Дело № 2-197/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ЕАО, с. Ленинское 26 октября 2011 года Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе: председательствующего судьи Кочева С.Н., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Молчановой Г.А., представителя ответчика МОУ «НОШ <данные изъяты>» Фирсовой Г.В., представителя третьего лица, на стороне ответчиков - Отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО Андреевой Е.А., при секретаре Димовой Р.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении установления ограждения физкультурно-спортивной зоны образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства, установил: Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении установления ограждения физкультурно-спортивной зоны образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.09.2012 года. Требования мотивированы тем, что физкультурно-спортивная зона указанного выше образовательного учреждения не имеет ограждения, что нарушает право учащихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, и на санитарно-эпидемиологическое благополучие. В судебном заседании старший помощник прокурора района Молчанова Г.А. исковые требования поддержала и обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнила, что сама проводила проверку в образовательном учреждении, составляла акт о выявленном нарушении, срок его устранения считает разумным. К физкультурно-спортивной зоне не должен быть беспрепятственный доступ. Представитель ответчика директор МОУ «НОШ <адрес>» Фирсова Г.В. исковые требования признала и пояснила, что новым СанПином высота ограждения не предусмотрена. Где центральный вход в учреждение, забор имеется. Физкультурно-спортивную зону оградили трубами, думали, этого будет достаточно. Сейчас ею готовится ходатайство в отдел образования для выделения денежных средств на эти цели. На сегодняшний день средств нет т.к. в школе был капитальный ремонт, все деньги потрачены. Срок для установки ограждения считает достаточным. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО Андреева Е.А. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что это проблема практически всех школ. Отделом образования будут закладываться на эти цели денежные средства в смету на следующий год, а уже утверждать ее или нет решает Совет депутатов района. Представитель ответчика администрация Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО в судебное заседание не явился, согласно ходатайству от 10.10.2011 года № 05-1664 просили рассмотреть дело без участия Управления Роспотребнадзора по ЕАО. В письменном отзыве от 22.09.2011 года указывали, что нормативным актом регламентирующим работу общеобразовательных учреждений является САНПИН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 года №19993, III раздел которого и содержит требования к территории общеобразовательных учреждений. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 4 части 1 статьи 31, пунктом 3 части 3 статьи 32, пунктом 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.от 18.07.2011) «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям. Подпунктом 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 данного закона установлено, что создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 утвержден и введен в действие с 01.09.2011 года СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», далее (санитарные правила). Пунктом 1.1. санитарных правил установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях. Пунктом 3.1. санитарных правил определено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Из пояснений участвующих в деле лиц, акта проверки санитарно-эпидемиологического законодательства от 09.09.2011 года следует, что в МОУ «НОШ <адрес>» имеются учебная, и физкультурно-спортивная зоны. Физкультурная зона не ограждена забором. Данное обстоятельство подтверждается и фототаблицей, где видно, что территория данной зоны учреждения не ограждена забором и выходит к жилому сектору. В соответствии с пунктами 2, 87 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» учредителем Школы является Муниципальное образование«Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области в лице администрации Ленинского муниципального района ЕАО. Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами и принадлежащей ей собственностью. При недостаточности у школы указанных средств ответственность по ее обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом. Из свидетельства о праве собственности на землю серия №67 от 02.03.1994 года следует, что решением <данные изъяты> сельской администрации от 28.02.1994 года №67 земельный участок площадью 750 кв.м, передан <данные изъяты> начальной школе расположенной по <адрес> в постоянное землепользование. Из свидетельства о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от 06.05.2011 года следует, что на основании распоряжения Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 30.01.2008 №2, приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО от 21.04.2011 №19 и акта приема - передачи от 21.04.2011 - Муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» передано в оперативное управление здание (начальная школа), общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. № <данные изъяты>, лит. А, расположенное по адресу: ЕАО, Ленинский район <данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «06» мая 2011 года сделана запись регистрации №. Приведенными доказательствами установлено, что ответственность по обеспечению безопасности учащихся и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения возложена на образовательное учреждение, земельный участок закреплен за школой в постоянное пользование, здание школы находится в оперативном управлении учреждения, в связи с чем МОУ «НОШ <адрес>» обязано установить ограждение территории физкультурно-спортивной зоны в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств у общеобразовательного учреждения, обязанность по установлению ограждения территории физкультурно-спортивной зоны должна быть возложена на учредителя школы администрацию Ленинского района ЕАО. Сроки установления ограждения, указанные в иске прокурором, с учетом характера и объема работ, суд считает вполне реальными для их исполнения. В соответствии с пунктами 9, 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. По настоящему делу исковые требования прокурора удовлетворены, а органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, следовательно государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МОУ «НОШ <адрес>» не освобожденного от ее уплаты в размере 100 рублей (абзац 3 пункта 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ - 200 рублей: 2 плательщика=100). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении установления ограждения физкультурно-спортивной зоны образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств, установить ограждение физкультурно-спортивной зоны территории школы, расположенной по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район <адрес> в соответствии с требованиями пункта 3.1. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в срок до 01 сентября 2012 года. При недостаточности у муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа <адрес>»денежных средств обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области установить ограждение физкультурно-спортивной зоны в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> в соответствии с требованиями пункта 3.1. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере 100 (сто) рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.Н. Кочев Решение вступило в законную силу 08.11.2011