Решение по делу №2-232/2011 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом к Муниципальному унитарному предприятию «Единый заказчик», Якименко Ю.П. о признании договора социального найма жилого помещения недействительным



Дело № 2-232/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с.Ленинское                                                                            01 декабря2011 года

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участием представителя истца Комитета

по управлению муниципальным имуществом Волошинской И.И.,

представителя ответчика Шишкиной Н.Г.,

при секретаре Димовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Муниципальному унитарному предприятию «Единый заказчик», Якименко Юрию Петровичу о признании договора социального найма жилого помещения недействительным,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области обратился в суд иском к Муниципальному унитарному предприятию «Единый заказчик», Якименко Юрию Петровичу о признании договора социального найма жилого помещения недействительным указывая, что 07 июля 2010 года МУП «Единый заказчик» от имени собственника жилого помещения Муниципального образования «Ленинское сельское поселение» ЕАО заключило договор социального найма жилого помещения №163 с Якименко Ю.П. по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. Данная квартира числится в реестре служебного жилого фонда Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» и находится в оперативном управлении Отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО. 13 ноября 2000 года постановлением главы Ленинской административно-территориальной единицы на основании отношения отдела образования администрации муниципального образования «Ленинский район» Якименко Ю.П. был выдан ордер на служебное жилое помещение. В 2010 году ордер в нарушение указанного выше отношения был переоформлен в договор социального найма, что повлекло изменение статуса жилого помещения. На основании изложенного истец просил суд признать договор социального найма жилого помещения от 07.07.2010 №163 недействительным.

Определением суда от 14.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца был привлечен Отдел образования администрации Ленинского района ЕАО.

В судебном заседании представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО Волошинская И.И. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснила, что квартира является собственностью района и предоставлялась Якименко Ю.П. как служебное жилье. О том, что с Якименко Ю.П. вместо договора найма служебного жилого помещения был заключен договор социального найма жилого помещения, узнали, когда Якименко обратился к ним 02.01.2011 с заявлением о разрешении приватизации квартиры, в чем ему было отказано.

Представитель ответчика Шишкина Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Якименко действительно предоставлялся ордер на квартиру для вселения и проживания с семьей, как специалисту, работающему в сельской местности. Ордер был с красной полосой, квартира служебная. Более 10 лет Якименко проработал учителем. С 2005 года, с лицами, которые проживали на основании ордеров, в связи с введением нового жилищного кодекса, стали заключаться договора социального найма. Ордер как основание проживания в жилом помещении утратил свою силу. С Якименко с 2005 до 2010 года договора не заключались. Реестр служебного жилья, представленный истцом, не имеет юридической силы, т.к. он должен пройти обязательную государственную регистрацию, и кроме того, квартира в реестр была включена в 2010 году, когда ее статус служебного жилого помещения был утрачен. Истцом не представлены документы о регистрации квартиры в качестве служебной после введения нового жилищного кодекса. В соответствии с правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, отнесение жилого помещения к специализированному жилому фонду не допускается, если оно занято по договору социального найма. С Якименко указанный договор составлен. Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на квартиру у истца было оформлено в 2000 году, после введения в действие нового жилищного кодекса не переоформлено. И из него не следует, что квартира является служебной. Отношение, выданное отделом образования для заключения с Якименко договора найма служебного жилого помещения, не является тем документом, на основании которого возможно заключение данного договора. Должно было быть решение органа местного самоуправления об отнесении квартиры к специализированному жилому помещению.

Представитель ответчика МУП «Единый заказчик» в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлены надлежащим образом. Из заявления исполняющего обязанности конкурсного управляющего МУП «Единый заказчик» Праскова М.С. от 22.11.2011следует, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Какими-либо сведениями по делу не располагает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Отдел образования администрации Ленинского района ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом.

Неявка представителя ответчика и третьего лица не является препятствием к рассмотрению судом дела по существу.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшим до 01.03.2005 года) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В судебном заседании установлено, что решение исполнительного комитета районного Совета народных депутатов о включении квартиры <адрес> в <адрес> в число служебных помещений и вхождении ее в специализированный жилищный фонд Ленинского муниципального образования в 2000 году выносилось, но было утрачено (утеряно). Об этих обстоятельствах пояснила представитель истца, это не оспаривалось представителем ответчика, пояснившей, что квартира Якименко Ю.П. предоставлена была на основании ордера на служебное жилое помещение, ордер с красной полосой.

Материалами дела подтверждается, что Якименко Ю.П. в Ленинской средней школе (в настоящее время МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское») работает учителем физкультуры с 1996 года, что подтверждается трудовым договором № 84 от 24.05.2006, трудовой книжкой.

Из постановления Главы Ленинской административно-территориальной единицы №169 от 13.11.2000 следует, постановлено, на основании отношения отдела образования администрации района муниципального образования «Ленинский район» от 09.11.2000 б/н выдать Якименко Ю.П. ордер на служебное занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> совместно с членами семьи ФИО5 (жена), ФИО6 (дочь).

Наличие выдачи указанного отношения Отделом образования участвующими в деле лицами не оспаривалось. О том, что квартира по адресу <адрес> закреплена за Отделом образования администрации Ленинского района ЕАО подтверждается договором о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления №15 от 26.07.2002 и актом приема-передачи данной квартиры (Приложение №1 к договору).

Согласно поквартирной карточки ФИО5, ФИО6 выписаны из квартиры 20.06.2006. Наниматель Якименко Ю.П. прописан в квартире с 28.11.2000 и по настоящее время.

Из информационного письма (отношения) Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района № 602 от 07.07.2010 следует, что Комитет поручает МУП «Единый заказчик» заключить договор найма служебного жилого помещения- квартиры <адрес> в <адрес> с Якименко Ю.П. и членами его семьи.

Обстоятельства того, что Якименко Ю.П. проживает в квартире один, является ее нанимателем, оплачивает найм жилья и коммунальные услуги, подтверждается выпиской из лицевого счета № 000467 от 30.11.2011, справкой АБ ТП ОФМС РФ ЕАО в с.Ленинское, справкой Ленинского сельского поселения от 06.10.2011 № 2823, договором социального найма жилого помещения №163 от 07.07.2010.

Представители истца и ответчика подтвердили, что указание в договоре о том, что он заключен МУП «Единый заказчик» от имени собственника Муниципального образования «Ленинское сельское поселение» ЕАО совершено ошибочно. Фактически договор заключен с Муниципальным образованием «Ленинский муниципальный район» ЕАО, что отражено в самом договоре напротив даты его заключения.

Сообщением Главы администрации Ленинского сельского поселения № 847 от 03.11.2011 также подтверждено, что спорная квартира не числится в реестре муниципальной собственности Ленинского сельского поселения.

Доводы представителя ответчика о том, что спорная квартира в настоящее время не является служебной, реестр служебного жилья не имеет юридической силы и истцом не представлены документы о регистрации квартиры в качестве служебной, после введения нового жилищного кодекса, что отнесение жилого помещения к специализированному жилому фонду не допускается, если оно занято по договору социального найма, суд считает несостоятельными.

Согласно представленным документам (договора купли-продажи квартиры, распоряжения главы муниципального образования № 52-Р от 18.10.2000 о приобретении квартиры, реестра служебного жилья на территории муниципального образования «Ленинский муниципальный район» на 01.01.2010) установлено, что квартира по адресу <адрес> приобретена в муниципальную собственность 17.10.2000, закреплена за районным отделом образования, и предоставлена Якименко Ю.П. на основании постановления №169 от 13.11.2000. 30.10.2000 данная квартира (кадастровый номер 79:03:00:00:00:00:300:36) зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за правообладателем - Муниципальное образование «Ленинский муниципальный район» ЕАО, что подтверждается выпиской ЕГРП от 22.11.2011, выданной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО.

Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) не предполагают внесение в него и Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество сведений о служебности жилого помещения (утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219). ЕГРП и Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержат сведения о вещных правах на недвижимое имущество и их ограничениях (аренда, ипотека, сервитут), признание жилого помещения служебным не относится к таким ограничениям.

О том, что квартира была после ее приобретения включена в число служебных помещений и входила в специализированный жилищный фонд Ленинского муниципального образования представителем ответчика не оспаривалось. Указывалось, лишь, что все документы об ее служебности подлежали переоформлению после введения в действие нового жилищного кодекса РФ, т.к. ордер утратил свою силу, требовалось заключать договора, чего не было сделано, вплоть до 2010 года, когда с Якименко Ю.П. был заключен договор социального найма. Данные требования, по мнению суда, не основаны на законе.

В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. Таким образом, под служебными жилыми помещениями понимаются те помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с исполнением ими обязанностей по трудовому договору с органами местного самоуправления (в данном случае). Решение о предоставлении гражданину жилого помещения принимает его собственник, в данном случае от его имени действовало МУП «Единый заказчик», на основании отношения Комитета по управлению муниципальным имуществом. С лицом, которому предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма по установленной форме, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.

Пояснениями участвующих в деле лиц, материалами дела (постановлением Главы Ленинской административно-территориальной единицы №169 от 13.11.2000 о выдаче ордера, самим ордером, договором купли - продажи, выпиской из ЕГРП) установлено, что спорное жилое помещение с 2000 года является служебным, находится в собственности Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, и передано в оперативное управление Отдела образования администрации Ленинского района ЕАО. Служебным жилым помещением квартира была признана до введения в действие нового жилищного кодекса РФ, и предоставлена была Якименко Ю.П. для проживания в связи с исполнением им трудовых отношений. Собственником квартиры не принималось решение об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений. Необходимости в связи с введением в действие нового жилищного кодекса РФ, в переоформлении каких-либо документов по квартире, не имелось. То обстоятельство, что реестр составлен на 01.01.2010 по существу ничего не меняет. При этом, представитель истца поясняла, что указанный реестр уточняется каждый год.

То обстоятельство, что для заключения договора найма специализированного жилого помещения собственником квартиры в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района было вынесено отношение (фактически тоже решение), не изменяет статуса жилого помещения как служебного, принятого по спорной квартире еще до введения в действие нового жилищного кодекса РФ. При этом, суд отмечает, что и с данным отношением Комитета по управлению муниципальным имуществом по существу был заключен другой договор - договор социального найма жилого помещения, что не соответствовало намерению и интересам собственника жилья.

С учетом изложенного, суд считает, что договор социального найма №163 от 07.07.2010 был заключен с существенными нарушениями, в частности Жилищного кодекса РФ (ст.93), Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». В данном случае, спорная квартира является служебной, и в отношении нее мог быть только заключен договор найма служебного жилого помещения (Типовой договор, утвержден указанным постановлением), но никак договор социального найма жилого помещения.

Пунктом 1 ст.166 Гражданского кодекса установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку договор социального найма жилого помещения №163 от 07.07.2010 года при его заключении не соответствовал требованиям закона и иных правовых актов (ничтожная сделка), он подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО ((как отраслевой (функциональный) орган местного самоуправления)) в силу ст.336.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, пошлина, размер которой составляет 200 рублей, подлежит взысканию с ответчиков, не освобожденных от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области удовлетворить.

Признать недействительным заключенный от 07 июля 2010 года №163 между Муниципальным унитарным предприятием «Единый заказчик» действовавшим от имени собственника жилого помещения Муниципального образования «Ленинское сельское поселение» ЕАО и Якименко Юрием Петровичем договор социального найма жилого помещения состоящего из трех комнат, находящегося по адресу: <адрес>

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Единый заказчик» и Якименко Юрия Петровича судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области в сумме <данные изъяты>, по <данные изъяты> рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЕАО, через Ленинский районный суд ЕАО со времени вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                            С.Н. Кочев

<данные изъяты>