕАО ей была предоставлена субсидия на период с 01 февраля по 31 июля 2011 года до решения вопроса о праве владения жилым помещением. Попытки приватизировать квартиру она предпринимала с 2004 года, но была введена в заблуждение должностным лицом войсковой части 2537 ФИО3 о том, что приватизация ей не положена т.к. дом находится в закрытом военном городке. По вопросу приватизации обращалась и к губернатору области, и Комитет социальной защиты населения правительства области дал ей ответ, что в субсидии отказано правомерно. В связи с этим, просила взыскать недополученную субсидию с надлежащего ответчика - с ОГБУ «Расчетно-кассовый центр» либо с Комитета социальной защиты населения правительства ЕАО. Пограничным управлением ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО ее обращения по решению вопроса приватизации квартиры игнорировались, в связи с чем просила взыскать с данного ответчика компенсацию морального вреда и судебные расходы.

В дальнейшем истица Тонких Т.С. в части требований к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, а также к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО и ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о взыскании недополученной субсидии отказалась. В остальной части на своих требованиях настаивала.

Представитель истца Кузнецова М.М. исковые требования поддержала и пояснила, что Тонких Т.С. живет в данной квартире более 15 лет, на основании выданного ей ордера. В перечень закрытых городков дом, где проживает истица не входит. С 2004 года Тонких Т.С. пытается оформить приватизацию квартиры. Другого жилья она не имеет. Производит оплату за жилье, коммунальные услуги. Просит признать право собственности истицы в порядке приватизации на данную квартиру.

Представитель ответчика Государственное учреждение «Пограничное ордена Отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области» (далее - пограничное управление) в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве от 27.07.2011 года указали, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, однако за пограничным управлением на праве оперативного управления не закреплялось. При установлении судом факта проживания истицы в жилом помещении на условиях социального найма, пограничное управление не возражает против приватизации спорного жилого помещения.

Представители ответчиков Комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, Областного государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, из телефонограмм следует, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее ТУ Росимущество в ЕАО)в судебное заседание не явился, из телефонограммы следует, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве указали, что жилой <адрес> в <адрес> не числится в реестре федерального имущества, расположенного на территории ЕАО, в связи с чем ТУ Росимущества в ЕАО не осуществляет полномочия собственника в отношении данного имущества. Тот факт, что пограничное управление не осуществило государственную регистрацию права оперативного управления в отношении имущества, свидетельствует о нарушении им действующего законодательства и не может являться основанием нарушения прав граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений (л.д.208 - 210).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае в судебное заседание не явился, из телефонограммы следует, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве указали, что <адрес> в <адрес>, ЕАО не заявлена к учету в реестре федерального имущества. Ответственность за предоставление документов для учета в реестре федерального имущества возлагается на правообладателя федерального имущества (л.д. 236-237).

Неявка представителей, участвующих в деле указанных лиц, не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Заслушав пояснения истицы, ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Тонких Т.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 6 указанного закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 8 закона предусмотрено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно статьи 11 закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение - однокомнатная квартира расположенная <адрес> в <адрес> ЕАО на основании ордера №145 от 19.10.1994 года была предоставлена войсковой частью №2537 нанимателю ФИО1, в качестве члена семьи нанимателя включена ее дочь ФИО4 Проживание Тонких Т.С. по указанному адресу и ее работа в войсковой части №2537 не связана с прохождением военной службы, подтверждается карточкой прописки, выпиской из лицевого счета, трудовой книжкой, паспортных данных, справками администрации Ленинского сельского поселения (л.д. 18, 47, 48-50, 51, 53-54, 137). Ранее Тонких Т.С. в приватизации по месту своего жительства на территории муниципального образования «Ленинский муниципальный район» не участвовала и приватизированного жилья не имеет (л.д. 55). Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области от 29.05.2010 года следует, что права на спорное жилое помещение по адресу <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 56).

Из сообщения отдела мониторинга состояния материально-технического обеспечения пограничных органов ФСБ России от 17.06.2011 года следует, что согласно письму ТУ Росимущества по ЕАО от 17.05.2006 года №1129 жилой дом (79-ти квартирный ДОС) по <адрес> расположенный в <адрес>, ЕАО закреплен на праве оперативного управления за войсковой частью №2537. 24 июля 2007 года войсковая часть №2537 расформирована и ее подразделения переподчинены Службе в г.Биробиджане Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО. Какие-либо правоустанавливающие документы на указанный жилой дом в ФСБ России отсутствуют (л.д. 221).

Данная информация подтверждается письмом Пограничного управления от 07.09.2006 года №21/702/6-2433 в адрес ТУ Росимущества по ЕАО, из которого следует, что приказом директора ФСБ (номер приказа секретный) войсковая часть №2537 вошла в состав ГУ «Пограничное ордена отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности РФ по Хабаровскому краю и ЕАО. Объекты движимого и недвижимого имущества перезакрепляются за пограничным управлением.

Из справок пограничного управления от 12.07.2011 года следует, что Служба в г.Биробиджане пограничного управления входит в состав Пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по Хабаровскому краю и ЕАО и жилой дом <адрес> состоит на учете Службы в г. Биробиджане.

Последнее обстоятельство подтверждается карточкой учета основных средств от 12.07.2011 года по данному дому.

В силу статьи 4 Закона от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В Перечень жилищного фонда закрытых военных городков Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года №752-р (ред. от 17.03.2010), указанный выше дом не входит.

То, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, в деле доказательствами не подтверждается.

Из государственных контрактов на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению №64 от 25.05.2011, на поставку электрической энергии для государственных нужд №170 от 01.01.2011, на отпуск тепловой энергии в горячей воде №25 от 01.01.2011, заключенных между ООО «Исток», ОАО «ДЭК» и Службой в г. Биробиджане Пограничного управления следует, что ООО «Исток» предоставляет коммунальные услуги, ОАО «ДЭК» электрическую энергию, а Служба в г.Биробиджане Пограничного управления оплачивает эти услуги (л.д. 177-203).

Из информации, направленной Службой в г.Биробиджане пограничного управления от 22.06.2011 года следует, что жилой <адрес> в <адрес> состоит на балансе Службы в г.Биробиджане, которая является эксплуатирующей организацией данного дома (л.д. 172-173).

Взимание квартплаты от истицы Службой в г.Биробиджане пограничного управления и уплата ею средств за потребление электроэнергии подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам и лицевыми счетами (л.д. 82-88).

Представленными доказательствами установлено, что жилой дом <адрес> в <адрес> был закреплен на праве оперативного управления за войсковой частью №2537, вошедшей впоследствии в состав Пограничного управления, затем расформированной. Подразделения ее были переподчинены Службе в г.Биробиджане Пограничного управления, но право оперативного управления на недвижимое имущество (спорная квартира в жилом доме) за Пограничным управлением не было зарегистрировано. Фактически, юридическое лицо - Пограничное управление своевременно не оформило право оперативного управления на жилое помещение в установленном законодательством порядке, в связи с чем истица длительное время не может реализовать свое право на получение жилья в собственность. Учитывая, что спорное жилое помещение не является служебным, в перечень жилищного фонда закрытых военных городков не входит, истица длительное время проживает в квартире, ранее правом приватизации не пользовалась, несет бремя содержания квартиры, оплачивая коммунальные и другие услуги, за ней должно быть признано право на приватизацию (бесплатную передачу в собственность) указанного жилого помещения.

Требования Тонких Т.С. к ТУ Росимуществу в ЕАО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, следует оставить без удовлетворения, поскольку указанный ответчик является ненадлежащим.        

В соответствии со ст.4 Закона от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Следовательно, ТУ Росимущества в ЕАО не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, связанному с осуществлением и защитой прав Тонких Т.С. по приватизации жилого помещения, поскольку принятие решения о приватизации квартиры не относится к его компетенции.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Исковые требования Тонких Тамары Семеновны к Государственному учреждению «Пограничное ордена Отечественной войны I степени управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Тонких Тамарой Семеновной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру расположенную <адрес> в <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>

Установленное настоящим решением право собственности на жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.

Исковые требования Тонких Тамары Семеновны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение десяти дней со времени изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                           С.Н. Кочев

Решение вступило в законную силу 12.08.2011